Итоговое занятие (ОД) как средство повышения
педагогической компетентности воспитателей
Резник Лилия Ишбулдыновна,
методист МБОУ детский сад №200
«Волшебный башмачок» городского округа Тольятти
Уровень профессиональной подготовки специалистов, поступающих на работу в дошкольные учреждения, свидетельствует о преобладании теоретической базы над практической составляющей педагогической деятельности. Проблемы, связанные с недостатками в сформированости профессиональных умений, ставят задачу перед методической службой ДОУ разработать такие механизмы и средства помощи молодым специалистам, которые в кратчайшие сроки помогут их устранить.
При разработке механизмов и подборе средств повышения профессиональной компетентности педагогов (категории молодых специалистов) были изучены научные исследования многих авторов. Наиболее детально рассматриваются вопросы организации системы деятельности по совершенствованию профессионального мастерства специалистов дошкольных учреждений в работах Э.Ф.Зеера, Н.В. Кузьминой, Л.М. Митиной и др. (проблемы профессионального развития педагогов в процессе профессиональной деятельности); А.А. Вербицкого, С.Г. Вершловского, Б.С. Гершунского, В.Ю. Кричевского, М.П. Сибирской (технологии профессионального обучения специалистов); В.И. Байденко, Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.И. Исаева, М.В. Кирилиной, И.А. Колесниковой, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, Г.К. Селевко, В.А. Сластенина, В.В. Серикова, Ордон Уршуля, А.В. Хуторского (определение сущности и содержания компетенций специалиста).
Комплексный анализ материалов научных исследований позволил определить круг наиболее значимых педагогических умений, на которые целесообразно сделать акцент на начальном этапе работы по повышению профессиональной компетентности воспитателей:
o умение прогнозировать эффективность педагогической деятельности;
o умение планировать воспитательно-образовательный процесс для решения поставленных задач;
o умение анализировать промежуточные результаты своей работы наиболее важные для грамотного построения дальнейшего развивающего взаимодействия с детьми.
Овладение данными профессиональными умениями вызывают затруднения у большинства молодых специалистов дошкольного учреждения. Итоговые занятия в детском саду являются эффективным средством в решении обозначенной проблемы.
Под итоговым занятием (ОД) следует пониматьобразовательную деятельность позволяющую выявить у дошкольников уровень в овладении программным материалом за обозначенный период времени, а не знания, полученные на конкретном занятии. При этом педагог должен использовать такие методические приёмы, которые позволят определить результат каждого ребёнка. Поэтому, организуя итоговые занятия (ОД), воспитатель способен наглядно убедиться в правильности или ошибочности построения им воспитательно-образовательного процесса.
Следует сказать, что эффективность итогового занятия (ОД) как средства, повышающего педагогическую компетентность, зависит от качественной предварительной работы педагога. Часто воспитатели, особенно молодые специалисты, допускают в построении итоговых занятий (ОД) такие ошибки, которые программируют обратный эффект. Обозначим некоторые из них:
-«расплывчатые» представления о результативности своей работы;
-осуществление подготовки к итоговому занятию непосредственно перед его проведением;
-использование неэффективных форм организации занятий.
С целью предупреждения возможных ошибок необходимо организовать профессиональное сопровождение молодых специалистов в подготовке к итоговым занятиям (ОД), при этом учитывая следующие организационно-методические аспекты:
1. Определение периода организации работы и сроки проведения итоговых занятий (ОД) (например, первое полугодие учебного года, декабрь).
2. Выделение критериев результативности воспитательно-образовательного процесса по конкретному разделу программы (заданы в реализуемой образовательной программе).
3. Составление плана-схемы по достижению обозначенных результатов (см. приложение №1).
4. Составление проекта итогового занятия (ОД) или конспекта ОД.
5. Анализ эффективности на каждом этапе работы.
Остановимся подробнее на некоторых формах организации методического сопровождения:
1. Обозначение периода организации работы и сроки проведения итоговых занятий (ОД). Для каждого специалиста выделенный период определяется индивидуально, он может быть длительным или сокращённым. Первый этап ознакомления с предложенной системой работы может быть реализован в течении месяца, в этот период методист совместно с воспитателем участвует в определении прогнозируемого результата, в планировании и оценке эффективности работы. Наиболее оптимальным периодом является полугодие, поскольку у специалиста имеется достаточно времени для работы над каждой поставленной задачей, и в случае неудачи есть возможность проанализировать свою работу и внести необходимые коррективы.
2. Выделение критериев результативности воспитательно-образовательного процесса по конкретному разделу программы. При организации работы по данному вопросу наиболее эффективным приемом является совместный с педагогом анализ основной общеобразовательной программы, реализуемой в дошкольном учреждении. Важно научить воспитателя выделять программные задачи и на их основе прогнозировать образовательный результат у детей.
3. Составление плана-схемы по достижению обозначенных результатов (см. приложение №1).Педагог выделяет и планирует последовательность решения образовательных задач (прогнозируемых результатов) на месяц, полугодие, год, над которыми он будет работать с детьми, подбирает методические приемы по их достижению. По окончании каждого занятия (ОД) воспитатель определяет результативность своей педагогической деятельности. Предложенная схема ориентирована на систематическую работу и позволяет формировать такие умения у молодого специалиста, как прогнозирование, планирование и анализ своей воспитательно-образовательной работы.
4. Составление проекта занятия (ОД) позволяет методисту оказать помощь молодому специалисту в подборе наиболее эффективной формы организации деятельности детей, в проектировании образовательной среды, дать рекомендации по подготовке дидактического материала, а так же в выборе вариативных методов и приемов, ориентированных на решение каждой задачи.
5. Анализ эффективности на каждом этапе работы по плану-схемепозволяет педагогу определить количество и качество освоенных детьми образовательных задач за месяц, полугодие, год, вовремя внести коррективы, а так же выбрать и освоить наиболее эффективные методические приемы. В свою очередь методическая служба имеет возможность отслеживать уровень формирования профессиональных умений специалиста.
Таким образом, целенаправленная методическая работа по подготовке итоговых занятий (ОД) является не только средством развития детей и определения у них уровня освоения основной общеобразовательной программы, но и эффективным приемом формирования у молодых специалистов дошкольного учреждения таких важных педагогических умений как прогнозирование, планирование, а так же способность анализировать результативность своей педагогической деятельности.
Используемая литература:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф.Зеер. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : Издатель ский центр «Академия», 2013.
2. Асаева И. Н. Автореферат: Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации. – Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-professionalnykh-kompetentsii-vospitatelei-doshkolnykh-uchrezhdenii-raznogo-vida-v-#ixzz3qSvX3Z13
Приложение № 1
ПЛАН-СХЕМА.
Раздел программы: ознакомление с художественной литературой
Возраст детей:6-7 лет
Период: Iквартал, первое полугодие, конец года
Прогнозируемый результат
|
Тема ОД (октябрь) |
Тема ОД (декабрь) |
Тема ОД (май) |
||||||
1.Рассказывание туркменской сказки «Падчерица». |
2. |
3. |
|||||||
Решение задачи |
Методический прием |
Результативность |
|
|
|
|
|
|
|
Умение различать жанры литературных произведений и аргументировать свой ответ |
+ |
работа со схемой |
-
|
|
|
|
|
|
|
Знание сказок и рассказов (по программе) |
+ |
загадки |
х |
|
|
|
|
|
|
Умение называть 2 авторов произведений |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение называть 2 иллюстраторов детских книг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение выразительно читать стихотворение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение выразительно пересказывать сказку, рассказ |
+ |
пересказ в парах |
+ |
|
|
|
|
|
|
«-» низкий уровень, «х» средний уровень, «+» высокий уровень