Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект

Формирование у детей культурно-гигиенических навыков
и навыков самообслуживания с использованием малых
форм фольклора и здоровьесберегающих технологий

Попова Татьяна Евгеньевна,
 
 воспитатель 
Актуальность проекта:
           
 Одной из важнейших задач ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые прививаются в детском саду и которые необходимы для дальнейшего обучения
             Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве и гигиене здесь принадлежит важнейшая функция. Как гласит народная мудрость: «Чистота – залог здоровья». Поэтому уже младших дошкольников мы стремимся приобщить к чистоте, опрятности, аккуратности и, используя основной вид деятельности – игру.
Как воспитать у дошкольников полезные гигиенические привычки-помощники, чтобы освоение КГН превратилось в привычку-действие и стало бы потребностью ребёнка.
 
Тип проекта: 
Познавательно-игровой, долгосрочный
Сроки проекта: 01.10.18. - 30.04.19.
Цель:
Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей среднего дошкольного возраста, формирование начальных представлений о ЗОЖ. 
Задачи:
  • Прививать детям стойкие КГН
  • Воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, опрятными, аккуратными
  • Закрепить представления о правилах личной гигиены
  • Формировать у детей: умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды); навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, унитазом)
  • Познакомить детей с литературными произведениями: К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая» и др., фольклорными произведениями про умывание, причесывание, подготовку к обеду, обед
  • Развивать умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихотворения; развивать речь, память, внимание
  • Укрепить связи между детским садом и семьёй в вопросах формирования у детей культурно-гигиенических навыков
  • Заинтересовать детей и родителей проблемами ЗОЖ
  •  Разнообразить педагогические методы и приёмы для воспитания полезных гигиенических привычек и объединения КГН с трудовыми навыками  
Участники проекта:
  • дети средней группы
  • воспитатели
  • помощник воспитателя
  • медсестра
  • родители
Предполагаемый результат:
Самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, владеют доступными возрасту навыками самообслуживания (дети закатывают самостоятельно рукава перед мытьем рук, правильно пользуются мылом, аккуратно моют руки, вытираются после умывания полотенцем).
Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании, сопровождая действия текстом, отвечают на вопросы.
 С желанием занимаются физической культурой, утренней гимнастикой, гимнастикой после сна, пальчиковой гимнастикой, дыхательной гимнастикой, принимают активное участие в закаливающих процедурах.
У детей сформированы знания, навыки о ведении здорового образа жизни. С целью повышения желания, интереса у детей и их родителей вести здоровый образ жизни, развивать физические качества, продолжать работать в данном направлении в новых проектах.
 
ФОРМЫ РАБОТЫ по образовательным областям
Речевое развитие
Рассматривание и обсуждение иллюстраций:
  • Алгоритмы умывания и одевания
  • «Дети обедают»
  • «Мама купает ребенка»
  • «Игра с куклой» 
Решение проблемных ситуаций:
  • «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»
  • «Таня простудилась»
  • «Откуда берутся болезни?»
Беседы:
  • «Чтобы зубы были здоровыми»
  • «Как устроен человек» по книге «Я и моё тело»
  • «Хочу одеваться правильно»
  • О профессиях родителей, о труде сотрудников д/с  
Чтение художественной литературы (приложение 1)
Подборка малых форм фольклора (приложение 2)
Словесные игры (с мячом):
  • «Полезно – вредно»
  • «Холодно - жарко»  
Познавательное развитие
Беседы:
  • «Перед едой мой руки с мылом»
  • «Учись есть не спеша и аккуратно»
  • «Не болтай за столом»
  • «Чистота и здоровье»
  • «Кто опрятен тот приятен"  
Отгадывание загадок по теме (приложение 3)
Опытно-исследовательская деятельность:
  • «Вода бесцветная и прозрачная»
  • «Вода может изменить свой цвет»
  • «Испарение»
  • «Воздух вокруг нас»
  • «Термометр»  
Совместная непосредственно-образовательная деятельность: 
«Наш зайчик заболел»
Цель:
Дать детям представления о том, что мама проявляет заботу о своей семье, своем любимом ребенке: умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.
«Предметы гигиены»
Цель:
Дать детям знания о предметах личной гигиены, учить правильно их называть и пользоваться, прививать ребенку потребность в их использовании. 
"Покажем кукле Кате, как мы накрываем на стол"
Цель:
Учить детей называть столовые предметы, правильно сервировать стол, пользоваться предметами личной гигиены, активизировать речь детей, формировать основы культурного поведения за столом. 
«Как вести себя за столом»
Цель:
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи (хорошо пережевывать, есть бесшумно), воспитывать основы культуры поведения, навыков вежливого общения. 
Социально - коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевые игры:
  • "В гости кукла к нам пришла"
  • «Больница»
  • «Катя заболела»
  • «Скорая помощь»
  • «Аптека»
  • «В гости к Айболиту»
  • «Парикмахерская»
  • «День рождения куклы Тани»
  • «Магазин» и др.
Дидактические игры (приложение 4) 
Общение в ходе самостоятельной деятельности:
  • «Мы умеем одеваться» - формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми, активизировать в речи детей названия предметов одежды и ее деталей, воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.
  • «Для чего мы едим» - формировать умение принимать участие в беседе, развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма.
  • «Мы угощаем зайчика» - воспитывать отзывчивость, учить употреблять существительные с обобщающим значением.  
Игры-драматизации:
  • «Девочка чумазая» - продолжать учить пользоваться предметами туалета, воспитывать желание быть всегда чистыми и опрятными.
  • «Хочу одеваться правильно» - обобщать и закреплять навыки правильного, последовательного одевания, переодевания, воспитывать самостоятельность, умение определить, во что нужно одеваться в соответствии с погодой.
  • «Угощение» - формировать навыки правильного поведения за столом и общения с присутствующим гостем, учить быть гостеприимными.
  • «Маша обедает» - учить детей быть гостеприимными хозяевами, вежливо общаться друг с другом.
  • «Наши прически» - формировать понятие о такой детали внешнего вида, как прическа, учить пользоваться индивидуальными предметами туалета.  
Художественно - эстетическое развитие
Рисование:
«Украшение фартука» (декоративное)
Цель:
Учить составлять на полоске небольшой узор из элементов народного орнамента, развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. 
«Украшение свитера» (декоративное)
Цель:
Закреплять умение детей украшать предметы одежды из элементов народного орнамента, развивать цветовое восприятие, образные представления, творческие способности, воображение. 
«Снегурочка»
Цель:
Учить изображать Снегурочку в шубке, закреплять умение рисовать кистью и красками, накладывать одну краску на другую по высыхании. 
«Мое любимое солнышко»
Цель:
Развивать образные представления, воображение детей, закреплять усвоенные ранее приемы рисования, подвести к пониманию, что солнечный свет жизненно необходим. 
«Как мы играли в подвижную игру «Бездомный заяц»»
Цель:
Формировать умение с помощью выразительных средств (форма, положение объекта в пространстве) передавать в рисунке сюжет игры, образы животных, выражать свое отношение и интерес к играм с движением. 
Лепка:
«Угощение для кукол»
Цель:
Учить передавать в лепке выбранный объект, следуя цели использовать поделки в игре, закреплять усвоенные ранее приемы, работать аккуратно. 
«Девочка в зимней одежде»
Цель:
Учить выделять части человеческой фигуры в одежде, передавать их с соблюдением пропорций, уточнить, почему, когда холодно, нужно надевать теплую одежду. 
«Мисочки для трех медведей»
Цель:
Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разного размера, отрабатывать приемы лепки, создавать предметы для игры-драматизации по сказке, закреплять умение сервировать стол. 
«Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц»»
Цель:
Продолжать учить детей создавать в лепке образы подвижной игры, закреплять приемы лепки, выражать свое отношение и интерес к играм с движением. 
 «Слепи мыло для лисят»
Цель:
Продолжать закреплять приемы лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены. 
«Умываются котята»
Цель:
Продолжить учить детей основным правилам лепки, побуждать фантазировать, создать условия для положительно отношения к предметам гигиены  
Аппликация:
«Укрась салфеточку»
Цель:
Учить составлять узор на квадрате, разрезать полоску пополам, правильно держать ножницы, правильно действовать ими, подводить к эстетической оценке работ. 
 «Разноцветные мыльные пузыри»
Цель:
Закрепить умение пользоваться ножницами, закруглять углы, пользоваться аккуратно клеем, прививать желание пользоваться средствами личной гигиены. 
Музыка:
  • «Песенка про зарядку» из м/ф «Зарядка для хвоста»
  • «Песенка про умывание» из м/ф «Маша и Медведь»
  • Музыкально-досуговое развлечение «В гостях у Витаминки»  
Физическое развитие
Подвижные игры:
  • «Мячик прыгает по мне, по груди и по спине»
  • «Выбери и перенеси предметы для чистоты» (эстафета)
  • «Мы – веселые ребята»
  • «Мыльный пузырь»
Закаливание:
  • Воздушные ванны (после пробуждения)
  • Обливание рук до локтя
  • Бодрящая гимнастика (комплексы прилагаются в плане)
  • Бодрящая гимнастика с использованием элементов стретчинга
  • Хождение по массажным дорожкам босиком (камешки)  
Проведение физкультурных занятий в соответствии с планом 
В ходе реализации проекта используются такие методы и средства
как:
  • Ежедневная работа в разные режимные моменты по освоению и совершенствованию культуры еды, гигиенических процедур, ухода за одеждой и обувью и культуры поведения с целью охраны здоровья
  • личный пример работников детского сада, родителей
  • чтение художественной литературы, фольклора
  • схемы-модели (последовательность этапов для отдельных режимных моментов)
  • обеспечение чистоты среды
  • соблюдение правил этикета
  • психологическая культура взаимоотношений
  • просмотр видеофильма «Путешествие в страну «Гигиена»»  
Работа с родителями
Наглядная агитация:
  • папка-передвижка «Культурно-гигиенические навыки в средней группе»
  • оформление буклетов о ЗОЖ, о валеологическом воспитании дошкольников, об использовании алгоритмов при обучении КГН
  • показ видеофильма «Расти здоровым, малыш!»
  • памятка для родителей «Формирование здорового образа жизни у детей»
  • Оформить альбом с подборкой малых форм фольклора по теме КГН для использования родителями в общении с ребенком
Беседы и консультации:
  • «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию»
  • «Как правильно одеть ребенка по сезону»
  • «О необходимости прогулок на свежем воздухе в выходные и праздничные дни»
Выставки рисунков и фотовыставки:
  • «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»
  • «Здоровье глазами ребенка»
  • «В гостях у Витаминки»
Приложение 1
  • Зайцев Г. «Дружи с водой»
  • Бягковская С. «Юля-Чистюля»
  • Александрова З. «Купание»
  • Чуковский К. «Мойдодыр», «Айболит», «Федорино горе»
  • Шалаева Г., Журавлёва О., Сазонова О. «Правила поведения для воспитанных детей»
  • Барто А. «Девочка чумазая», «Мыло, мыло замылило…»
  • Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Токмакова И. «Мне грустно – я лежу больной»
  • Крылов А. «Как лечили петуха»
  • Ушинский К. «Умей обождать»
Приложение 2 
Во время умывания:
«Водичка-водичка,
Умой Настино личико,
Настя кушала кашку,
Испачкала мордашку.
Чтобы девочка была
Самой чистенькой всегда,
Помоги, водичка,
Умыть Настино личико»
 
Для пробуждения:
«Солнце светит:
Где тут дети?
На подушке, на простынке.
Нежат розовые спинки?
Ясный день пришел давно
И стучится к нам в окно!»

Одевая малыша:
«Застегнём застёжки
На твоей одёжке:
Пуговки и кнопочки,
Разные заклёпочки»
 
Перед завтраком:
«У пушистой белочки
Орехи на тарелочке.
У котёнка и щенка
Два стакана молока,
У мышонка вкусный сыр,
У лисы густой кефир.
У зайчат печенье,
У пчелы варенье.
А в тарелку нашу
Мы положим кашу!»
 
Во время приёма пищи:
«Это - ложка,
Это - чашка.
В чашке - гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!»
 
«Руки мы помоем дружно.
Это важно, это нужно.
Только с чистыми руками
Мы за стол садимся сами.
Ложкой-вилкой не грохочем,
Не играем, не хохочем,
Мы на стульчике сидим,
Молча, весело едим.
Мы ногами не болтаем,
И ворон мы не считаем,
Не глядим по сторонам,
Ведь обедать надо нам!»
 
Перед сном:
«Баю-баю-байки
Прилетели чайки.
Стали крыльями махать
Наших деток усыплять.»
 
Для знакомства с телом:
«Ротик мой умеет кушать,
Нос дышать, а ушки слушать,
Глазоньки моргать- моргать,
Ручки - все хватать-хватать».
 
«Паучок, паучок,
Аню хвать за бочок.
Лягушка, лягушка,
Аню хвать за ушко.
Олени, олени,
Аню хвать за колени.
Песик, песик,
Аню хвать за носик.
Бегемот, бегемот,
Аню хвать за живот.
Оса, оса,
Аню хвать за волоса.
Кузнечики, кузнечики,
Аню хвать за плечики»
 
 
 
 
Приложение 3
 
Загадки
 
Гладкое, душистое моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было… Что, ребята? (мыло)
 
Целых двадцать пять зубов для кудрей и хохолков,
И под каждым под зубком лягут волосы рядком. (расческа)
 
Костяная спинка, на брюшке щетинка
По частоколу попрыгала, всю грязь повыгнала. (зубная щетка)
 
Лег в карман и караулю реву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слез. Не забуду и про нос. (носовой платок)
 
Махровое, душистое, мягкое, пушистое.
Любит воду промокать, где что влажно вытирать. (полотенце)
 
Могу я в ней на дно нырнуть, но не могу я утонуть, 
А если станет глубоко, открою пробку я легко. (ванна)
 
Дождик теплый и густой, этот дождик не простой: 
Он без туч, без облаков целый день идти готов. (душ)
 
 
  
 
Приложение 4
Дидактические игры
«Перемешанные картинки»
Задача игры: Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
Оборудование: Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие маленькие картинки. Например, к большой картине, на которой изображена растрепанная девочка - гребень; к картине, на которой изображен неопрятный мальчик - мыло и щетку; к картине с изображением девочки в грязных ботинках - щетку и пр.
Ход игры: взрослый вешает на доску большую картину, изображающую неопрятного ребенка, а детям раздает маленькие картинки, на которых нарисованы предметы туалета. Дети ищут среди своих картинок предмет, которым необходимо дополнить большую картину. Когда они отдают картинку взрослому, то должны объяснить его назначение, например: “Вот мыло и щетка для умывания”. Или: “Вот гребень для того, чтобы девочка причесалась”.
 
«Чистоплотные дети»
Задача игры: Проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Ход игры: взрослый говорит детям, что хочет убедиться в том, что они чистоплотные и аккуратные: пусть они скажут, что нужно для того, чтобы волосы, руки и лицо были чистыми (чем больше они смогут об этом рассказать, тем лучше).
Затем взрослый говорит: “Руки”. Дети, которых она вызывает, отвечают: “Мыло, щетка, полотенце”. Подобным же образом дети реагируют на слова “волосы” (гребень, щетка, ножницы, шампунь, мыло), “купание” (ванна, полотенце, душ, умывальник, губка, мыло и пр.).
Вариант. Взрослый задает вопрос: “Что нам нужно, когда мы утром встаем?” Дети знают, что должны назвать предметы гигиены, которые используются утром (щетка для рук, паста, мыло, плато
 
«Убери со стола»
Задача игры: формировать самостоятельные действия: убирать посуду со стола, сметать крошки.
Оборудование: посуда, щетка, совочек.
Ход игры: взрослый показывает, как убирать посуду со стола на поднос, предлагает детям действовать по показу. При этом взрослый комментирует действия: "Мы кладем на поднос тарелку, чашку, ложку и т.д." Затем показывает, как сметать крошки со стола, комментирует свои действия: "Крошки со стола сметем и совочком уберем!"
Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
 
«Вымой посуду»
Задача игры: формировать у ребенка самостоятельные действия: учить мыть посуду.
Оборудование: посуда (тарелки), губка, два тазика.
Ход игры: взрослый показывает тазик с грязной посудой и привлекает внимание ребенка к мытью посуды: демонстрирует, как правильно держать тарелку, смачивать ее водой, протирать мокрой губкой, ополаскивать в другом тазике с чистой водой, после чего, выкладывая тарелки на чистый поднос, ребенку предлагается вымыть свою тарелку.
 
«Подготовь постель ко сну»
Задача игры: формировать у детей самостоятельные действия: учить ребенка расстилать свою постель.
Оборудование: кровать, подушка, простыня, одеяло, покрывало.
Ход игры: перед дневным сном взрослый предлагает детям расстелить свои постели, показывает и комментирует последовательность действий: "Сначала снимаем и складываем покрывало, затем отворачиваем одеяло и поправляем подушку". После этого взрослый предлагает детям расстелить свои постели, при необходимости помогает им.
 
 
«Угостим кукол чаем»
Задача игры: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: "К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей".
Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подытоживает: "Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай", произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
 
«Оденемся на прогулку»
Задача игры: учить ребенка одеваться, правильно соотносить предмет одежды с частью тела, застегивать одежду с помощью застежки -липучки.
Оборудование: одежда ребенка.
Ход игры: взрослый предлагает малышу одеваться на прогулку: раскладывает перед ним вещи и объясняет, что каждый предмет одежды надо надевать на определенную часть тела. Ребенок одевается, если он испытывает затруднения, взрослый помогает ему, обращает внимание на способ застегивания - липучки.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»