Гармонизация детско-родительских отношений через работу родительского клуба
Самуйлик Анна Викторовна
Интерес к проблемам детско-родительских отношений в семье связан с пониманием значения, которое она имеет для развития общества. Семья является главным институтом воспитания, в котором ребенок получает первый жизненный опыт, учится преодолевать различные трудности на своем пути. Детско –родительские отношения – это система разнообразных чувств, к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, а также особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.Современные темпы развития общества влекут за собой изменение института семьи, трансформации семьи и семейных отношений. В связи с этим необходимо и изменение методов и способов помощи семьям, имеющим детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Известно, что семья– это социально-психологическая система отношений. Именно в семье ребёнок получает первый опыт отношений с окружающим миром, приобретает навыки общения, формы взаимодействия с людьми, поведения и реагирования. Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (Семейный кодекс РФ, Ст.1).
В настоящее время наблюдается тенденция, что всё больше родителей не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребёнком по причинам материального, социального характера, а также из-за недостаточной педагогической грамотности. Современные родители часто отстраняются от воспитания детей, перекладывая ответственность и обязанности на воспитателей, педагогов, психологов, других людей. Особенно характерно для семей, где воспитываются дети с ОВЗ. Как следствие, культура семейного общения постепенно сужается, что, в свою очередь снижает уровень развития детей и отрицательно сказывается на будущем общества в целом. Учитывая то, что родители ждут помощи и поддержки, а часто и инициативы со стороны специалистов организаций дошкольного образования (ОДО), а так же то что часто наблюдается незнание со стороны родителей что же делать со своим ребенком с ОВЗ, проблема создания системы помощи родителям совершенно очевидна.
Поэтому необходима помощь родителям, которая способствует повышению компетентности родителей в вопросах взаимодействия с детьми. Показаниями для психолого - педагогической помощи родителям могут быть: наличие трудностей в воспитании ребенка, желание родителей оптимизировать свои взаимоотношения с детьми, разрешить конфликты, сложные вопросы воспитания и общения, особенно, если есть опасность трансформации структуры патологизирующих ролей и дисфункциональных подсистем в семью.
Особенно значимо воспитательное воздействие семьи на ребенка с ограниченными возможностями здоровья, для которого семья выступает иногда единственным институтом воспитания. Вместе с тем существует проблема принятия или не принятия семьей ребенка с особенностями в развитии.
Родительская растерянность по отношению к подобному ребенку, недостаточность эмоционально-теплых отношений провоцируют развитие у детей негармоничных форм взаимодействия с социальным окружением и формируют дезадаптивные характерологические черты личности (тревожность, агрессивность, отгороженность). Впоследствии это может привести к девиантному поведению и самоизоляции от общества.
Для успешного функционирования и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья необходимо доброжелательное отношение к нему и поддержка родителей. Однако как теоретические исследования, так и повседневная практика показывают, что родители зачастую испытывают затруднения в выстраивании взаимоотношений с детьми с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в квалифицированной помощи со стороны педагога.
В федеральных законах, регулирующих различные аспекты жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями здоровья («О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г., «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г.), утверждается необходимость недискриминационного отношения к инвалидам и определяются соответствующие условия для интеграции больных детей, эффективность которой во многом зависит от характера семейных взаимоотношений.
В и родительского по детско отношений 2 детей по 10 в 5-6 лет с психического В группу 2 и 8 В случаях воспитываются в семьях.
Одна основных детей группы познавательная которая хотя и но во видах деятельности. обусловлены восприятия, памяти, и сферы с
У наблюдается процесса сенсорной в поэтому у них нет восприятия, они не полностью объект со признаков и его
Дети не даже объекты, они в ракурсе или освещены. Они ошибки при простых фигур по образцу. Для восприятия детям больше чем без
Таким восприятия у с ЗПР по с развивающимися а недостаточно и Это возможности мышления, что в и выполнения
Внимание описываемой детей суженным что в отвлекаемости и выполнении заданий.
Память детей ЗПР сниженной непроизвольного и произвольного и объемом и долговременной
при задания «Десять слов» старшего возраста не 2-5 из 10. 2-3 количество слов не а и При (по 30 воспроизведении либо (вместо «лес» - «елка», «кот» - «котенок», «дом» - «дача», «конь» - «лошадь» и либо забываются.
Низкий произвольного у с ЗПР не с познавательной и найти мнемические но и с смысловой информации, необходимо
У отсутствует к задачам и их Дети «уйти» от заговаривают на тему, отказываются от - «не знаю», «не умею».
Большие вызывают наглядно-образного решение опирается на представлений и У с предварительная в познавательных всех нет выполнения
Дети могут результаты деятельности. В деятельности отмечается - Они с трудом с деятельности на с способа - на
Так отмечается эмоционально-волевой или На отмечается в тех когда следовать педагога и собственные
Для характерно чувства ответственности за поведение, отношение к неорганизованность при заданий, критичность, или, заниженная как отрицательной их в видах
Дети к работе, не умственных (заполнение форм, несложных и Они избежать умственных
У отмечается самоконтроля. При задания не следовать необходим со взрослого.
Эмоции поверхностны и вследствие эти внушаемы, и могут за в поведении.
Истощаемость системы и утомляемость характерны для . они себя Одни вялыми и стремятся к другие - ведут расторможенно.
Социальная семей, в и родительского : 25-46 пол:16 4мужской; 14 с образовованием 6 со специальным семей не полных
Родители нервно-психологическую и нагрузку,
Личностные и ребенка не ожиданиям и, как вызывают у них горечь,
Семейные нарушены и
В семьях типы воспитания, как опека и опека.
Наибольшее родителей проблемы ребенка:
нарушения или ее отстает в
невнимателен;
гиперактивность;
ранимость, сентиментальность,
состояние моторики
проблемы поведении;
«плохая»
утомляемость;
нарушения
Большое родителей из-за ребенка и отмечают, что их требуют внимания к гиперактивность, болеют.
Также беспокоят проблемы, по лечение, смена работы лечения, выйти на проблемы с качественного сопровождения и с бумажная страх будущим чужое и как вести на с ребенком.
Родителей трудности со ребенка, истерики проблемы детей, внимание и со отца и по к
Чувство чувство испытывают Хотя это задуматься над пониманием и ребенка с возможностями в
Положение родительском «Веселый Осьминожка»
Общие
Клуб с установления с в воспитания и детей, педагогической родителей.
Основными работы являются:
-принцип
-добровольности
-развивающего
-конфиденциальности
-активности
-интерактивности
Участниками являются:
-родители
-педагог
-педагоги сада
-специалисты
Положение работе клуба Осьминожка» заведующим отделения.
Основные деятельности:
1.Оказание педагогической и родителям в воспитания и детей.
2.Повышение знаний детей дошкольного
3.Развитие форм взаимоотношений.
4.Популяризация клуба родителей.
Права обязанности
1.Родители члены клуба право на:
-на квалифицированной по и детей;
-на практической
-на собственного и опытом
-давать деятельности в и по вопросам
-участвовать планировании клуба
2.Клуб право на корректировки в работы в от и запросов, предыдущего
3.Клуб клуба)
-планировать клуба в с запросами и на закономерностях детей дошкольного
-предоставлять для заседаний
-предоставлять консультацию и помощь
5.Родители клуба
-уважать друг и участников в обсуждения воспитания и детей
-соблюдать конфиденциальности в клуба
-принимать участие в клуба
Работа осуществляется на ОДОД школы №13 района г. –Петербург. планируется в с потребностями и их
Организация ДОУ и в родительского представляет интересную модель по родителей к участию в процессе и укреплению между учреждением и воспитанников.
Родительский – это форма с учитывающая потребности и формированию жизненной участников укреплению семьи, опыта в детей. с организуются в обстановке с проблем, с и детей. с в саду практической Здесь диалога сами Они советуются, выход из ситуации усилиями, а специалистов- беседу в направлении. Для полученных взрослым возможность попрактиковаться в тех или ситуациях, этюдах по волнующих их
Очень стали детско-родительские где учатся с Ведь взрослые как играть, и веселиться. это мы и все на встречах. И видеть, как дети, что их и играют с ведь им всегда Еще полезное совместных на встречах, хорошо взаимоотношения в Такие очень тут мы все то, о чем на специалистам не На встречах и детей, и родителей.
Критериями работы на наш являются:
- посещаемость всех заседаний,
- родителями материалов в с
- оценка и на сотрудничество с учреждением.
- динамика детско-родительских проверенная
Благодаря Родительского «Веселый осьминожка» прочная с воспитанников, стали повышенный к и своих вносить в и педагогического становясь его участниками.
результате общения и создана не внутрисемейная, но и дружеская что раскованности и в
Такая форма с как клуб Осьминожка» поскольку деятельность участников процесса у мощную познания, тем фоном, на усвоение сложных идет и Клуб встреч развитию взаимоотношений детьми и созданию условий для развития в среде, родителей к группы, в очередь, облегчает педагога. творческих детей и
Организация ДОУ и в родительского представляет интересную модель по родителей к участию в процессе и укреплению между учреждением и воспитанников. образом, гипотеза, что и учреждение — два социальных социализации Без участия воспитания или, по мере, Опыт с показал, что в применения форм позиция стала гибкой. они не и а участники в своего Такие позволяют нам об использования форм в с В неформального детей и создана не внутрисемейная, но и дружеская что раскрытию способностей и Стремление к с приносит плоды: родителей к саду, принимать участие во видах учреждения.
В проведения дети время с и и столько же и вместе и своим Уже нескольких встреч в улучшаются, в появляются традиции. на то, что деятельность клуба ориентирована на дети повторного так же ряд изменений в детско-родительских