Психотерапевтическая сказка "Слоненок Витя и уколы"
Пухова Ольга Владимировна,
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
Вы рассказывайте ребенку сказки
Его проблемы заключив в завязке,
В кульминации на решение укажите,
На миг его в волшебный мир пустите!
В герое пусть себя легко малыш найдет
И трудности на пару с ним переживет.
Научится, пускай, со страхами справляться,
Увидя на примере, что нечего бояться!
Перенесутся знания на жизни ситуации,
В созданной сознанием от сказки иллюстрации.
педагог-психолог ГБДОУ детский сад № 81
Калининского района Санкт-Петербурга
Вы рассказывайте ребенку сказки
Его проблемы заключив в завязке,
В кульминации на решение укажите,
На миг его в волшебный мир пустите!
В герое пусть себя легко малыш найдет
И трудности на пару с ним переживет.
Научится, пускай, со страхами справляться,
Увидя на примере, что нечего бояться!
Перенесутся знания на жизни ситуации,
В созданной сознанием от сказки иллюстрации.
Сказкотерапия - один из методов работы психолога, который отлично подъодит для всех возрастных групп.Когда ребенок проживает сказку, образуются связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Если родители обсуждают с ребенком прочитанные сказки – жизненные уроки быстрее усваиваются, способствуют дальнейшему гармоничному развитию ребенка и его успешной самореализации.
Как создать терапевтическую сказку?
1. Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
2. Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
3. Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок. Например («Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)
4. Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.
5. Проговаривать вывод, привлекая ребенка.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:
Как создать терапевтическую сказку?
1. Выбор героя, похожего на ребенка, по половому признаку, возрасту или характерному поведению.
2. Описать жизненные обстоятельства героя в сказочной форме, найти похожесть.
3. Ввести героя в проблемную ситуацию, подобную той, что переживает ребенок. Например («Дед и баба отвели курочку рябу до детсада…» «Колобок захотел научиться читать . но у него ничего не получалось» и т. д.)
4. Найти вместе с героем сказки пути преодоления проблемы, показать ситуацию с разных сторон.
5. Проговаривать вывод, привлекая ребенка.
При создании сказки учитывайте возрастные особенности маленького слушателя:
- Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляются себя, а значит, идентифицируют, с каким-нибудь любимым животным.
- Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол, индивидуальные особенности ребенка.
- Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, где герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно всё, а значит все события без критики принимаются слушателем и работают на более глубинном уровне.
Слоненок Витя и уколы
Возраст: 3-5 летНаправленность: страх уколов.
Содержание сказки:
На большой цветочной полянке жил маленький слоник Витя, который часто болел. Он боялся врачей, и ему казалось, что когда его мама отводила в лесную больницу, ему непременно сделают очень-очень больно. Например, поставят укол. Слоненок Витя их очень сильно боялся и плакал каждый раз, как только видел шприц с одной только мыслью «только бы мне не ставили уколы, только не уколы!».
Как-то раз лесные доктора пришли в детский сад ставить зверятам прививки, но слоненок Витя наотрез отказался ставить укол. Его глаза при виде шприца наполнились слезами, и он упорно мотал головой в знак протеста. Врачи пожалели слоненка и не поставили ему прививку, сделав ее всем остальным зверятам.
Прошла пара дней, и слоненок Витя стал плохо себя чувствовать, начал кашлять и не смог играть со своей сестренкой. Мама слониха потрогала его лобик своим длинным хоботом и пришла в ужас – у него поднялась температура. Слоненок заболел. Таблетки ему совсем не помогали, поэтому мама позвала на помощь врачей. Врачи только развели руками: «Тут только уколы могут помочь, а Витя не дает их ему ставить!».
Мама села на кровать слоненка и заплакала. Она хотела, чтобы ее сыночку стало лучше, а Витя не хотел лечиться – так сильно он боялся уколов.
Со временем слоненок стал чувствовать себя только хуже, а мама не переставала плакать. Тогда он спросил ослабевшим голосом у своей сестренки, которая была старше его и, казалось, знала уже все на свете:
-А мне правда поможет укол?
-Да, Витя, - ответила сестренка Маня.
-Мне станет лучше, и мы снова сможем бегать по поляне и играть в «школу»?
-Конечно, сможем, я так хочу, чтобы ты поправился…Я скучаю по нашим играм. И мама о тебе очень волнуется.
-Но мне же будет очень больно, - вспомнил слоненок об уколе и весь сжался от страха.
-А ты во время укола не думай о нем, представь, как мы будем весело с тобой играть, учиться чему-нибудь интересному на нашей любимой поляне.
-А это поможет?
-Мне всегда помогает! – авторитетно заявила сестренка.
Витя решился на укол и с гордым видом попросил врача его вылечить.
Он не смотрел, как врач набирал лекарство в шприц, а лежал с закрытыми глазами и представлял игры со своей сестрой, как на поляне весело, а солнышко греет их лобики, пока они с Маней наблюдают за облаками. Он так живо представил эти картины, что не заметил, как ему поставили укол.
-Уже все? – удивился слоненок.
-Уже все, - засмеялась мама. Она больше не плакала. Она гордилась сыном.
Слоненок понял, что укол это, оказывается не больно, если о нем совсем не думать. А еще он понял, что лучше делать прививки, чем болеть и пропускать игры с сестрой.
Вопросы для обсуждения с ребенком:
- Чего боялся слоненок Витя?
- Что случилось после того, как он отказался от прививки?
- Ему помогли таблетки?
- Как мама реагировала на болезнь слоненка?
- Слоненок Витя мог играть с сестренкой, когда заболел? Почему?
- Он сделал укол?
- Как слоненок Витя справился со своим страхом уколов?
- Что лучше сделать прививку или заболеть?