Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подвижные игры как средство формирования
коммуникативных навыков у младших дошкольников

(из опыта работы) 
Золотарева Лариса Ивановна
музыкальный руководитель ГБДОУ д/с № 49
Красносельского района Санкт-Петербурга 
 Значение игры для ребенка сложно переоценить. Игра для детей дошкольного возраста является основным видом деятельности. Посредством игры дети познают окружающий мир, а позже самоопределяются и идентифицируют себя как личность.
Дошкольный возраст – это самое благоприятное время для стартового обучения ребенка. Любая форма обучение легче воспринимается детьми, если подача информации носит игровой характер. Ребенок очень восприимчив и податлив, все знания он впитывает в себя, как губка. Именно поэтому максимально правильная и корректная форма обучения на этом этапе его жизни крайне важна для дальнейшего обучения ребенка в школе и формирования его, как  личности.
Игры для детей дошкольного возраста можно условно разделить на несколько видов: подвижные, сюжетно-ролевые и дидактические.
Подвижные игры занимают особое положение среди прочих видов игровой активности. Они входят в жизнь малыша уже с первых годов его жизни. Все дети без исключения любят двигаться: бегать, прыгать, играть с мячом. К сожалению, в нашем современном обществе ребенок обделен физической активностью и все это сказывается на полноценном развитии малыша.  Зачастую единственным местом, где он может полноценно развивать свои физические способности, является детское дошкольное учреждение. Подвижные игры с группой сверстников, бесспорно, являются лучшим видом физической активности для ребенка. А если эти занятия проводятся еще и на открытом воздухе, то это наилучший вариант тренировки. При плотном рабочем графике родителей, в домашних условиях эта игровая активность невозможна и зачатую она заменяется на пассивную игровую деятельность с новомодными гаджетами. Очень жаль, но тенденция сейчас такова, что дети становятся более болезненными и физически слабо развитыми. Ребенку крайне важны ежедневные прогулки на свежем воздухе и развитие таких способностей, как сила, ловкость, смекалистость и решительность.
Не так давно я была свидетелем того, как изменилось детское восприятия мира в нашем современном обществе. Я познакомилась с приятной семьей, у которой было два чудесных ребенка: девочка лет четырех и мальчик шести лет. Мы прекрасно провели  время вместе, а на обед решили зайти в кафе на берегу пруда. Место было просто чудесным: к воде спускались тонкие ветви ивы, а по водной глади плавало бесчисленное количество уток. Как только мы присели в тени и заказали напитки, дети сразу же потребовали у родителей телефоны и уткнулись в них, не обращая ни на что внимание. От этой картины хотелось смеяться и плакать одновременно. Взрослые кормили уточек хлебом, фотографировались и смеялись. В то время, как их дети не видели ничего, кроме своих виртуальных игр. Я пыталась растормошить их и отвлечь их внимание от гаджетов. Но ответ был прост: « А, утки… да мы их уже посмотрели!». Занавес. Скажите, как компьютерная игра может заменить живое общение? Бесспорно, в том, что так происходит, виноваты родители.
Кем вырастут эти дети? Смогут ли они стать физически здоровыми? Как будут развиваться их коммуникативные навыки, если они всем видам деятельности предпочитают виртуальное общение?
Мне кажется, что пора трубить тревогу! Ведь ничто не развивает малыша лучше, чем подвижные игры со сверстниками. В ходе игры ребенок приобретает незаменимый опыт общения, так необходимый ему во взрослой жизни.
На мой взгляд, большое значение имеют подвижные игры соревновательного характера. Соревновательные игры воспитывают в малыше такие качества, как сопереживание и товарищество и учат его видеть в сверстнике личность.
К великому сожалению даже в столь раннем возрасте у детей в группе бывают конфликтные ситуации. Воспитатели нередко замечают агрессию и даже жестокость сверстников по отношению друг к другу. Например, малыш не желает делиться игрушкой и готов отставать ее, применяя силу. В этом случае воспитателю крайне важно вовремя заметить напряженную ситуацию и не допустить ее усугубления. Проблема в том, что дети бескомпромиссны и зачастую не умеют договариваться.
Одно из самых действенных средств в воспитании коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста – это подвижные игры. Помимо формирования физических навыков во время игры, дети учатся договариваться друг с другом. Ведь для того, чтобы начать игру им необходимо распределить роли и договориться о правилах игры.
Подвижные игры не только способствуют правильному физическому развитию ребенка, но еще и снижают его психологическое напряжение.
Во время игры у ребенка развиваются коммуникативные навыки. Игра является своеобразным мостиком между детским миром и миром взрослых.
На своих музыкальных занятиях с детками младших групп я практикую следующие подвижные игры:
  1. «Выбери игрушку».  Цель игры: научить детей договариваться, пользоваться общими предметами и уважать желания друг друга.
Дети становятся в круг и берутся за руки. Ведущий находится в центре круга, вокруг него лежат игрушки. На счет «три» ведущий называет какую-нибудь игрушку (мишка, неваляшка, машинка). Дети подбегают в центр и среди прочих игрушек должны найти нужную.
 
  1. «Танец с куклой». Цель игры: научить ребенка проявлять уважение друг к другу и выражать симпатию сверстникам.
Все дети становятся в круг, а три ребенка приглашаются в центр. Им предлагается по кукле. Музыкальный руководитель включает музыку. Малыши в центре круга изображают танец с куклой, а те, что в круге, хлопают в ладоши в такт музыке. Когда музыка заканчивается, дети меняются местами, те, кто танцевал в центре круга, передаютигрушки своим сверстникам, а сами становятся в хоровод.
 
  1. «Репка». Цель: воспитание в ребенке таких качеств, как взаимопомощь и сотрудничество, учит ребенка выражать свои эмоции через жесты и мимику.
Руководитель читает сказку «Репка», а дети по ходу повествования подключаются к действию, проигрывая роли сказочных персонажей.
Сложно переоценить роль воспитателя в различных видах игровой деятельности. Во время досуга с детьми воспитатель сам должен стать немного ребенком, верить в то, что говорит и проявлять искренний интерес к игре. В тоже самое время, он должен оставаться эталоном уважения и справедливости, уметь выслушать каждого ребенка, понять и принять его индивидуальность.
В последнее время очень часто в детских дошкольных учреждениях можно слышать, что материала ребенку дается очень много и он просто физически не может его полноценно усвоить. Комплексное дошкольное воспитание должно базироваться на игровой деятельности. Нельзя ребенку давать сухую информацию, как студенту в высшем учебном заведении. Особенности детского восприятия в том, что всю информацию ребенок поглощает в процессе игры. И если наскучила одна игра, то просто нужно заменить вид игровой деятельности, скажем, от предметной игры перейти к играм подвижным. Только тогда, когда у ребенка не теряется интерес к деятельности, информация им усвоится и уляжется в голове на уровне подсознания.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»