Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Формирование представлений о сенсорных эталонах
цвета у детей младшего дошкольного возраста

Громова Алена Валериевна
 ГБДОУ Детский сад №12
Калининского района 
Санкт-Петербурга

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики (Я. А. Коменский, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева и др.) были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов. Анализ дидактических систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого-педагогических исследований.

Общая система сенсорного воспитания, разработана советскими учеными, педагогами и психологами (А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Л. А. Венгером, Н. Н. Поддъяковым и др.) на основе современных дидактических принципов.

На каждом занятии решение задач преемственно и ориентировано на фактический уровень сенсорного развития детей и перспективно направлено на освоение комплексной программы сенсорного воспитания в дошкольном детстве.

В основу первого принципа положено обогащение и углубление содержания сенсорного воспитания, предполагающего формирование у детей начиная с раннего возраста широкой ориентировки в предметном окружении, т. е. не только традиционное ознакомление с цветом, формой и величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и т. д., с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций и т. д.

Второй принцип предполагает сочетание обучения сенсорным действиям с различными видами содержательной деятельности детей, что обеспечивает углубление и конкретизацию педагогической работы, позволяет избежать формальных дидактических упражнений. В процессе этих видов деятельности ребенок ориентируется на свойства и качества предметов, учитывая их значение в решении важных жизненных задач. В большинстве случаев они выступают не сами по себе, а как признаки более важных качеств, которые невозможно наблюдать (величина и цвет плодов являются сигналами их зрелости). Поэтому совершенствование сенсорного воспитания и должно быть направлено на выяснение смысла свойств предметов и явлений или выяснение их «сигнального значения».

Третьим принципом теории сенсорного воспитания предопределяется сообщение детям обобщенных знаний и умений, связанных с ориентировкой в окружающей действительности. Свойства и качества предметов, явлений настолько разнообразны, что ознакомление ребенка со всеми ними без ограничения, также, как и сообщение ему знаний о каждом из них в отдельности, невозможно. Правильная ориентировка детей в окружающем может быть достигнута в результате специфических действий по обследованию величины, формы, цвета предметов. Особую ценность представляют обобщенные способы обследования определенного рода качеств, служащие решению ряда сходных задач.

Четвертый принцип предполагает формирование систематизированных представлений о свойствах и качествах, которые являются основой - эталонами обследования любого предмета, т. е. ребенок должен соотносить полученную информацию с уже имеющимися у него знаниями и опытом. Очень рано ребенок начинает использовать свои знания как средство восприятия и осознания нового предмета.

В своей многовековой практике человечество выделило определенную эталонную систему величин, форм, цветовых тонов. Бесконечное их разнообразие было сведено к немногим основным разновидностям. Овладевая такого рода системой, ребенок получает как бы набор мерок, эталонов, с которыми он может сопоставить любое вновь воспринятое качество и дать ему надлежащее определение. Усвоение представлений об этих разновидностях позволяет ребенку оптимально воспринимать окружающую действительность.

Реализация изложенных выше принципов возможна уже на этапе раннего и дошкольного детства. В первые годы жизни (до 3,5-5 лет) запоминание названий цвета протекает у большинства детей чрезвычайно медленно и со значительными трудностями. Индивидуальные различия в быстроте усвоения названий цвета зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от ассоциативных связей из личного опыта ребенка.

Усвоение названий цвета детьми раннего возраста существенно ускоряется, если вместо общепринятых слов, обозначающих эти свойства, применяются их «опредмеченные» наименования. Человечество широко использует их, о чем свидетельствуют, например, названия цветовых тонов: морковный, лимонный, розовый, апельсиновый, абрикосовый, сиреневый, вишневый и т. д. Абстрактные слова для детей заменяются названиями конкретных предметов, имеющих постоянную характеристику.

Дети третьего года жизни, назвав какой-либо из цветов, часто не связывают это название с конкретным цветом. Двухлетний ребенок, самостоятельно произнеся слово красный, может указать на зеленый или какой-либо другой цвет. Нередко, дети словом красный подменяют слово цвет. Устойчивой связи между словами - названиями цвета и конкретным цветом еще не образовалось.

Полное слияние слов-названий цвета с их конкретным содержанием у детей происходит только к пяти годам.

Восприятие цвета совершенствуется с возрастом. Это подтверждается решением всех типов задач, требующих ориентировки на цветовые свойства объектов. Наиболее ярко это демонстрируют задачи на выбор по образцу без называния цвета: их почти не решают дети до 2 лет, решают примерно 1/4 детей в возрасте 2-2,6 лет и более чем 1/2 старше 2,6 лет.

С возрастом изменяется не только количество решенных каждым ребенком задач, но и сами способы их решения: предпочтение одного из цветов характерно в основном для детей более младшего возраста; дети же старшей группы выполняют все задания, как правило, путем тщательного сличения объектов между собой и с образцом. Это приводит к успешному выполнению заданий на группировку и на выбор по образцу.

При определении содержания и методов работы по сенсорному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста исходными явились принципы теории сенсорного воспитания. Опираясь на них, было выяснено, с какими свойствами можно и нужно знакомить детей, какие цветовые тона, формы, величины предметов следует использовать и, самое главное, как должен строиться процесс обучения детей восприятию окружающей действительности.

Н. П. Сакулина, рассматривая вопрос об ознакомлении детей с цветом, отмечала, что с отвлеченными цветами детей следует знакомить лишь после того, как у них в процессе наблюдений окружающего появится достаточный опыт цветовых представлений. Накопление такого опыта должно происходить, по ее мнению, в раннем детстве, а в 3-4 года у детей уже возникает потребность знать названия и ориентироваться в 5-6 цветовых тонах.

В раннем детстве еще нет возможности и необходимости знакомить детей с общепринятыми сенсорными эталонами, сообщать им систематические знания о свойствах предметов. Однако проводимая работа должна готовить почву для последующего усвоения эталонов, т. е. строиться таким образом, чтобы дети могли в дальнейшем, уже за порогом раннего детства, легко усвоить общепринятые расчленения и группировку свойств.

Сенсорные представления о цвете включают основные цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный). Однако следует отметить, что голубой цвет воспринимается даже значительно более старшими детьми не как самостоятельный цветовой тон, а как оттенок синего, поэтому одновременное введение синего и голубого цвета может существенно затруднить формирование четких цветовых представлений. Следовательно, рациональнее остановиться на восьми цветах.

Выделение свойств вначале, когда дети еще не владеют общепринятыми эталонными представлениями, идет посредством соотнесения предметов между собой. На более высоком уровне развития детей распознавание цвета достигается в процессе соотнесения свойств предметов с усвоенными эталонами.

Для более точного определения содержания представлений о цвете у детей младшего дошкольного возраста мы проанализируем программные задачи, которые стоят перед детьми второй младшей и средней группы. Для этого мы проанализируем примерную общеобразовательную программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Во 2 младшей группе раздел «Сенсорное развитие» представлен следующими задачами:

- обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи;

- совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств);

- развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения);

- создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной;

- закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов;

- группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету;

- совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету.

В средней группе указаны следующие задачи сенсорного развития:

- продолжать работу по сенсорному развитию в разных видах деятельности;

- обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования;

- закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов;

- совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние);

- обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи;

- продолжать знакомить с цветами (красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый);

- развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов);

- подбирать предметы по 1-2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).

При решении различных сенсорных заданий важным оказывается обучение детей внешним приемам сопоставления объектов, например: накладывание объектов друг на друга в случае ознакомления с формой, прикладывания их друг к другу с уравниванием по одной линии при знакомстве с величиной и, наконец, прикладывание вплотную при распознавании цвета. Преобразуюсь, эти внешние ориентировочные действия приводят к формированию сенсорных действий, позволяющих производить зрительное сопоставление объектов по их свойствам. Поэтому основная задача ознакомления детей с цветом - это обеспечить накопление представлений о цвете предметов.

Таким образом, рассмотрев вопрос: формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста, мы пришли к выводу о том, что сенсорное развитие очень активно осуществляется именно в раннем и младшем дошкольном возрасте. Ребёнка дошкольного возраста учат различать и называть цвета.

Список литературы

1. Воспитание детей раннего возраста  Н. М. Аксарина.- М., 2001.

2.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников  Л. А. Венгер.- М.: Просвещение, 2008.

3. Сенсорное воспитание дошкольников  Л. А. Венгер, В. С. Мухина // Дошкольное воспитание.- 2004.- № 13.- С.14.

4. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования 

Н. Е. Веракса., Т. С. Комарова, М. А. Васильева.– М.: Мозаика-Синтез, 2011.

5. Психология  Л. С. Выготский.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

6. Воспитание и развитие детей раннего возраста: Пособие для воспитателя детского сада под ред.

Г. М. Ляминой.- М.: Просвещение, 2011.

7. Игра или упражнение  Г. Глушкова // Дошкольное воспитание.– 2008.– №12.– С.29 – 34.

8. Развитие восприятия у ребенка  Л. П. Григорьева.- М.: Школа Пресс.- 2001.

9. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей  Т. И. Гризик.- М: Просвещение, 2007.

10. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни

И. В. Дворова, О. П. Рожков.- М.: Модэк, 2007.

11. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста  Н. В. Дубровская // Дошкольная педагогика.- 2003.– №6.– С. 21 – 26.

12. Учимся различать цвета и запоминать их названия  Н. Ефремова // Дошкольное воспитание.- 2002.– №12.– С. 20 – 21.

13. Значимость игры в развитии человека А. Жичкина // Дошкольное воспитание.- 2002.- №4.-  С. 2-6.

14. Сенсорное воспитание дошкольников А. В. Запорожец, А. П. Усова.- М.: Академия педагогических наук, 2003.

15. Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада Е. А. Каралашвили, О. В. Антоненкова,

Н. Е. Малахова // Справочник старшего воспитателя.- 2008.- №5.– С.13.

16. Развиваем сенсорику и мелкую моторику  Н. Кирпичникова // Дошкольное воспитание.- 2005.- №2.- С.76-78.

17. Сенсорные уголки для диагностики  Е. Никитина // 0бруч.- 2006.- №2.- С. 15.

18. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / 

Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

19.Сенсорное воспитание ребенка в процессе конструктивной деятельности Н. Н. Поддьяков // Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду.- М.: Просвещение, 2001.

20. «Играем с цветом» А.Р. Ремезова - М. : Школьная Пресса,2005.

21. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их возрастные особенности  Е. И. Тихеева // Дошкольное воспитание.-2002.- №10.- С.90-93.

22. Формирование восприятия цвета у дошкольников \ под ред. А. В. Запорожца и  Л. А. Венгера.- М., 1989.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»