Проблемы семьи и семейного воспитания
Андреева Валентина Валерьевна
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы получает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Никакое образовательное или воспитательное учреждение не может заменить и компенсировать, полученное формирующейся личностью от родителей. Проблемы семейного воспитания складываются в основном из-за непонимания между детьми и родителями.Чрезмерная строгость и требовательность родителей часто приводят к нежеланию ребенка учиться, формируется тревожность к оценкам, похвале или осуждению. Страх наказания и оскорбления делает детей неряшливыми, замкнутыми и неспособными защитить себя. Другая крайняя реакция ребенка - самоутверждение через агрессивность или конфликтность. Дети воспитанные в обстановке эмоциональной отверженности и холодности чувствуют, что их не любят. Такое состояние тягостно для ребенка. Еще болезненнее ребенок реагирует, когда кого-то из других членов семьи любят больше и ребенок чувствует это. Дети в такой системе взаимоотношений могут вырасти с неврозами или озлобленными. Жесткое воспитание бывает в семьях, когда за малейшую провинность ребенка наказывают. Такие дети растут в постоянном страхе. Достаточно сложным является воспитание единственного ребенка в семье. Как правило, такие дети имеют привилегированное положение в семье, которое сопровождается вседозволенностью и немедленным исполнением желаний. Результатом таких взаимоотношений в семье становится ребенок-эгоист, ребенок-тиран. Замечают такие отклонения, к сожалению, поздно. Воспитание по принципу вседозволенности грозит тем, что ребенок привыкает быть в центре внимания. В будущем такие дети не могут правильно оценить свои возможности. В обществе их не любят, стараются не общаться с ними и не понимают. Из-за занятости современных родителей или по причине банальной лени они часто уклоняются от занятий с детьми. Дети получают полную свободу, которой они не умеют пользоваться. Это порождает безнадзорность и бесконтрольность. Итогом отсутствия внимания и контроля со стороны родителей становится то, что дети, предоставленные сами себе, начинают искать и попадают в плохие компании. Опасна и чрезмерная опека - гиперопека. Жизнь ребенка постоянно контролируется, он не может делать то, что ему захочется, находится в ожидании и страхе приказания. В результате ребенок становится нервным и неуверенным в себе. Это приводит к психическим расстройствам. В ребенке копится обида и злость за такое отношение, повышается риск ухода ребенка из дома. Такие дети начинают принципиально нарушать установленные запреты.
Насущной проблемой в семейном воспитании сегодня становится высокий уровень дохода родителей, правильнее – не способность грамотно распоряжаться доходами в отношении ребенка. Материальные блага обращаются во вред детям без воспитания у них здоровых духовных потребностей. Более высокие доходы несомненно создают широкие возможности для личностного развития ребенка: высокий уровень обучения, разнообразие детского досуга. Но множественность возможностей развития детей провоцирует у родителей соблазн дать ребенку больше полезных знаний, навыков и умений в разных сферах жизни. В результате у детей наблюдаются нервные и физические перегрузки, высокая утомляемость и соматические проблемы. При обозначении проблем современной семьи и семейного воспитания, нельзя не сказать о разводах. В связи с этим возникает проблема воспитания ребенка в неполной семье. Детям из неполных семей сложнее адаптироваться в реальной жизни.
Правильная роль ребенка в семье - это помощник, равноправный участник, интересный человек, советчик. При таком стиле семейного воспитания у ребенка формируются положительные качества: общности с родными людьми, личной ответственности перед окружающими, гордости за участие в жизни своей семьи.
Истинная родительская любовь воздействует на ребёнка не силой назидательных мыслей, поддерживающейся авторитетом родителей, а создает опору, поддерживающейся родительской заботой, которая раскрывает и развивает положительные способности, заложенные в детях.