Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Сущность и особенности формирования у детей
раннего возраста представлений о цвете

Шоназриева Надежда Сергеевна
Сенсорное развитие ребенка - с первых дней жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей .
В педагогической литературе ученые сенсорное воспитание определяют по-разному.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе вкусе и т.д. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления и представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогии и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А.П. Усова, Н. П. Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Запорожец А.В. считал, что сенсорное воспитание направлено на формирование у ребенка процессов ощущения, восприятия, наглядного представления и т.д..
С восприятием предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Венгер Л.А. понимает под сенсорным воспитанием последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества.
Венгер Л.А. указывает, что процесс сенсорного воспитания осуществляется последовательно и планомерно, т.е. ознакомление с сенсорной культурой человека реализуется в определенной системе. Сенсорная культура ребенка - результат усвоения им сенсорной культуры, созданной человеком.
Сенсорное воспитание — это процесс целенаправленного развития у ребенка ощущений и восприятий.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточно богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии внимания к свойствам предметов. Когда у малыша начинаются формироваться хватательные движения, к этой задаче присоединяется еще одна – необходимо помочь ребенку приспособить хватательные движения к форме предмета, его величине и положению в пространстве. Постепенно такое приспособление приведет к тому, что эти свойства начнут приобретать для малыша определенное значение («маленькое» - это то, что можно схватить одной рукой, «большое» - двумя руками, «круглое» - то, что охватывается всей ладошкой, «квадратное» - то, что берется пальцами, обхватывающими предмет с двух сторон и т. п).
На втором - третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления, прежде всего, о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств, что касается представлений о цвете, то это знакомство с шестью цветами спектра (голубой цвет следует исключить, так как дети плохо отличают его от синего).
Основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвета (белый, серый, черный).
В начале у детей формируют представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создают условия, способствующие усвоению названий цветов. В начале необходимо вводить шесть цветовых тонов, исключив голубой, который усваивается с трудом. Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представление об оттенках.
При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета.
Представления об основных разновидностях цвета, формы, о соотношениях величин, которые дети усваивают, становятся сенсорными эталонами и применяются в качестве образцов при обследовании разнообразных предметов.
Ребенок должен научиться воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хроматических и ахроматических цветах, а позднее- об их оттенках. Это довольно легко, когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени .
Восприятие детьми цвета отличается от восприятия величины, формы, тем что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет необходимо увидеть, то есть при его восприятии пользоваться можно только зрительной ориентировкой.
При определении цвета большую роль играет промеривание - сопоставление путем приложения. Ребенок увидит одинаковость или неодинаковость, когда цвета вплотную прилегают друг к другу. Он при этом еще может не овладеть восприятием цвета, он увидит, что цвета одинаковые или разные.
Когда ребенок научится определять цвета при их контакте (путем наложения или приложения), уже можно переходить к выбору цвета по образцу, к постоянному восприятию цвета, затем и к усвоению названий цветов.
На основе восприятия цвета формируются и представлении о цвете. Дети могут не только применять его в своей деятельности, игре, а также использовать цвет как сигнал действия в быту. Сближение предметов по цвету позволяет увидеть наличие или отсутствие так называемого цветового перепада между двумя цветами. Поэтому первичное восприятие должно проводиться с предметами, резко отличающихся по цвету. Постепенно цветовой перепад будет все меньшим.
Зрительное соотнесение цветов происходит не только, когда предметы находятся рядом, но и на расстоянии. В основе такого соотнесения лежит не просто различие, а восприятие цвета.
В формировании у детей дошкольного возраста представлений о цвете педагоги (Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Семенова А.Я) выделяют ряд этапов.
Первый этап - отождествление и идентификация предметов. Сначала необходимо научить ребенка вычленять из предметов, находящихся перед ним, совершенно идентичные (по принципу: одинаковые – неодинаковые, контрастные). В результате этого, у ребенка формируется способность фиксировать внимание на совершенно одинаковых игрушках, предметах окружающего мира.
Второй этап - обучение нахождению идентичного предмета по цвету. На этом этапе взрослый обучает ребенка концентрировать свое внимание только на определенном свойстве предметов - цвете. Вводятся основные цвета спектра (красный, синий, желтый, зеленый), но первоначально могут предъявляться только два (например, красный и зеленый).
Инструкция, который предлагает взрослый ребенку: «Найди такой же».
Третий этап - соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. Усвоение сенсорных эталонов представляет значительные трудности. Взрослый на этом этапе дает словесное обозначение предмета.
Четвертый этап - выбор ребенком предметов определенного цвета по словесной инструкции взрослого. Основной тип инструкций на этом этапе, ребенок дать предмет определенного цвета.
Пятый этап - формирование у ребенка умения словесно обозначить цвет. Взрослый оказывает ребенку дозированную помощь, используя различные способы речевой поддержки: называет сам цвет и просит повторить название, подсказывает первую букву или первый слог слова или задает наводящий вопрос.
На более продвинутом этапе детям предлагают кроме основных четырех цветов добавить также белый, черный, оранжевый и фиолетовые цвета спектра.
Шестой этап - обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Седьмой этап - обучение передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (травка зеленая и т.д.)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»