Конспект логопедического занятия в старшей группе
Поможем Белоснежке
Романенко Руслана Валериевна,
учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 67
компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1. Активизировать словарь по теме: «Весна».
2. Формировать умение грамматически правильно строить свою речь.
3. Совершенствовать грамматический строй речи, образовывать слова-антонимы.
4. Развивать фонематические процессы, речевой слух, выразительность речи, внимание.
5. Совершенствовать навык слогового анализа слов.
6. Развивать навык звукового анализа слов.
7. Формировать умение отвечать на вопросы полным распространенным предложением.
8. Совершенствовать умение детей работать со схемой предлогов в предложении.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать зрительное и слуховое внимание.
2. Развивать общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать устойчивый интерес к занятию, активность, инициативность, умение слушать своих друзей, не перебивать.
2. Воспитывать способность к самоконтролю при выполнении заданий.
Оборудование: картинки Белоснежки, гномов, насекомых, птиц, цветов, схемы предлогов, разрезные картинки птиц, цифры, буквы, два мольберта, колокольчик.
Орг. момент:
Л: - Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
Осн. часть:
Л: - Сегодня к нам пришел сказочный персонаж. Ребята, узнаёте кто это?
Д: - Белоснежка.
Л: - Гномы решили поиграть с Белоснежкой в прятки. Белоснежке без вашей помощи не справиться. Она просит вас помочь ей отгадать, кто из гномов под каким цветочком спрятался. Ребята, а хотели бы вы помочь Белоснежке найти гномов?
Д: - Да.
Задание № 1.
Л: - Этот гном очень любит солнышко. Любит загорать, греться на солнце. Но
посмотрите, сегодня солнце какое-то печальное, совсем не улыбается. Дети, как вы думаете, чего не хватает у солнца?
Д: - Не хватает лучей.
Л: - Ребята, давайте возьмём лучики, назовём картинки на них и дадим обобщающее понятие картинкам, а потом подарим лучики солнышку, чтобы оно снова заулыбалось.
(дети берут лучики)
Л: - Ксюша, назови картинки, которые у тебя на лучике.
Д: - Апельсин, груша, яблоко.
Л: - Ксюша, как мы назовем их одним словом?
Д: - Фрукты.
Л: - Прикрепи лучик к солнышку (дети прикрепляют лучики на фланелеграф после ответа)
Л: - Слава, назови, какие картинки у тебя?
Д: - Огурец, помидор, картошка.
Л: - Слава, назови обобщающее слово.
Д: - Овощи.
Л: - Таисия, назови, какие картинки у тебя на лучике?
Д: Машина, поезд, самолет.
Л: - Тася, как назвать их одним словом?
Д: - Транспорт.
Л: - Ксюша, какие картинки у тебя на лучике?
Д: - Стол, стул, шкаф.
Л: - Ксюша, подбери к ним обобщающее слово.
Д: - Мебель.
Л: - Дима, назови картинки на лучике.
Д: - Ромашка, одуванчик, колокольчик.
Л: - Дима - это что?
Д: - Цветы.
Л: - Лиза, что у тебя на лучике?
Д: - Бабочка, пчела, муха.
Л: -Лиза, назови обобщающее слово.
Л: - Ребята, молодцы! Теперь нам будет светло и тепло. Дети, посмотрите, какое стало наше солнышко? Подберите слова-признаки.
Д: - Желтое, теплое....
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Л: - Вот мы и нашли первого гнома!
Задание № 2.
Л: - Этот гном лесной чудак!
Он все делает не так!
- Его любимая игра: «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру и найдем
второго гномика (игра с мячом, дети стоят полукругом).
Л: - Дети, встаньте полукругом.
Высоко – низко, холодно - …, ленивый - …, далеко - … , весело - …., открыть - …,
чистый - …, прилетел - …, день - ..., светло - ..., широкий -..., кислый - ....
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Л: - Вот и второго гнома мы нашли.
Задание № 3.
Л: - Этот гном немного жадный!
Но, уж очень он забавный!
Его любимые слова:
Мой, мои, моё, моя! Его любимая игра: «Жадина». Что не попадалось ему на глаза, он все присваивал себе.
Л: - Ребята, возьмите картинку и скажите, как бы сказал гном?
(дети берут картинку и называют)
Д: - Моя лужа. Моя проталина. Моя туча.
Д: - Мой жук. Мой ручей.
Д: - Мои цветы. Мои насекомые.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Л: - Вот и этого гнома мы отыскали.
Задание № 4.
Л: - Этот гном – счетовод!
Он ведет веселый счет!
Всё, что видит, он считает.
Ничего не пропускает!
Д/и «Счетоводы».
Л: - Ребята, разделитесь по парам и присядьте за столы, соберите разрезную картинку и найдите цифру, обозначающую количество птиц на картинке. Договоритесь, кто из вас про какую птичку расскажет.
Д: - (дети выполняют задание) («Работа в парах»)
Л: - Слава, ты узнал птицу? Сколько птиц у тебя?
( так с остальными детьми).
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном).
Л: - Вот и нашли мы гнома-счетовода.
Задание № 5.
Л: - А еще один гном умеет считать слоги в словах. Дети, а вы умеете?
Д/и «Рассели птиц по гнездышкам». (1 слог – гнездо с цифрой 1, 2
слога –..., 3 слога - ...)
Л: - Ребята, возьмите картинку, определите количество слогов в слове, поселите птичку в гнездышко по количеству слогов.
(картинки: грач, скворец, лебедь, кукушка, аист, журавль).
Л: - Дети, посмотрите внимательно, каких птиц вы расселили по гнездышкам?
Д: - Перелетных птиц.
Л: - Ребята, вспомните, а какие еще бывают птицы?
Д: - Зимующие, домашние.
Л: - Дети, молодцы! Еще одного гнома нашли!
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Л: - Ребята, выходите, становитесь в круг. Поиграем в игру: «Кукушка».
Физминутка. «Кукушка»
К нам кукушка в огород
Прилетела и поет!
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Д: - (летают по кругу, останавливаются, закрывают глаза. Логопед на ушко ребенку называет, кого позвать).
Л: - Дети, садитесь на стульчики.
Задание № 6.
Л: - А у этого гнома своя игра –
Он умеет определять первый звук в слове. Ребята, возьмите картинку, определите первый звук в названии и найдите букву, обозначающую первый звук. (Броуновское движение).
Л: - Таисия, назови картинку и первый звук в слове, какую букву ты нашла?
Д: - Мак, звук – М, буква эм.
Л: - Назови свою картинку.
Д: - Василек, звук – В, буква Вэ.
Л: - Назови слово, которое у тебя на картинке?
Д: - Подснежник, звук- П, буква Пэ.
Л: - Назови картинку.
Д: - Тюльпан, звук – Ть, буква Тэ.
Л: - Назови свою картинку.
Д: - Колокольчик, звук – К, буква Ка.
Л: - Что у тебя на картинке?
Д: - Гвоздика, звук – Г, буква Гэ.
Л: - И этого гнома нашли.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Задание № 7
Л: - Ну, а этот гном любит играть в прятки. Дети, давайте сыграем в его любимую игру: «Куда спрятались насекомые?» (схема предлога, два круга), (карусель).
Л: - Ребята, возьмите картинки. У кого схемы маленьких слов встают во внутренний круг, а у кого картинки с насекомыми становитесь вокруг ребят. Когда я позвоню в колокольчик - вы побежите. Как только колокольчик перестанет звенеть, вы остановитесь напротив друг друга и с помощью схемы предлога составите предложение о насекомых с данным предлогом, потом поменяетесь.
Д: - составляют предложения.
(Перевернуть цветок. На обратной стороне нарисован гном.)
Л: - И этого гнома мы нашли.
Л: - Ребята, слушайте внимательно: проталины, лужи, капель, первоцветы, перелетные птицы. Вы догадались, о каком времени года я говорю?
Д: - О весне.
Л: - Дети, посмотрите, какой у меня весенний венок. Я веночек возьму, повернусь и в весну превращусь и узнаю, что вы знаете о весне.
Л: - Ксюша, назови весенние месяцы.
Л: - Ребята, а кто знает, почему перелетных птиц так называют?
Д: - ответы детей.
Л: - Соня, каких перелётных птиц ты знаешь?
Д: - .....
Л: - Таисия, чем тебе нравится весна?
Д: - ....
Л: - Дети, а знаете ли вы сказку, где встречаются цветы?
Д: - ...
Л: - Дети, а что было бы, если бы цветов не было на нашей планете?
Д: - ...
Л: - Белоснежка очень рада, что вы помогли ей найти гномов и дарит вам раскраски из сказки: «Белоснежка и сем гномов».
Л: - Спасибо дети вам за помощь, надеюсь, что вы всегда будете отзывчивыми и добросердечными ребятами.