Теоретические основы обучения рисованию детей среднего дошкольного возраста
Воробъева Светлана Викторовна
Все занятия по избирательной деятельности, кроме самого выполнения установленных учебных задач на сегодняшний день можно назвать важной и неоспоримой деталью всестороннего развития детей. Обучение лепке, рисованию, конструированию и аппликации позволяет нравственно, умственно, физически и эстетически развивать дошкольников.Сама избирательная деятельность непосредственно связана с познанием окружающей среды и элементов жизни. С самого начала это знакомство с основными свойствами материалов (красок, карандашей, бумаги и глины), а также познание связи определенных действий с полученным конечным результатом. В будущем ребенок активно продолжает получать знания об окружающих предметах, об оборудовании и материалах. Однако, следует отметить, что его интерес к тому или иному материалу будет обусловлен самим стремлением передать в определенной изобразительной форме мысли, а также впечатления от мира окружающего.
В процессе изобразительной деятельности зрительные представления ребенка существенно углубляются и уточняются. Он более широко воспринимает все то, что его окружает. Рисунок малыша очень часто говорит о том, что у него нет верного представления о том или ином предмете. Однако, по самому рисунку или лепке нельзя судить о правильности детских представлений. Сам замысел малыша намного богаче и шире его изобразительных возможностей. Нужно понимать, что развитие представлений в таком возрасте намного опережает развитие изобразительных навыков и умений. Очень часто дошкольники самостоятельно и самопроизвольно нарушают цвет и размеры изображения, стремясь передать свое внутреннее эмоциональное состояние изображаемому объекту.
Изобразительная деятельность ребенка дошкольного возраста непосредственно связана с решением основных и неотложных задач нравственного воспитания. Данная связь осуществляется через содержание детских работ, которые закрепляют определенное отношение к окружающей действительности, а также воспитание у ребенка настойчивости, наблюдательности, самостоятельности, активности, умения выслушать, инициативности, а также способности выполнять задания и доводить начатую работу до логического завершения.
Сама изобразительная деятельность дает возможность закрепить у ребенка представления о труде их и быте. Ярким примером тому может послужить знакомство с городом. Ребенок рисует улицы, на котрой расположены дома стройными рядами, по дорогам перемещаются транспортные средства, а впечатления о новостройках формируют определенные трудовые процессы.
Средствами аппликации дошкольники составляют декоративные узоры из овощей, фруктов, цветов. Педагог на занятиях по этим темам рассказывает не только о конструкции, форме изображаемых объектов, их цвете, но и о том большом труде, который приходится затрачивать человеку на строительство новых зданий, выращивание сельскохозяйственных продуктов и т. д. Все это значительно расширяет представления ребенка о трудовой деятельности человека, способствует трудовому воспитанию дошкольника
Занимаясь лепкой, рисованием или конструированием у ребенка формируются важные качества личности. К ним с уверенностью можно отнести: инициативу, самостоятельность, активность. Они являются главными компонентами творческой деятельности. Сам ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении определенной работы. Он хочет проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе определенных материалов, а также использовании различных средств художественной выразительности.
Само изобразительное творчество прямо влияет на формирование представления и памяти ребенка. Он получает массу информации непосредственно в процессе лепки, конструирования или рисования. Конечной целью дошкольника считается качественное познание самого предмета, которое давало бы возможность владеть определенным умением в совершенстве, а также легко изображать его по представлению.
Занятия лепкой, рисованием, конструированием или аппликацией способствуют развитию рук ребенка (особенно это касается мускулатуры пальцев и кисти). Данный процесс является очень важным для дальнейшего обучения ребенка в школе.
Все трудовые навыки, которые приобретаются ребенком в процессе некой изобразительной деятельности, способствуют развитию глаз и рук, а также могут использоваться в различных видах трудовой деятельности.
Главная цель обучения изобразительной деятельности заключается в развитии творческих способностей детей. Все впечатления, которые получили дети из окружающей жизни, считаются основным содержанием подобной деятельности. В процессе формирования рисунка или выполнения определенной работы у ребенка закрепляются некие определенные впечатления и отношения к изображаемому. Он приобретает необходимые знания о мире окружающем. Во время занятий сами дети получают навыки и определенные умения в работе с некими материалами. В процессе этого, у них формируется способность на определенном уровне творчески использовать подобные умения в процессе изображения предметов и явления деятельности.
С самого начала это непосредственное знакомство со свойствами определенных материалов (карандашей, бумаги, глины, красок), а также познание связи действий с полученным результатом. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении определенных задач эстетического воспитания. По своему характеру их можно назвать художественной деятельностью.