Из детского сада в школу
Кулухова Ольга Валерьевна,
учитель технологии ГБОУ СОШ № 283
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель технологии ГБОУ СОШ № 283
Кировского района Санкт-Петербурга
Дети подготовительной группы осознают себя старшими в детском саду. Эта позиция старших, готовящихся перейти в школу, меняет их отношение к себе и к детям остальных групп, так же как изменяется и отношение младших детей к ним. «Я только в старшей группе, я на будущий год буду в подготовительной, а потом пойду в школу»,- говорит ребенок, мечтая занять место самого старшего.
О перестройке сознания своих воспитанников должен все время помнить педагог подготовительной группы и в известной мере изменить систему взаимоотношений. Следует освободить детей от лишней опеки, поощряя самостоятельность мышления, воспитывая уверенность в своих силах, устойчивость в выборе интересов, целеустремленность. Важно утверждать детей в сознании своей ответственности перед малышами и взрослыми. «В подготовительной группе дети самые старшие; они должны служить примером для остальных детей и заботиться о младших»,- подчеркивает воспитательница. Она советует присматриваться к работе школьников, к их занятиям дома. В последующих беседах дети нередко с гордостью рассказывают о своих братьях и сестрах - об интересных книгах, которые они читают, о трудных задачах, которые научились решать в школе, и т. д.
Поэтому и к рассмотрению всех программных задач подготовительной группы, в том числе и в области элементарных математических знаний, нужно подходить, с одной стороны, с позиции обобщения и систематизации накопленных детьми знаний, а с другой - с позиции подготовки детей к работе в школе, преемственной связи в знаниях. Главная же задача подготовки к работе в школе состоит в умственном развитии детей, в овладении умственными операциями - анализом, синтезом, сравнением, обобщением, классификацией. Преемственность в программах школы и детского сада заключается вовсе не в том, имеется или нет «трапеция» или «обратная задача» в программе I класса, а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу и выделять в них самые существенные стороны и обобщать их. Например, многое из раздела «Нумерация» входит уже в программу детского сада и для детей, перешедших в школу из детских садов, является повторением. Но такое повторение крайне важно и для этих детей после летнего перерыва в обучении.
Таким образом, программа подготовительной группы приобретает особую значимость не только для детского сада как программа, систематизирующая знания детей, приобретенные ими в предыдущих группах, но и как программа, которой могут воспользоваться родители, готовя детей к учебе в I классе.
Первый месяц работы, как и в предшествующих группах, надлежит посвятить занятиям, обеспечивающим повторение программного материала старшей группы и выявление уровня знаний и навыков детей, только что поступивших в детский сад. Возможно, что окажется необходимым провести с этими детьми дополнительные занятия, чтобы устранить некоторые пробелы. Однако подобные занятия не следует проводить длительное время: в процессе совместной работы происходит не только обучение, но и взаимообучение детей.
Необходима специальная работа по формированию понятий о времени, о его движении, периодичности, сменяемости и в то же время необратимости.
Вот об этой периодичности времен года, их сменяемости и в то же время необратимости следует формировать представления детей в подготовительной группе, обогащая их наиболее полными конкретными признаками, характеризующими времена года.
Детям подготовительной группы уже можно сообщить, что один год сменяется другим, что рубежом каждого года является новогодний праздник - 1 января. С января и начинается новый год. Всех месяцев в году 12, каждый имеет свое название, они следуют всегда в одном и том же порядке, как дни недели. Вполне допустимо познакомить детей с этим порядком и названиями месяцев, не настаивая, однако, на формальном запоминании их последовательности.
По мере упражнений дети точнее начинают представлять, что можно конкретно сделать за тот или иной отрезок времени; сами привыкают укладываться на занятии в определенное время, учатся беречь время, постепенно осознавая его необратимость. Научиться беречь время особенно важно будущему школьнику. Придя из школы, он должен успеть и погулять, и отдохнуть, и выучить уроки, и посетить кружок. У него должно быть развито «чувство времени», чтобы на прогулке не переоценить его и вовремя вернуться домой. Он должен интенсивно учить уроки дома, не отвлекаясь. Зная о неустанном движении времени, его текучести и необратимости, ребенок уже до школы должен научиться успевать все делать вовремя. Вот почему столь важно развивать у детей «чувство времени», а не просто научить «чтению» времени по циферблату часов.
Развитие «чувства времени» приучает детей к более высоким темпам работы, к интенсивности учебного труда, воспитывает организованность.
Знания о числе, умения оперировать числами, знания о величине и способах измерения условными и общепринятыми мерками, знания о временных и пространственных отношениях, об их взаимосвязях и взаимоотношениях, о способах их измерения, знания о разных геометрических фигурах и их отличиях, определяемых с помощью того же числа и измерения,- все это сближает представления о количественных, пространственных, временных отношениях, о форме и размерах предметов и создает основу для последующего математического развития детей.
На физкультурных занятиях дети часто пользуются количественным и порядковым счетом при построениях и перестроениях (строятся в две, в три колонны, расходятся парами направо и налево и т. д., образуют круги, из которых один может двигаться налево, а другой - направо, и т. д.), маршируют по залу (прямоугольнику, подчеркивая на поворотах его углы), бегут «по кругу», «змейкой» и др.
Все эти действия и наблюдения детей должны отражаться в речи: пусть дети расскажут педагогу и друг другу, на какие геометрические фигуры похожи листья, лепестки цветов; сколько они собрали больших шишек и сколько маленьких, у каких растений стебли короткие, а у каких - длинные и т. д. При рассказывании по картине дети должны не только описывать сюжет, но и учиться видеть количество и размещение действующих лиц, их отношения.
Количественные, пространственные, временные отношения пронизывают всю жизнь человека. Поэтому приобретаемые детьми знания об этих отношениях, условно выделяемые на занятиях как предмет обучения, следует разумно использовать во всей деятельности детей, а также формировать убежденность, что математические знания важны в жизни каждого человека. Это усиливает интерес детей к математике, к дальнейшему усвоению ее в школе.
Таким образом, математическую подготовку к школе следует рассматривать не столько с точки зрения объема полученных детьми знаний, сколько с точки зрения необходимости их систематизации, т. е. умственного развития детей и понимания ими значения математических знаний для жизни, формирования интереса к ним и стремления расширять их в дальнейшем.
Воспитатель должен ориентироваться на завтрашний день развития ребенка, он должен знать, что ребенок сегодня еще выполняет с помощью взрослого, а завтра уже сможет выполнить самостоятельно.
Процесс развития речи детей в детском саду должен представлять единство обучения и воспитания.
Понимание речи окружающих и собственная активная речь необходимы в любом педагогическом процессе, они сопровождают всю деятельность ребенка. Е. И. Тихеева указывала, что «родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Овладевая той или иной методикой (развитие элементарных математических представлений, изобразительная деятельность и т. д.), воспитатель должен усваивать и сведения по руководству речью детей, поскольку в любом виде деятельности ему приходится развивать их словарь, формировать навыки речевого общения (умение слушать, отвечать, спрашивать, умение связно рассказать о своем замысле, о проделанной работе и т. д.).
Задача педагога - совершенствовать механизм отбора слов у детей, вырабатывать все более тонкие дифференцировки (этому служат, например, упражнения «Кто быстрее скажет?», «Кто больше слов знает?», «Так или не так?», такие приемы, как предварительное обсуждение с детьми плана рассказа, содержания составляемого рассказа и т. д.).
Формирование грамматической стороны речи также идет по законам образования нервных связей, стереотипов. Первые условные связи имеют характер широкой иррадиации, они вызывают в речи ребенка грамматические ошибки («ногов», «ножов», «мячов»).
Основные разделы развития речи детей в детском саду - формирование связной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря и грамматических навыков в устной речи детей. Важные разделы - подготовка детей к обучению грамоте, формирование художественно-речевой деятельности на базе ознакомления с детской художественной литературой. В процессе обучения речи и повседневном речевом общении ребенка подводят к осознанному отношению к своей речи, развивают на базе языкового материала лингвистические интересы и познавательную деятельность.
В начальной школе учитель будет опираться на эти имеющиеся у детей речевые умения и развивать их дальше, формировать новые навыки и способности. Так, методика начального обучения русскому языку имеет следующие разделы: обучение грамоте, т. е. элементарному чтению и письму; методика чтения (классного и внеклассного), т. е. вооружение детей навыками беглого, сознательного и выразительного чтения; изучение основ фонетики, грамматики, словообразования; работа над элементами пунктуации, орфографией; развитие устной и письменной речи учащихся, в процессе которого дети осознают речь как предмет изучения, который нужно обдумывать, планировать.
Таким образом, задачи обучения родному языку на разных возрастных этапах различны. Но основные требования науки одинаковы: везде предметом науки является процесс овладения языком, независимо от ступени обучения методика изучает объективные закономерности усвоения языка, разрабатывает системы обучения, проверяет их и т. д. Когда мы будем конкретизировать общую задачу формирования правильной устной речи и выделять составляющие ее частные задачи, то всегда будем подразумевать это единство смыслового содержания и правильной формы речи детей. Таких частных задач, соответствующих основным компонентам языка и речи, можно выделить семь.
1. Развитие словаря. В период дошкольного детства усваиваются слова из основного словарного фонда языка, отбор их зависит от словаря окружающих, от ориентировки ребенка в окружающем мире и т. д.
В детском саду существует программа словарной работы, ориентирующая воспитателя на отбор прежде всего такого словаря, который нужен для нормального общения ребенка с окружающими и который стихийным путем приобретается им медленно, с трудом, с ошибками. Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).
Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными. Словарная работа осуществляется в связи с ознакомлением детей с окружающим. Сообщение слова, обозначающего какой-нибудь предмет или явление, происходит во время общего учебно-воспитательного процесса ознакомления с этим объектом.
2. Формирование грамматической стороны речи. Словарь является строительным материалом для языка. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. Кроме того, она определяет конструктивные модели языка (словообразовательные, словоизменительные).
Ребенок слышит от окружающих грамматически оформленную речь. Осмысливая услышанное, он усваивает грамматический строй, познает модели языка. Воспитатель организует разнообразную речевую практику детей, включая в систему обучения языку упражнения, которые привлекали бы внимание детей к наиболее сложным и необходимым для них конструкциям, закрепляли бы определенные правила морфологии и синтаксиса родного языка («Помечтаем, что было бы...» - упражнение в употреблении сослагательного наклонения; «Отгадай, чего не хватает?»- упражнение в употреблении существительных в родительном падеже; «Я начну, а ты закончи!»- упражнение в употреблении распространенных предложений и т. д.).
Воспитатель знакомит детей с новыми для них грамматическими формами, закрепляет правильное употребление наиболее трудных форм, в конечном итоге вырабатывает привычку говорить грамматически правильно.
3. Воспитание звуковой культуры речи. Прежде всего ребенок должен овладеть звуковым строем языка, правильным звукопроизношением. Работа над звуковой стороной речи основывается на данных русской фонетики и орфоэпии. Ребенок, подражая и учась, целенаправленно (под воздействием взрослых) усваивает систему ударений в словах, интонационный строй родного языка, произношение слов. Очень важно научить ребенка и культуре поведения в процессе речевого общения, сделать правильную речевую манеру устойчивой привычкой (приветливый тон, поза внимания и взгляд, обращенный к собеседнику, умение держать себя в новом обществе и т. д.).
Важнейшее качество звучащей речи - ее выразительность. Н. К. Крупская говорила о воспитании у детей этого качества, его значении в их будущей, взрослой жизни, когда каждому придется выступать перед аудиторией, быть оратором. Она подчеркивала, что нужно не сдерживать и подавлять, а развивать естественную выразительность речи детей, вот тогда чаще удастся встретить оратора, «речь которого полна выражения, глаза которого загораются, на лице и в жесте которого отражаются его мысли и чувства...»
Дошкольный возраст - благодатная пора для выработки таких речевых привычек и способностей.
4. Формирование разговорной (диалогической) речи: умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать. Уровень связной разговорной речи зависит от состояния словаря ребенка и от того, насколько он овладел грамматическим строем языка. Разговорная речь как речь с собеседником предполагает также умение культурно вести себя во время беседы, быть тактичным, сдержанным. Воспитатель влияет на содержательность детских разговоров, поощряет желание узнавать друг у друга что-то новое. Воспитатель должен подсказать детям, что, если расспрашивать взрослых об их труде, отдыхе и т. д., можно узнать много интересного.
5. Обучение рассказыванию (монологической речи). Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться. Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному - пересказывать.
В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.
В детском саду воспитывается умение рассказывать неторопливо, обдумывая свои мысли, обращаясь к слушателям, а также умение выступать перед незнакомой аудиторией (на празднике, в присутствии взрослых, в другой группе), что способствует совершенствованию речи, развивает находчивость, навыки поведения в коллективе.
6. Ознакомление с художественной литературой. В дошкольном учреждении детей знакомят с лучшими произведениями детской литературы. Воспитатель формирует у детей некоторые элементарные умения: слушать и понимать художественные произведения, высказывать суждения об их героях. Дети должны научиться запоминать и выразительно читать наизусть небольшие доступные по содержанию стихотворения. Все эти задачи тесно связаны с воспитанием нравственного облика и эстетических чувств детей.
Воспитателю нужно пробудить у каждого ребенка интерес к чтению и рассматриванию иллюстраций, научить правильно обращаться с книгой, делиться своими знаниями с товарищами. Нужно добиться, чтобы в детском саду художественное слово было постоянным спутником детей, звучало в повседневной разговорной речи и в праздничной обстановке, заполняло досуг, оживая в инсценировках, играх-драматизациях, кинофильмах.
7. Подготовка детей к обучению грамоте. Вся педагогическая работа по развитию речи ребенка в детском саду подготавливает его к обучению в школе, где необходимы правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи, при необходимости дополнить или исправить ответ товарища. Речь становится предметом анализа детей, что представляет для них большую трудность. Для успешного учения в школе наибольшее значение имеют следующие качества: умение слышать сказанное педагогом, умение ясно, точно, грамматически правильно выражать свои мысли в распространенных предложениях, небольших связных рассказах. Эти умения целенаправленно формируются у детей в основном в старшей и подготовительной к школе группах. Наряду с этим с детьми шести лет проводится работа по подготовке к овладению грамотой. Дети занимаются звуковым анализом речи, составляют предложения из двух - четырех слов и т. д.
Недостатки заключались в том, что было предъявлено мало требований к выработке правильного звукопроизношения, к связной речи детей.
Перечень используемой литературы:
1.Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».
/Под ред. Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- М.: Мозаика-Синтез,2006.-344 с.
2.Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. Васильевой М.А.,
Гербовой В.В. Комаровой Т.С.- М.: Мозаика-Синтез, 2007.-208 с.
3.Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: Учебно-методическое
пособие для воспитателей детских садов и учителей.- Минск: «Асар».-1996.-128 с., ил.
4.Скоролупова О.А. Вода. .Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста.-
М.: ООО»Издательство Скрипторий 2000»,2003.-96 с., ил.
5.Дошкольник изучает математику: Как и где?/Сост. и общая ред. Ерофеевой Т.И.-
М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.- 128 с., ил.
6.Куцакова Л.Творим и мастерим.- М.: Издательский дом «Воспитание школьника».-
2004.-112 с., ил.
7.Бондаренко А.К.Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение,1985.-176 с., ил.
8.Степанова О.А., Рыдзе О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе.- М.: ТЦ Сфера, 2003.- 96 с. –(Серия «Игровые технологии»).
9.Тихомирова Л.Ф.Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития»,1996.-240с., ил.
10.Гриценко З.А.Ты детям сказку расскажи… :Методика приобщения детей к чтению.-
М.: Линка- Пресс, 2003.- 176 с.
11.Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом:
Пособие для воспитателя дет. сада.- М.: Просвещение,1983.-144 с., ил.
12. Петрова Т.И., Петрова Е.С.Игры и занятия по развитию речи дошкольников.
(Программа «Я – человек). Кн.2. Старшая группа.- М.: Школьная пресса,
2006.- 96 с., ил. - (Дошкольное воспитание и обучение – приложение к журналу
«Воспитание школьников».- Вып. 62).