Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Использование художественного экспериментирования
в пейзажном рисовании как способ поддержки
детской инициативы и самостоятельности

Шиманская Ирина Олеговна,
старший  воспитатель ГБДОУ детский сад №69
комбинированного вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Современные стандарты дошкольного образования ориентированы на принятие и поддержку  индивидуальности ребенка, его интересов и потребностей, развитие творческих способностей и заботу об эмоциональном благополучии. Одним из наиболее эффективных способов формирования творческой личности дошкольников является изобразительная деятельность. Для развития изобразительного творчества важно знакомить детей  с миром  природы, а так же отображением ее в произведениях изобразительного искусства - пейзажной живописью. Значимо, что именно в старшем дошкольном возрасте детей начинают знакомить с этим жанром изобразительного искусства. Природа является одним из доступных и интересных для детей источников информации, эмоциональных переживаний, эстетических впечатлений, это радость узнавания окружающего мира, одновременно знакомого и незнакомого. Знакомясь с  произведениями пейзажного искусства, ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство дарит радость общения, формирует умение сопереживать. Через зримые красочные образы произведения пейзажной живописи ребёнок познает красоту, истину, добро, формирует художественно-эстетический вкус.  Произведения художников – пейзажистов развивают детское творческое воображение, позволяя детям видеть и слышать  произведения. У них возникает желание самим создать нечто подобное.  Вместе с тем, при повышенном интересе к природе, у детей возникают затруднения в рисовании пейзажа, связанные с недостаточно развитыми техническими навыками, которые приводят к снижению интереса к рисованию данного объекта и в целом к изодеятельности. Помочь разрешить данное противоречие может планирование и реализация последовательной работы по использованию в пейзажном рисовании различных техник, полученных в результате  художественного экспериментирования с изобразительными материалами и инструментами.
Термин «художественное экспериментирование», который используется современными исследователями [6;42] включает в себя: экспериментирование с изобразительными материалами и инструментами с целью изучения их возможностей, определения наиболее интересных сочетаний средств выразительности, поиска интересного, оригинального художественного образа. По мнению исследователей, преимущество данного вида деятельности состоит в том, что детское экспериментирование стимулирует формирование креативной (творческой) направленности развития  личности ребенка, так как в процессе творчества, экспериментирования и обследования у ребенка появляется ощущение радости открытий. Ребенок, не получает готовых рецептов и алгоритмов решения творческих заданий, он эмоционально переживает  процесс продвижения к открытию нового.
    Анализ экспериментальных данных и имеющихся в источниках данных позволяет определить этапность и технологию поддержки детских проявлений в процессе освоения пейзажного рисования посредством экспериментирования. Данная работа может быть разделена на 3 этапа и проводиться в течение года:
Целью  1 этапа «Путешествие в мир природы»  является расширение представлений о пейзажном искусстве, активизация интереса дошкольников к пейзажному рисованию, к художественному экспериментированию;
Целью 2 этапа  «По секрету всему свету»  является освоение средств выразительности различных «нетрадиционных» способов рисования  в процессе художественного экспериментирования с изобразительными материалами и инструментами;
Целью 3 этапа «Пейзажи со всего света» является  развитие у детей старшего дошкольного возраста самостоятельности, творческих проявлений в создании выразительных образов в пейзажном рисовании с использованием различных изобразительных материалов и инструментов, совершенствование умения воспринимать художественные картины.
Для развития художественно-эстетического восприятия пейзажной живописи, целесообразно:  
- создание в учреждении или группе детского сада центра «Художественная гостиная», в котором педагогами может  проводиться серия образовательных ситуаций по знакомству дошкольников с творчеством художников, произведениями пейзажной живописи, рассматривание репродукций картин, выставки иллюстраций художников к стихотворениям о природных явлениях, пейзажных рисунков.
- серии образовательных ситуаций: «Кто такой художник» - знакомство детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиями труда, особенностями [4], «О чем рассказывает пейзажная картина» - подвести к пониманию о том, что пейзаж – это изображение естественной или измененной человеком природы, увиденной и прочувствованной художником, познакомить с видами пейзажа [5], «Грустные дни поздней осени» - развивать у детей эмоциональную отзывчивость на пейзажный образ, его настроение, учить соотносить впечатление от живописного пейзажа с собственными чувствами и опытом восприятия осенней природы [5] и т.п.
 В процессе знакомства детей с произведениями пейзажной живописи возможно использование таких методов как: постановка  темы беседы с помощью загадок, например: «Пусты поля, мокнет земля, дождь поливает. Когда это бывает?»; вопросов: «Какие краски создают ощущение грусти, печали, уныния?»; использование  синтеза искусств: поэтическое слово, сравнение, эпитеты: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна…», музыкальное сопровождение.
Целесообразно использовать игровые  приемы, способствующие накоплению знаний детей о пейзаже и развитию умения отличать пейзаж от других жанров живописи: игровое упражнение «Собери пейзаж». Перед ребенком выкладывается картинка, разрезанная на части, и ребенку необходимо ее собрать. После того, как картинка собрана, ребенок должен ответить, можно ли ее назвать пейзажем; игровое упражнение «Хлопки в ладоши». Ведущий показывает карточку, если на ней изображен пейзаж, дети хлопают в ладоши, а если другой жанр живописи – убирают руки за спину.
Игровые упражнения, способствующие развитию умения «чувствовать» художественный образ, желание отображать природу, продумывать характер изображения: «Этюд» - детям предлагается придумать образ Векового Дуба, Липки, Ивы – плачущей и др. образы, рассказать о нем, показать пластикой (от лица растения сказать фразу). Л.В. Компанцева, предлагает  интересный прием «вхождение» в картину «Представьте, что вы очутились в этом лесу, что вы слышите, ощущаете?» Этот прием позволяет дошкольнику «почувствовать», «увидеть» образ созданный художником [3].
Для более успешной работы в данном направлении необходимо  использовать опыт восприятия детьми живой природы, чтение и разучивание стихов, сравнивание репродукций пейзажных картин, с целью дать дошкольникам представление о разнообразных средствах выразительности, которые используют художники для передачи своего видения, своих эмоций, ощущений от увиденного.
Для развития интереса к художественному экспериментированию  «нетрадиционным» техникам рисования целесообразно проведение цикла совместных форм деятельности «Волшебные превращения», в которых педагоги могут  использовать методические приемы, позволяющие активизировать поиск новой (неизвестной) информации об изобразительных материалах и инструментах, способах создания образов, средств выразительности  (ритм, фактура, цвет, композиция, линия): опытов, игр-экспериментирований, проблемно-игровых ситуаций. «Для создания атмосферы творческого поиска возможно использование игровых оболочек, персонажей, которые позволяют создать сквозную мотивацию освоения искусства» (А.М. Вербенец) [6,46].
 Важно использовать ситуации, опыты, экспериментирование с  различными изобразительными материалами и инструментами, активизирующие интерес дошкольника к художественному экспериментированию, инициирующие самостоятельный поиск выразительных художественных образов. Например, проблемно-игровая ситуация «Представьте, что все кисточки исчезли, чем будем  рисовать?». Детям предлагается нарисовать пейзаж, но все кисточки, карандаши, фломастеры спрятала Баба Яга. Детям предлагается подумать, какие инструменты и материалы можно использовать в качестве изобразительного материала? Затем педагог показывает детям заранее приготовленные материалы (тушь, скомканная бумага, зубные щетки, различные печатки, уголь, помада и т.п.) и предлагает поэкспериментировать с ними в поисках интересных выразительных образов. Или, например, проблемно-игровая ситуация «Поможем художнику дорисовать картину». Детям демонстрируется не законченный пейзаж и предлагается его  закончить. Вместе с  педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Какие изобразительные техники можно использовать (тычок жесткой кистью, ватной палочкой, мятой бумагой, поролоном, печать листьями) Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок. После предлагается детям придумать и рассказать историю о полученном пейзаже. Представить себя прогуливающимся в этом лесу, «Какие звуки, запахи вы там услышите?».
Игра-экспериментирование «Превращение капелек-клякс» - знакомит детей с техникой раздувания капель краски с помощью коктельной трубочки.
Игра-экспериментирование «Прятки в отпечатке» - детям предлагается сделать отпечатки различными предметами, ладошкой, пальчиками, а затем, дорисовав необходимые детали, закончить образ.
 Игра – экспериментирование «Игра в пятнышки». Игровой персонаж предлагает поиграть с детьми в интересную игру с красками. Нужно смочить весь лист водой, затем, с помощью кисточки, покрыть разноцветными пятнами и красивыми «растеками» весь лист сырой бумаги, дать ему подсохнуть. Затем внимательно рассмотреть фон и найти какой – нибудь сюжет или изображение. Дорисовать маленькой кисточкой, фломастером, гелевой ручкой недостающие детали, чтобы получился законченный рисунок.
           В процессе художественного экспериментирования с изобразительными материалами и инструментами, дети знакомятся с различными «нетрадиционными» техниками, которые можно успешно применять в пейзажном рисовании:  тиснение, тычок щетинной кистью, поролоном, рисование  акварелью по сырому, по восковому мелку, пальчиковое, ладонное рисование,  рисование мятой бумагой, пластилином, рисование стекой, ватной палочкой, рисование по трафарету, рисование щеткой, набрызг, печатание растениями, кляксография,  монотипия.
Для использования полученного опыта в ходе художественного экспериментирования, знакомства с «нетрадиционными техниками» целесообразно проведение цикла совместных форм «Мастерская юного художника», которые будут способствовать развитию самостоятельности, творческих проявлений старших дошкольников в создании выразительных   образов природы в пейзажном рисовании.
Ниже приведены примеры таких образовательных ситуаций
ОС «Я люблю пушистое, я люблю колючее» -  детям предлагается нарисовать ежика, зайчика и медведя, выбрав ту технику, которая поможет наиболее точно передать фактуру, цвет, характер художественного образа (тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном). Затем, необходимо дорисовать лес, в котором «живет» персонаж. По окончании работы  детям задается вопрос: «Можно ли эту картину назвать пейзажем?»   [2].
ОС «Осень на опушке краски разводила» - детям предлагается нарисовать осенний лес с использованием техники «печать растений». Данная образовательная ситуация развивает умение видеть художественный образ и замысел, через природные формы [1];
ОС  «Осенние мотивы» - дети рисуют осенний пейзаж,  используя технику «раздувание» краски,  осваивая способ спонтанного рисования. [1]
 
Таким образом, использование художественного экспериментирования  в развитии пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста, позволяет: активизировать  экспериментирование и обследование изобразительных материалов и способов создания изображения;  «подсказывать» детям образы природы и природных объектов, инициировать  самостоятельное получение разнообразных выразительных  образов,  позволяет передавать эмоции, впечатления, отношение к окружающей ребенка природе. Дети, не владеющие в достаточной степени, графическими навыками и умениями, смогут в интересной и увлекательной форме получить яркие выразительные образы в пейзажном рисовании, художественное экспериментирование с различными изобразительными техниками будет дарить детям радость и удовольствие от процесса творчества, уверенность в своих силах, удовлетворение от полученных результатов.
 
Литература:
  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008
  2. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчества (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985
  3. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М: Просвещение, 1985. – 96с
  4. Копцева Т. А. Программа по изобразительному искусству «Природа и художник». - М.: ТЦ Сфера., 2008 г
  5. Курочкина Н.А. Дети и пейзажная живопись времена года – С-Пб, 2003
  6. Развитие познавательно – исследовательских умений у старших дошкольников. Авторы-состовители: З.А.Михайлова, Т.И.Бабаева, Л.М.Кларина, З.А.Серова «Исследовательское поведение дошкольников в процессе освоения изобразительного искусства и художественной деятельности: идеи, особенности, методы» Вербенец А.М.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»