Растим будущего читателя
Воротняк Юлия Михайловна,
воспитатель ГБДОУ№112
Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
Проблема формирования интереса к книге сегодня актуальна как никогда. Готовых рецептов, как научить ребенка любить книгу, нет. Истоки читательского таланта, как и многих других способностей, лежат в детстве. Чем характеризуются эти истоки? Способностью ярко, эмоционально откликаться на прочитанное, переживать изображенные события.
Ребенок – дошкольник, приученный к книге, обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного, «проживать» его (видит, слышит, обоняет и осязает прочитанное так ярко, что чувствует себя участником событий). Способность со радоваться и сострадать у детей очень высока. Но эта чуткость к прочитанному не возникает сама по себе. Ведь не секрет: чудо книги существует не для всех.
Задача взрослого открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Таким образом, читательская судьба ребенка зависит от взрослого, который является посредником между писателем и ребенком.
Формирование интереса детей к книге – процесс длительный и сложный. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, так как он является фундаментом литературного образования и во многом определяет его. Говоря о задачах литературного образования дошкольников, Л.С. Выготский указывал, что они состоят не в том, чтобы изучать классическую литературу, ее историю, а в том, чтобы «вообще открыть перед ребенком мир словесного искусства». Что это значит? Ввести ребенка в мир словесного искусства - значит познакомить его с существованием этого искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, показать многообразие жанров художественной литературы (проза и поэзия, рассказы и сказки, пословицы, загадки, песенки, потешки – и многое другое), воспитать чувство слова, вызывать интерес, любовь и тягу к книге. Дошкольный возраст - период активного становления художественного восприятия ребенка. Психологи выделяют два периода, имеющие редкие качественные различия и тесно связанные с развитием личности ребенка в целом. Первый длится от двух до пяти, после пяти начинается второй период, когда искусство слова отделяется от всякой иной деятельности, прежде всего от игры, и становится самостоятельным. Именно в этот период нужно учить ребенка вглядываться в текст, понимать его, чтобы в дальнейшем он получал наслаждение от процесса чтения. И воспитатель, и родители должны обращать внимание на детские попытки сочинительства, фиксировать интересные высказывания, нестандартный подход к анализу произведения, поощрять и развивать детей в этом направлении.
Кроме того, дети этого возраста уже осознают себя как представители определенного пола. При формировании круга чтения литературы в свободное время надо не забывать о психологической и половой направленности. Литература путешествий и приключений, книги героического содержания, произведения, рассказывающие о мастерах, умельцах, будут больше интересовать мальчиков этого возраста. В подборе книг для девочек следует больше уделять внимание «женскому началу»: лирическому пафосу произведения, его эмоциональному строю.
Взрослые – и воспитатель, и родители – должны следить за психологическим состоянием ребенка в период общения с книгой. Читать необходимо до тех пор, пока в глазах детей есть интерес к тексту. Заканчивать чтение на самом интересном месте. Чтение одного и того же произведения в детском саду и дома, если того не желает сам малыш, может наскучить ребенку, и потребность в ежедневном общении с книгой будет потеряна.
Трудно заранее предсказать, что и как следует делать. Взрослые сами должны сориентироваться в ситуации и достойно, грамотно направить попытки ребенка в самовыражении.
Литература: Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.