Организация утреннего приёма детей в ГБДОУ
Зубарева Ирина Далимовна
Большое значение в организации всего дня в детском саду имеет утренний приём детей, проводимый как в тёплый, так и в холодный период года. Перед приёмом детей воспитатель должен обязательно проветрить группу. В тёплый период года воспитатель выходит встречать детей на площадку, берёт с собой выносной материал для организации совместных и самостоятельных игр детей, а также для индивидуальной работы с детьми. Это различные наборы для игр с песком, с водой. Для спортивных игр и для утренней гимнастики выносятся различные мячи, скакалки, кегли, кольцебросы. обручи и т.д.Для рисования на твёрдой поверхности – мелки, карандаши с бумагой, фломастеры, раскраски.
Как в тёплый, так и в холодный период года воспитатель осуществляет приём детей в группу с помощью утреннего фильтра. Воспитатель принимает ребёнка у родителя, осматривает ребёнка, задаёт необходимые вопросы родителю. Выявленные больные дети в детский сад не допускаются. Также родителям не разрешается отправлять ребёнка в группу одного, оставлять в раздевалке без присмотра взрослого или с посторонними лицами.
Воспитатель, независимо от своего настроения, должен быть приветливым с детьми и их родителями, стараться создавать хорошее настроение на весь день окружающим его людям.
Цели и задачи организации утреннего приёма детей в средней группе.
Цель: обеспечение постепенного вхождения ребёнка в жизнь детского сада, создание спокойного психологически-комфортного настроя у детей.
Задачи: 1. Формировать привычку у детей следовать правилам этикета в ситуации встречи;
2. Развивать привычку бережного и внимательного отношения к своему здоровью, формировать представление детей о физиологических и функциональных характеристиках организма человека;
3. Развивать умение детей самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами личной гигиены: мыть руки перед едой, после улицы, посещения туалета. Обращать внимание на свой внешний вид: быть чистым, аккуратно одетым, с подстриженными ногтями, девочки причёсаны, мальчики подстрижены и причёсаны. Соблюдать правила безопасного поведения в туалетной комнате.
4. Развитие навыков самоорганизации, активного освоения развивающего пространства. Воспитателю необходимо обращать внимание во время утреннего приёма на настроение детей, их внешний вид, приучать детей здороваться друг с другом и со взрослыми. Напоминать детям о культуре общения: разговаривать тихо, не кричать, учиться слушать друг друга, не ссориться, договариваться и уступать друг другу. Есть дети, которые трудно расстаются с родителями. Этим детям нужно уделять больше внимания с помощью беседы, тактильных прикосновений: обнимания, взять за руку, погладить по голове. Можно разрешить приносить из дома любимую игрушку, которая будет отвлекать ребёнка от грустных мыслей. Необходимо с родителями таких детей провести беседу, объяснить, почему их ребёнок капризничает по утрам. В уголке для родителей разместить необходимую информацию.
Приняв ребёнка от родителей, сразу приступаем к водным процедурам. Напоминаем с помощью алгоритма действий, как нужно мыть руки: намочим ладошки под струёй воды, намылим их мылом (сделали «рукавички из пены»), смыли грязную пену: руки стали чистые, а вода грязная. Вытираем насухо полотенцем ладошки и каждый пальчик в отдельности. Используем при выполнении культурно-гигиенических процедур потешки, пестушки:
- Чище умойся, воды не жалей,
- 2. Водичка, водичка, умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Я сегодня утром рано
Я и сам теперь умею
Вымыть личико и шею.
- Расти, коса, до пояса
Расти, косонька, до пят
Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
- Хоть с тобой я ссорюсь часто,
Без тебя нельзя сестричке
Заплести свои косички.
Без тебя пришлось бы брату
Целый день ходить лохматым.
Утренний приём – наиболее благоприятное время для индивидуального общения воспитателя с каждым ребёнком. В это время успешно ведётся индивидуальная работа с детьми по различным видам деятельности. По содержанию утренний отрезок времени включает в себя:
- игровую деятельность;
- беседы с детьми;
- рассматривание предметов и иллюстраций;
- наблюдение и дежурство в уголке природы, а также дежурство по столовой и подготовка к занятиям;
- разнообразная избирательная деятельность детей.
Хорошо утром проводить с детьми работу по исправлению звукопроизношения, по развитию устной речи («Расскажи, где ты был с семьёй в выходные дни», «Какая у тебя любимая игрушка?», «Какое животное есть у тебя дома» и т.д.). Часто такие беседы сопровождаются рассматриванием иллюстраций, фотографий, картин. В календарных планах младшей и средней групп воспитатель намечает коротенькие беседы с детьми о близких людях и доступных предметах и явлениях окружающего мира: о маме, папе, бабушке, дедушке, братьях, сёстрах, игрушках, знакомых животных и объектах природы. В календарных планах старшей и подготовительной к школе групп намечается, кроме указанных выше, ещё беседы с рассматриванием иллюстраций и без них по более сложной тематике: о временах года, о домашних и диких животных, о жизни родного города и др. Количество видов деятельности в утренние часы: Младшая, средняя группы – 3-4 вида; Старшая, подготовительная – 4-6 видов в зависимости от детей группы. Воспитатель самостоятельно определяет, сколько должно быть видов деятельности, опираясь на примерные каноны. В утренний отрезок времени воспитатель планирует и организует изобразительную деятельность детей, их свободное пользование пластилином, красками, карандашами, книгами для раскрашивания, конструирование из бумаги, природного и бросового материала.
В плане отражается трудовая деятельность детей. Дежурства не планируются на каждый день. Но если вводится новый вид дежурства, усложняются обязанности дежурных или изменяются условия, воспитатель вправе внести это в план. В утренний отрезок времени дети свободно и с большим интересом занимаются развивающими играми, направленными на развитие психических процессов, мелкой моторики и сенсорики.
Проводится с детьми ежедневная утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.
В зависимости от возраста детей и состояния их здоровья продолжительность утренней гимнастики составляет:3-4 года – 5-7 мин, 4-5 лет – 6-8 мин; 5-6 лет – 8-10 мин; 6-7 лет – 10-12 мин. Утреннюю гимнастику подразделяют на 3 части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений. Начинается она с различных видов ходьбы и бега с последующей ходьбой. Это разминка. Основная часть – это ОРУ с предметами и без предметов. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Заключительная часть утренней гимнастики: проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующих полноценному физическому развитию детей:
- Упражнения на восстановление дыхания;
- Пальчиковая гимнастика;
- Упражнения для глаз;
- Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и др.
После утренней гимнастики дети приступают к дежурству по столовой и к завтраку. Во время приёма пищи воспитателю также необходимо следить за детьми, их правильной посадкой за столы, следить за осанкой (Дети сидят на стульях «спинка к спинке»). Учить детей правильно держать столовые приборы (вилку, ложку). Есть не спеша, аккуратно, бесшумно, не крошить хлеб на стол. Для детей с плохим аппетитом проговариваются потешки:
- «Не хочу есть кашу», -
«Правильно» - думала каша –
«Хорошая девочка Маша».
- А у нас есть ложки,
Вот тарелка, вот еда –
Не останется следа.
- За столом кроты сидят,
Эту кашу не хотим!
Чёрный хлеб мы не едим!
Дайте лучше чаю нам
Бедным маленьким кротам!
Я напомню об одном:
Не кривляйтесь за столом,
Не капризничайте тут –
Ешьте всё, что вам дают.
Намечая конкретные мероприятия на утренний отрезок времени, необходимо учитывать характер предстоящей НОД. Если деятельность спокойного характера, требуется умственная активность и усидчивость детей (математика, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой, изодеятельность), на утро надо планировать деятельность детей, вызывающую их физическую активность и наоборот, если планируется музыкальное или физкультурное занятие, то утренняя деятельность должна быть спокойной.
Только действуя и планируя утренний приём детей таким образом, воспитатель может добиться психологически комфортного настроя у детей на предстоящий день, а значит решить те задачи, которые он поставил перед собой для успешного воспитания и обучения детей своей группы.
Список используемой литературы:
1. «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой 2. «Режим дня в детском саду» Т.Л.Богина, Н.Т.Терехова
3. «Организация режимных процессов в ДОУ» В.А.Зебзеева 4. Дошкольная педагогика