Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Итоговое занятие (ОД) как средство повышения
педагогической компетентности воспитателей

 

Резник Лилия Ишбулдыновна,
методист МБОУ детский сад №200
«Волшебный башмачок» городского округа Тольятти

 

Уровень профессиональной подготовки специалистов, поступающих на работу в дошкольные учреждения,  свидетельствует о преобладании  теоретической базы над практической составляющей педагогической деятельности. Проблемы, связанные с недостатками  в сформированости профессиональных умений, ставят задачу перед методической службой  ДОУ разработать такие механизмы и  средства  помощи молодым специалистам, которые в кратчайшие сроки помогут их устранить.

При  разработке механизмов и подборе средств  повышения профессиональной компетентности педагогов (категории молодых специалистов) были изучены   научные  исследования многих авторов. Наиболее детально рассматриваются вопросы организации системы деятельности по совершенствованию  профессионального мастерства специалистов дошкольных учреждений  в работах  Э.Ф.Зеера, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной и др. (проблемы профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности); А.А. Вербицкого, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, В.Ю. Кричевского, М.П. Сибирской  (технологии профессионального обучения специалистов); В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.И. Исаева, М.В. Кирилиной, И.А. Колесниковой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, В.В. Серикова, Ордон Уршуля, А.В. Хуторского (определение сущности и содержания  компетенций специалиста).

Комплексный анализ материалов научных исследований позволил определить круг наиболее значимых педагогических умений, на которые целесообразно сделать акцент на начальном этапе работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей:

o  умение прогнозировать эффективность педагогической деятельности;

o  умение планировать воспитательно-образовательный процесс  для  решения поставленных задач;

o  умение анализировать  промежуточные результаты своей работы наиболее важные для грамотного построения дальнейшего развивающего взаимодействия с детьми.

Овладение данными профессиональными умениями вызывают  затруднения у большинства молодых специалистов дошкольного учреждения. Итоговые занятия в детском саду являются эффективным средством в решении обозначенной проблемы.

Под итоговым занятием (ОД) следует пониматьобразовательную деятельность позволяющую выявить у дошкольников уровень в овладении программным материалом за обозначенный период времени, а не знания, полученные на конкретном занятии. При этом педагог должен использовать такие методические приёмы, которые позволят определить результат каждого ребёнка. Поэтому, организуя итоговые занятия (ОД), воспитатель способен наглядно убедиться в правильности или ошибочности построения им воспитательно-образовательного процесса.

Следует сказать, что эффективность итогового занятия (ОД) как средства, повышающего педагогическую компетентность, зависит от качественной предварительной работы педагога. Часто воспитатели, особенно молодые специалисты, допускают в построении итоговых занятий (ОД) такие ошибки, которые  программируют обратный эффект. Обозначим некоторые из них:

-«расплывчатые» представления о  результативности своей работы;

-осуществление подготовки к итоговому занятию непосредственно перед его проведением;

-использование  неэффективных форм организации занятий.

С целью предупреждения возможных ошибок необходимо организовать профессиональное сопровождение молодых специалистов в подготовке к итоговым занятиям (ОД), при этом учитывая следующие организационно-методические аспекты:

1.   Определение периода организации работы и сроки проведения итоговых занятий (ОД)  (например, первое полугодие учебного года, декабрь).

2. Выделение  критериев результативности  воспитательно-образовательного процесса по конкретному разделу программы (заданы в реализуемой образовательной программе).

3.  Составление плана-схемы по достижению обозначенных результатов (см. приложение №1).

4.  Составление проекта итогового занятия (ОД)  или конспекта ОД.

5.  Анализ эффективности  на каждом этапе работы.

Остановимся подробнее на некоторых формах организации методического сопровождения:

1. Обозначение периода организации работы и сроки проведения итоговых занятий (ОД).  Для каждого специалиста выделенный период определяется индивидуально, он может быть длительным или сокращённым. Первый этап ознакомления с предложенной системой работы может быть реализован в течении месяца, в этот период методист совместно с воспитателем участвует в определении прогнозируемого результата, в планировании и оценке эффективности работы. Наиболее оптимальным периодом является полугодие, поскольку у специалиста имеется достаточно времени для работы над каждой поставленной задачей, и в случае неудачи есть возможность проанализировать свою работу и внести необходимые коррективы.

2. Выделение критериев результативности воспитательно-образовательного процесса по конкретному разделу программы.  При организации работы по данному вопросу наиболее эффективным приемом является совместный с педагогом анализ основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Важно научить воспитателя выделять программные задачи и на их основе прогнозировать образовательный результат у детей.

3.  Составление плана-схемы по достижению обозначенных результатов (см. приложение №1).Педагог выделяет и планирует последовательность решения образовательных задач (прогнозируемых результатов) на месяц, полугодие, год, над которыми он будет работать с детьми, подбирает методические приемы по их достижению. По окончании каждого занятия (ОД) воспитатель определяет результативность своей педагогической деятельности.  Предложенная схема ориентирована  на систематическую работу и позволяет формировать такие умения у молодого специалиста, как прогнозирование, планирование и анализ своей воспитательно-образовательной работы.

4. Составление проекта занятия (ОД) позволяет методисту оказать помощь молодому специалисту в подборе наиболее эффективной формы организации деятельности детей, в проектировании образовательной среды, дать рекомендации по подготовке дидактического материала, а так же в выборе вариативных методов и приемов, ориентированных на решение каждой задачи.

5. Анализ эффективности на каждом этапе работы по плану-схемепозволяет педагогу определить количество и качество освоенных детьми образовательных задач за месяц, полугодие, год, вовремя внести коррективы, а так же выбрать и освоить наиболее эффективные методические приемы. В свою очередь методическая служба имеет возможность отслеживать уровень формирования профессиональных умений специалиста.

Таким образом, целенаправленная методическая работа по подготовке итоговых занятий (ОД) является не только средством развития детей и определения у них уровня освоения основной общеобразовательной программы, но и эффективным приемом формирования у молодых специалистов дошкольного учреждения таких важных педагогических умений как прогнозирование, планирование, а так же способность анализировать  результативность своей педагогической деятельности.

Используемая литература:

1.     Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф.Зеер. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издатель ский центр «Академия», 2013.

2.     Асаева  И. Н. Автореферат: Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации. – Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnykh-kompetentsii-vospitatelei-doshkolnykh-uchrezhdenii-raznogo-vida-v-#ixzz3qSvX3Z13

 

 

Приложение № 1

ПЛАН-СХЕМА.

Раздел программы: ознакомление с художественной литературой

Возраст детей:6-7 лет

Период: Iквартал, первое полугодие, конец года

Прогнозируемый результат

 

Тема ОД (октябрь)

Тема ОД (декабрь)

Тема ОД (май)

1.Рассказывание туркменской сказки «Падчерица».

2.

3.

Решение задачи

Методический прием

Результативность

 

 

 

 

 

 

Умение различать жанры литературных произведений и аргументировать свой ответ

+

работа со схемой

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание сказок и рассказов (по программе)

+

загадки

х

 

 

 

 

 

 

Умение называть 2 авторов произведений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение называть 2 иллюстраторов детских книг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение выразительно читать стихотворение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение выразительно пересказывать сказку, рассказ

+

пересказ в парах

+

 

 

 

 

 

 

«-» низкий уровень, «х» средний уровень, «+» высокий уровень 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»