Роль игры в формировании основ безопасности жизнедеятельности
детей дошкольного возраста
детей дошкольного возраста
Кузьмина Елена Валерьевна
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный
мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий в окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
мир ребёнка вливается живительный поток представлений,
понятий в окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности.
В.А.Сухомлинский
Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности с каждым годом становится все более очевидной. Налицо парадокс: в течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечить безопасность и комфортность своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с производством и использованием техники. Очевидно, что в современных условиях необходима тщательная подготовка всего населения к жизни в условиях, при которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение ситуаций опасности. Мы понимаем, что то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребёнка может стать таковой. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него.
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это даёт обратный результат.
Чтобы добиться решения поставленной цели с учётом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребёнка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение и т.д.
Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Правила – неотъемлемая часть любой игры, поэтому первым и самым действенным методом является игровая деятельность, так как игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации. В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребёнок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих.
«Игры с правилами»- сюда входят словесные дидактические игры:
- «Телефон» - знакомство с номерами телефонов службы спасения;
- «Исправь ошибку» - знание детей о правилах пожарной безопасности;
- «Горит - не горит» - классификация предметов по признакам возгорания;
- «Кому что нужно?» - представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.;
- «Запрещается - разрешается» - закрепление знаний об основных требованиях безопасности и т.д.
- «Цветные автомобили» - ознакомление с основными цветами, знакомство с транспортом, обогащение словаря;
- «С чем можно играть» - развивать внимание, мышление, умение правильно отвечать на вопросы;
- «Магазин» - уточнить знания о первичных средствах пожаротушения, о профессии пожарного, учить описывать предмет, узнавать его по описанию.
«Настольно - печатные игры»:
- «Пожарные» - игра на упражнение в счёте, развитии речи, внимание, формирование интереса к профессии пожарных;
- «Потуши пожар» - закрепление знаний детей о правильности тушения пожара;
- «Огонь - друг, огонь - враг» - закрепление знаний о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожности - огонь при носит вред»;
- «Собери картинку» - дети упражняются в составлении целого из частей, расширяются знания о профессии полицейский и пожарный;
- «Дорожные знаки» - знание детей знаков и их применение;
- «Час пик» - в этой игре у детей развивается ориентир, умение развести горожан по нужным остановкам.
«Литературно - дидактические игры»:
- «Угадай-ка» - цель игры состоит в том, чтобы дети смогли по иллюстрациям уметь назвать знакомые произведения, коротко передать содержание, сделать выводы, закреплять правила дорожного движения и пожарной безопасности.
- «Угадай художественное произведение о пожаре и пожарных» - в этой игре воспитывается интерес к книге, закрепляются знания о причинах возникновения пожара по заданным отрывкам.
«Подвижные игры»:
- «Спички в коробке» - развивает у детей умение бегать парами с увёртыванием;
- «Огонь и вода» - игра на внимание, необходимо сформировать у детей понятия о том, что огонь нужно быстро тушить водой»;
- «Перекрёсток» - игра на закрепление знании детей опасных и безопасных мест на улицах и другие игры.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, это «Творческие или сюжетно - ролевые игры»:
- «Семья» - в игре дети используют свои знания и умения, приобретённые в своей семье, дома. Они стараются своими действиями подражать взрослым. В этой игре дети узнают не только как готовить обед, стирать, но и так же, что ребёнку нельзя пользоваться опасными предметами домашнего быта (спички, газовые плиты, электрические розетки и т.д.), нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию.
- «Магазин», «Парикмахерская» - играя, дети учатся правилам поведения в общественных местах, культурному общению со взрослыми, узнают многое о профессиях - продавец, парикмахер.
- « Поликлиника», «Доктор» - играя в эти игры, дети строят такие сюжеты как: на приёме у врача в медицинском кабинете; кукла Катя заболела; осмотр у врача; аптека; покупка лекарств по рецептам в аптеке и т.д.
Таким образом, игры дают возможность:
Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путём долгих и не всегда понятных детям наставлений. Всё это даёт обратный результат.
Чтобы добиться решения поставленной цели с учётом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребёнка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение и т.д.
Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Правила – неотъемлемая часть любой игры, поэтому первым и самым действенным методом является игровая деятельность, так как игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» - самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации. В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребёнок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих.
«Игры с правилами»- сюда входят словесные дидактические игры:
- «Телефон» - знакомство с номерами телефонов службы спасения;
- «Исправь ошибку» - знание детей о правилах пожарной безопасности;
- «Горит - не горит» - классификация предметов по признакам возгорания;
- «Кому что нужно?» - представление детей о предметах, которыми пользуются в своей деятельности врачи, пожарные, полиция, учителя и др.;
- «Запрещается - разрешается» - закрепление знаний об основных требованиях безопасности и т.д.
- «Цветные автомобили» - ознакомление с основными цветами, знакомство с транспортом, обогащение словаря;
- «С чем можно играть» - развивать внимание, мышление, умение правильно отвечать на вопросы;
- «Магазин» - уточнить знания о первичных средствах пожаротушения, о профессии пожарного, учить описывать предмет, узнавать его по описанию.
«Настольно - печатные игры»:
- «Пожарные» - игра на упражнение в счёте, развитии речи, внимание, формирование интереса к профессии пожарных;
- «Потуши пожар» - закрепление знаний детей о правильности тушения пожара;
- «Огонь - друг, огонь - враг» - закрепление знаний о том, что при умелом обращении с огнём он приносит пользу, а при неосторожности - огонь при носит вред»;
- «Собери картинку» - дети упражняются в составлении целого из частей, расширяются знания о профессии полицейский и пожарный;
- «Дорожные знаки» - знание детей знаков и их применение;
- «Час пик» - в этой игре у детей развивается ориентир, умение развести горожан по нужным остановкам.
«Литературно - дидактические игры»:
- «Угадай-ка» - цель игры состоит в том, чтобы дети смогли по иллюстрациям уметь назвать знакомые произведения, коротко передать содержание, сделать выводы, закреплять правила дорожного движения и пожарной безопасности.
- «Угадай художественное произведение о пожаре и пожарных» - в этой игре воспитывается интерес к книге, закрепляются знания о причинах возникновения пожара по заданным отрывкам.
«Подвижные игры»:
- «Спички в коробке» - развивает у детей умение бегать парами с увёртыванием;
- «Огонь и вода» - игра на внимание, необходимо сформировать у детей понятия о том, что огонь нужно быстро тушить водой»;
- «Перекрёсток» - игра на закрепление знании детей опасных и безопасных мест на улицах и другие игры.
Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, это «Творческие или сюжетно - ролевые игры»:
- «Семья» - в игре дети используют свои знания и умения, приобретённые в своей семье, дома. Они стараются своими действиями подражать взрослым. В этой игре дети узнают не только как готовить обед, стирать, но и так же, что ребёнку нельзя пользоваться опасными предметами домашнего быта (спички, газовые плиты, электрические розетки и т.д.), нельзя открывать чужому человеку дверь, как звонить в скорую помощь, в пожарную часть, полицию.
- «Магазин», «Парикмахерская» - играя, дети учатся правилам поведения в общественных местах, культурному общению со взрослыми, узнают многое о профессиях - продавец, парикмахер.
- « Поликлиника», «Доктор» - играя в эти игры, дети строят такие сюжеты как: на приёме у врача в медицинском кабинете; кукла Катя заболела; осмотр у врача; аптека; покупка лекарств по рецептам в аптеке и т.д.
Таким образом, игры дают возможность:
- Познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;
- Учить различать потенциально опасные предметы;
- Сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;
- Познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.