Как научить ребенка играть?
Тарапат Ирина Викторовна
Ребенок познает окружающий мир и себя через игру. Конструируя ситуации и отношения из реальности, он начинает в них разбираться; понимать, как устроен мир. Задача родителей – обогатить его игровое пространство необходимыми и полезными игрушками, а также предоставить себя в качестве внимательного и поддерживающего партнера по играм. Не забывайте также, что играя со своим ребенком, вы сможете больше узнать о его эмоциональных переживаниях, важных для него проблемах. Моделируя в игре тревожащие ребенка ситуации, вы поможете ему справиться с негативными переживаниями.
Мнение о том, что дети сами научатся играть в игрушки — ошибочно. Покажите ребенку, как нужно играть. Дайте понять, что это интересно, что это радует, поиграйте вместе с ребенком, но не формально, а искренне.
Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок не хочет занять себя сам. Дома дел - невпроворот, а ребенок таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами. А ведь в доме игрушек великое множество. Ребенок бы и рад занять себя сам, да не умеет.
Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. Ведь для этого нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей.
Научить ребенка играть – дело не такое уж трудное. Главное, отнеситесь к вашим совместным забавам как к очень нужному для него занятию: вы не капризам потакаете, а поддерживаете маленького человека на пути развития и осознания самого себя. Поверьте, способность играть ничуть не менее важна, чем умение читать, решать логические задачи и говорить на трех языках.
Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности. Например, дети первого года не могут еще хорошо манипулировать своими ручками, поэтому если ребенок ломает пирамидку, которую вы строили перед ним, — это нормально, он так играет. Постройте заново — пусть ломает. Дети постарше предпочтут игрушкам реальные вещи: например, не куличи из песка, как раньше, а непосредственную помощь маме на кухне при приготовлении пирога. Это тоже игра, позволяйте это.
Но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) советов из предложенного списка.
- Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.
- Очень часто дети не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.
- Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, - и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.
- Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние. Постепенно уходите с активных позиций в игре. Ваш малыш должен научиться заниматься какой-нибудь игрой без вас.
- Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.
- Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и детские капризы перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.
- Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, - пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?
- Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить кукол и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!
- Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.
- Наблюдать и подсказывать. Например, вы заметили, что дочка все кормит и кормит куклу — вмешайтесь, поясните, что после еды куклу нужно уложить спать и т.п. Расширяйте умение играть. Будьте проводником в мир игр.
- Использовать игру для обучения. Например, спросите играющего в машинки ребенка о размере, цвете, использовании автомобилей в реальной жизни.
- Оценивать состояние ребенка. Нет смысла активно вовлекать ребенка в игру, если он устал, обижен или рассержен. Сначала с ним нужно поговорить, успокоить или дать отдохнуть.
В игре ребенок осваивает огромное количество необходимых навыков, которые пригодятся ему в жизни. Причем далеко заглядывать не приходится, новые знания пригодятся ему уже сейчас.
- Навыки общения. Кен пришел к Барби и говорит: «Здравствуй, я очень рад тебя видеть. Ты сегодня прекрасно выглядишь». – «Привет! Заходи в гости, я угощу тебя чаем».
- Обучение социальным ролям. Мама-белка позаботилась о бельчонке, привела его к доктору Айболиту и просит: «Доктор, помогите, пожалуйста, вылечите моего малыша!» А потом пошла в аптеку покупать лекарства по рецепту.
- Преимущества сотрудничества. В игре ребенок осознает, как легко что-то делать сообща. Герои сказки Лапоть, Соломинка и Пузырь, объединившись, смогли переправиться на другой берег реки.
- Развитие фантазии. Обычное кресло превращается в парусник или египетскую пирамиду, поварешка – в инструмент для добычи алмазов, а пушистый ковер – в непроходимые джунгли Африки. Ребенок ощущает, как интересно самому развивать сюжет игры, придумывать новых героев, проявлять находчивость в сложных ситуациях.
- Преодоление страхов. В игре ребенок может спокойно показывать то, чего он боится, преодолевать какие-то ограничения, неумения, ведь это безопасно и вроде бы не о нем. «Как ни страшно было в чистом поле соломенному Страшиле, как ни трудно было ему работать своими соломенными руками, но он справился». Кроме того, кроха может высвободить собственные негативные переживания в безопасной форме – поколотить злого пирата, а не младшего брата, покричать на дракона, а не на бабушку...
И еще один совет. Приобретая игрушку, сразу же прикидывайте, во что с ней можно играть. В каждом сюжете должно быть не менее двух участников. Скажем, покупая Чебурашку, не забудьте о крокодиле Гене. А выбирая Барби, обратите внимание на ребеночка и Кена: вы ведь будете играть в семью! А еще в ферму, маму-курочку и деток-цыплят, которые ужасно боятся хитрой рыжей лисы...
В общем, можно выделить такие правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно:
- максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;
- не лезть в его игры и занятия, когда не просят;
- выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;
- не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;
- как можно больше с ребенком разговаривать: объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;
- читать вместе.
И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…
Мнение о том, что дети сами научатся играть в игрушки — ошибочно. Покажите ребенку, как нужно играть. Дайте понять, что это интересно, что это радует, поиграйте вместе с ребенком, но не формально, а искренне.
Пожалуй, абсолютному большинству родителей с детьми 2-7 лет знакома ситуация: ребенок не хочет занять себя сам. Дома дел - невпроворот, а ребенок таскается за взрослыми хвостом, просит поиграть, ноет «мне скучно», «хочу мультик», или от нечего делать затевает разборки с братьями и сестрами. А ведь в доме игрушек великое множество. Ребенок бы и рад занять себя сам, да не умеет.
Впрочем, приучить ребенка занимать себя самостоятельно (не обязательно играть), вполне реально. Ведь для этого нужно немногое: простор для деятельности (чтобы было в чем покопаться), хорошая фантазия и некоторое количество предварительного внимания от родителей.
Научить ребенка играть – дело не такое уж трудное. Главное, отнеситесь к вашим совместным забавам как к очень нужному для него занятию: вы не капризам потакаете, а поддерживаете маленького человека на пути развития и осознания самого себя. Поверьте, способность играть ничуть не менее важна, чем умение читать, решать логические задачи и говорить на трех языках.
Понятно, что в любой ситуации надо делать скидку на возраст и индивидуальные особенности. Например, дети первого года не могут еще хорошо манипулировать своими ручками, поэтому если ребенок ломает пирамидку, которую вы строили перед ним, — это нормально, он так играет. Постройте заново — пусть ломает. Дети постарше предпочтут игрушкам реальные вещи: например, не куличи из песка, как раньше, а непосредственную помощь маме на кухне при приготовлении пирога. Это тоже игра, позволяйте это.
Но если ребенок вовсе не играет сам, или играет плохо и мало, можно попробовать выполнить несколько (а лучше – по максимуму) советов из предложенного списка.
- Начать с ребенком читать. Если не приучен – приучать. Будете читать – будет больше фантазии, усидчивости, интереса к окружающему миру.
- Очень часто дети не хотят играть сами, просто потому, что им нужна, собственно, не игра, им не хватает родителя рядом. Иногда просто полчаса надо малышу, чтобы с ним почитали, повалялись в обнимку на диване, поболтали, и так далее. Шанс очень велик, что после этого ребенок пойдет заниматься самостоятельно. Поэтому оптимально 15-20-30 минут в день уделять строго ребенку (или детям), не отвлекаясь на телефон, готовку, уборку и прочее.
- Когда ребенок позанимался сам (даже пусть это 5 минут), радоваться тому, какая хорошая была игра, хвалить за выдумку, - и с глазу на глаз, и перед родственниками похвастаться. Что поощряется, то развивается.
- Играть сначала вместе с малышом, потом – просто рядом, чайку попить, при этом «похваливать», изредка интересоваться, как и что (но не напирать), затем можно потихоньку увеличивать расстояние. Постепенно уходите с активных позиций в игре. Ваш малыш должен научиться заниматься какой-нибудь игрой без вас.
- Пусть игрушки лежат в свободном доступе, чтобы можно было в любой момент ими воспользоваться. При этом не стоит давать в пользование сразу весь арсенал. Раз в месяц-полтора нагребать большой мешок и прятать (в кладовку, на балкон, на верхнюю полку шкафа), и аналогичный же мешок выдавать обратно. Дети «новым старым» игрушкам обрадуются, как новым.
- Ограничить мультики хотя бы 20 минутами в день. Не давать планшет и прочие гаджеты. «Сломалось», «доктор велел беречь глазки, чтобы очки не носить», «давай я лучше с тобой поиграю-почитаю-вместе позанимаемся». Вой, плач и детские капризы перетерпеть. Гаджеты могут занять ребенка, но не способны его развить, и с дошкольного возраста приучать ребенка к виртуальному миру – тупиковый путь, при всей его внешней привлекательности и удобстве для родителей.
- Ограничить в квартире в предметном плане слово «нельзя». Что ребенок просит, к чему лезет, чем интересуется, - пусть будет можно. Грубо говоря, «нельзя» деньги, украшения, документы. Хотя опять же – почему бы с вымытыми монетами (если малыш уже не охоч до того, чтобы тянуть все в рот) не поиграть? Или мамины украшения вместе не посмотреть? Фарфоровые чашки покрутить?
- Ненавязчиво подтолкнуть ребенка к тому или иному занятию. Просто вытащить какой-нибудь старый плащ, шапку, пару обуви – уже велик шанс, что дитя захочет понаряжаться. Подавать пример: самому родителю заняться лепкой, кормить кукол и так далее. С выражением удовольствия и энтузиазма. Можно быть уверенным – к вам подойдут!
- Всячески поощрять интерес маленького человека к окружающему миру, благо, для этого вовсе не обязательно доставать энциклопедии или развивающие игры.
- Наблюдать и подсказывать. Например, вы заметили, что дочка все кормит и кормит куклу — вмешайтесь, поясните, что после еды куклу нужно уложить спать и т.п. Расширяйте умение играть. Будьте проводником в мир игр.
- Использовать игру для обучения. Например, спросите играющего в машинки ребенка о размере, цвете, использовании автомобилей в реальной жизни.
- Оценивать состояние ребенка. Нет смысла активно вовлекать ребенка в игру, если он устал, обижен или рассержен. Сначала с ним нужно поговорить, успокоить или дать отдохнуть.
В игре ребенок осваивает огромное количество необходимых навыков, которые пригодятся ему в жизни. Причем далеко заглядывать не приходится, новые знания пригодятся ему уже сейчас.
- Навыки общения. Кен пришел к Барби и говорит: «Здравствуй, я очень рад тебя видеть. Ты сегодня прекрасно выглядишь». – «Привет! Заходи в гости, я угощу тебя чаем».
- Обучение социальным ролям. Мама-белка позаботилась о бельчонке, привела его к доктору Айболиту и просит: «Доктор, помогите, пожалуйста, вылечите моего малыша!» А потом пошла в аптеку покупать лекарства по рецепту.
- Преимущества сотрудничества. В игре ребенок осознает, как легко что-то делать сообща. Герои сказки Лапоть, Соломинка и Пузырь, объединившись, смогли переправиться на другой берег реки.
- Развитие фантазии. Обычное кресло превращается в парусник или египетскую пирамиду, поварешка – в инструмент для добычи алмазов, а пушистый ковер – в непроходимые джунгли Африки. Ребенок ощущает, как интересно самому развивать сюжет игры, придумывать новых героев, проявлять находчивость в сложных ситуациях.
- Преодоление страхов. В игре ребенок может спокойно показывать то, чего он боится, преодолевать какие-то ограничения, неумения, ведь это безопасно и вроде бы не о нем. «Как ни страшно было в чистом поле соломенному Страшиле, как ни трудно было ему работать своими соломенными руками, но он справился». Кроме того, кроха может высвободить собственные негативные переживания в безопасной форме – поколотить злого пирата, а не младшего брата, покричать на дракона, а не на бабушку...
И еще один совет. Приобретая игрушку, сразу же прикидывайте, во что с ней можно играть. В каждом сюжете должно быть не менее двух участников. Скажем, покупая Чебурашку, не забудьте о крокодиле Гене. А выбирая Барби, обратите внимание на ребеночка и Кена: вы ведь будете играть в семью! А еще в ферму, маму-курочку и деток-цыплят, которые ужасно боятся хитрой рыжей лисы...
В общем, можно выделить такие правила в приучении ребенка занимать себя самостоятельно:
- максимально допускать малыша до всего ему интересного, в мир «взрослых» вещей и дел, не ограничивать сферу деятельности только игрушками;
- не лезть в его игры и занятия, когда не просят;
- выдуманным играм как минимум не препятствовать, всячески поощрять малейшую инициативу;
- не выступать постоянно в роли затейника-аниматора;
- как можно больше с ребенком разговаривать: объяснять, отвечать на вопросы и задавать их самому, фантазировать;
- читать вместе.
И тогда все чаще и чаще будет в доме прекрасная, греющая сердце каждого родителя картина: ребенок (или дети) играют сами…