Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Роль воды в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Фёдорова Лидия Васильевна,
воспитатель ГБДОУ д/с№41
Санкт-Петербурга

Вода с химической точки зрения – прозрачная бесцветная жидкость, не имеющая вкуса, цвета и запаха, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. С человеческой точки зрения, вода - это жидкость, напиток, предназначенный для питья (собственно, все напитки так или иначе имеют в своем составе воду). Более того, из воды состоит все живое, даже человек.

Это надо знать:

по нормам на каждого жителя города приходится 220 литров воды в сутки; 
 принимая душ в течение 5 минут, вы расходуете около 100 литров воды; 
 каждый раз, когда вы чистите зубы, вы расходуете 1 литр воды; 
 наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете 150 литров воды; 
 во время влажной уборки расходуется не менее 10 литров воды; 
каждая стирка белья в стиральной машине требует свыше 100 литров воды; 
через обычный водопроводный кран проходит 15 литров воды в минуту; 
через незакрытый кран выливается около 1000 литров воды за час; 
даже самая малая утечка уносит до 80 литров воды в сутки.
Берегите воду!

Вода и дети.

Игра для ребенка дошкольного возраста является как ведущим видом деятельности, так и одним из важнейших путей познания окружающего мира. Игры с использованием объектов неживой природы (песка, глины, снега, воды и др.) ценны для развития чувствительности пальцев рук, кинестетических ощущений, совершенствования моторных возможностей ребенка.

Поэтому  играть с водой интересно и полезно. И холодное время года – не помеха. Зимой для игр с водой очень удобны ванны фабричного производства. Но если такая ванна отсутствует, можно приобрести пластмассовый тазик. По его размеру в детском столе вырезается отверстие – и  приглашайте своих малышек поиграть. Игры с водой способствуют физическому развитию малышей (развивается зрительно – двигательная  координация и мелкая моторика рук); плескание в воде снимает психическое напряжение,  состояние внутреннего дискомфорта, агрессию.

При знакомстве со свойствами воды можно использовать беседу, простые опыты и игры с водой:

- вода разливается по поверхности стола.

- воду можно собрать губкой. Поупражняйте детей в собирании воды с помощью губки: положить губку в лужу, отжать воду из губки в ванну.

- вода бывает теплая и холодная. Принесите холодной и горячей воды (проверьте с детьми температуру горячей воды через стенку ведерка, а холодную попробуйте в ведерке). Смешайте и сделайте теплую воду. Поиграйте в игру «Купание куклы».

- вода наливается в разные сосуды. Разлейте с детьми  воду из большого сосуда в несколько маленьких. Дайте детям возможность самостоятельно наливать воду.

Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

 Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Помните!

При проведении игр главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

 Познавательные игры для детей
Ваш малыш любит всё таинственное, загадочное и необычное? Тогда обязательно проведите вместе с ним описанные в этой статье нехитрые, но очень любопытные игры с водой. Большинство из них удивят и даже озадачат ребенка, дадут ему возможность самому убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействии между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт. 

Игра: «Ну – ка вылови ».

Поставьте на крышку стола (если стол для игр имеет две чаши, крышка на закрытой ванне используется как стол) тарелку или ведерко. В ванне с водой  плавают мелкие предметы и игрушки. Предложите детям выловить их по одному ложкой и переложить в ведерко. В начале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы перенести в тарелку, а пролитую воду собрать губкой. Для повышения детского интереса к упражнению и усложнения действия, в следующий раз предложите ему ситечко, сачок вместо ложки.

Игра: «Кто быстрее нальет и выльет».

Предложите детям разной формы сосуды (бутылочки, кружки, баночки). Пусть дети набирают в них воду, опуская, сосуд в воду расскажите детям, что вода наливается в разные сосуды. Предложите наливать воду через воронку в сосуды разного размера.

Игра: «Жур – Жур, Кап – Кап ».

Выливая воду из бутылочки, предложите детям послушать, как журчит вода. Послушайте вместе с детьми, как капелька из пипетки ударяется о поверхность стола, железный поднос.

Для большинства детей  вода является притягательным материалом для игр. В воде дети любят плескаться, наполнять различные сосуды, переливать из одной емкости в другую, наблюдать за плавающими и тонущими предметами.

Стихи, загадки и потешки о воде для детей.

Родничок 
Ключик, ключик, родничок, 
Чистая волна! 
Чей-то круглый кулачок 
Звонко бьёт со дна. 
Автор: В-Редная

Ручеек
Ручеек-журчалочка,
Буль-буль!
Завертелась палочка?
Тирль-тюрль!
Козочка копытцами,
Брык-брык!
Хорошо напиться бы!
Прыг-прыг!
Окунула мордочку?
Хлюп-хлюп!
А пастух на жердочку
Туп-туп!
У него есть дудочка,
Ой-ой!
Дудочка-погудочка,
Стой-стой!
И запела дудочка?
Пой-пой!
Дудочка-погудочка!
Ой-ой!
Все вороны каркают
Кра-кра!
А лягушки квакают?
Ква-ква!
Ручеек-журчалочка?
Буль-буль!
Где же теперь палочка?
Триль-трюль!

Автор: Лев Квитко
(Перевод Е. Благининой)

Шутка
- Что ты пьешь все время, Лешка?
- У меня внутри – рыбешка!
Без воды ей не прожить.
Как же мне теперь не пить?
- А откуда там рыбешка?
- Съел вчера икры немножко.
Автор: Елена АНДРЕЕВА

Кто не умывается
Кто горячей водой умывается, 
Называется молодцом. 
Кто холодной водой умывается, 
Называется храбрецом.
А кто не умывается, 
Никак не называется.

Автор: Петр Синявский


Загадки про воду

Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
***
Много меня - пропал бы мир,
Мало меня - пропал бы мир, 
***
Книзу летит капельками, 
А кверху - невидимкою. 
***
В жаркий день
Самой желанной бывает.
***
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
***
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
***

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без ...
(Воды)

***
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)

***
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик - в роднике,
А широкий - в море.
(Река)

***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

***
Кругом вода, а с питьем беда. (Море).

***
На дворе переполох: 
С неба сыплется горох. 
Съела шесть горошин Нина, 
У нее теперь ангина. 
(Град)

***
Не пешеход, а идет 
Мокнут люди у ворот. 
Ловит дачник его в кадку. 
Очень трудная загадка? 
(Дождь)

***
Он как алмаз: 
И тверд, и чист, на солнышке сверкает, 
Но пригревать начнут лучи, он тут же тает. 
(Лед)

Потешки
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба!
Вода к низу,
А дитя к верху!


Дождик, лей! Дождик, лей!

 На меня и на людей!

 На меня по ложке,

На людей по плошке,

 А на лешего в бору

— Лей по целому ведру!

 

Туча, туча, Дождь не прячь!

Лейся, дождик, Дам калач!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»