Развитие творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста посредством
театрализованной деятельности
Соколова Наталья Владимировна,
воспитатель младшей группы «Воробушки»
ГБДОУ детский сад № 24
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проект:воспитатель младшей группы «Воробушки»
ГБДОУ детский сад № 24
Пушкинского района Санкт-Петербурга
развитие творческих способностей дошкольников младшего возраста посредством театрализованной деятельности.
Срок реализации:
долгосрочный (год)
Тип:
групповой, познавательно-информационно-творческий
Возраст:
дети младшего дошкольного возраста
Участники:
дети, воспитатели, родители
Обеспечение:
словари, энциклопедии, литература, дидактические игры, картины, фото, видео.
Цель:
развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность.
Задачи:
Обучающие – учить творчески, с фантазией относиться к любому действию (приобщение детей к театральному искусству); учить искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, интонация, жесты).
Развивающие – развивать эмоции, память, речь; развивать нравственно-коммуникативные и волевые качества личности: общительность, доброту, отзывчивость, вежливость, умение довести дело до конца; пробуждать в душе каждого ребенка чувство к прекрасному и прививать любовь к искусству, формировать потребность духовно обогащаться через театрализованную деятельность.
Воспитательные – поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях; чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.
Познакомить родителей со значением театрализованной деятельности как всестороннего развития ребенка.
Ожидаемые результаты:
- желание детей активно готовиться и участвовать в праздниках и развлечениях,
не стесняться своих чувств и эмоций, вести себя свободно и раскованно.
- накопление методической картотеки.
Актуальность проекта.
«Дети должны расти в мире красоты,игры,сказки, музыки, рисунка, творчества…»
Сухомлинский В.А.
Вся жизнь дошкольника насыщена игрой. Каждый ребенок желает сыграть свою роль. Именно свою. И где как не в театре малыш учится входить в другую жизнь и действовать, тихонечко…шаг за шагом, приобретая жизненный опыт…
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Такие игры помогают развивать интересы и способности детей, содействуют общему развитию, развитию монологической и диалогической речи дошкольника, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового. Такая деятельность требует от ребенка решительности, систематичности в действиях, трудолюбия, что способствует развитию волевых качеств характера. Театральные постановки и спектакли позволяют ребятам с легкостью и интересом погружаться в мир фантазий.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театр учит видеть в жизни и людях прекрасное, доброе и зарождает стремление самому нести доброту в социум. Кроме того, театр учит ребенка решать какие-то свои проблемные ситуации от лица театрального героя.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.
Театр – это единственное место, которое сохраняет народную мудрость, учит быть честными и добрыми, устремленными и трудолюбивыми, способными по-настоящему ценить и любить богатство родного языка и культуры.
Таблица №1. Этапы проекта
этапы | содержание |
подготовительный | - выявление уровня сформированности знаний детей о театре (словарный запас слов (театр, занавес, кулисы, сцена, актер, мимика, эмоции, жесты…); - информирование родителей о предстоящей театрализованной деятельности: а) донести важность темы, б) выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка, в) провести беседы, консультации, г) оформить папки-передвижки и предоставить информацию на сайте; - подбор и изучение литературы, иллюстраций, фото, видео; - обсуждение вариантов поиска информации; - планирование этапов деятельности; - обсуждение планируемых результатов. |
основной | - планирование образовательной деятельности: а) на НОД, б) в режимных моментах, в) в самостоятельной деятельности; - работа с родителями; - театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры. |
заключительный | - пополнение театрального уголка группы новыми атрибутами: а) интерактивным пособием «Лэпбуком «Волшебный мир театра», б) пальчиковым театром «Три медведя», в) настольным театром «Три поросенка», г) конусным театром «Колобок»; - постановка сказки «Теремок»; - обобщение результатов работы (фото и видеоотчет полученных знаний). |
Таблица № 2. Основной этап
образовательные области по ФГОС ДО |
содержание | задачи |
художественно-эстетическое развитие | ||
музыка | слушание аудиосказок : - «Теремок», - «Три медведя», - «Волк и семеро козлят», - «Гуси-лебеди», - «Три поросенка», просмотр видео, музыкально-игровая деятельность. |
воспитание эмоциональной отзывчивости; развитие умения различать звуки по высоте, тембру; учить узнавать знакомые произведения, дослушивать до конца. |
художественное творчество (актерское мастерство) |
рисование портрета мамы, персонажей из сказок (мимика, эмоции, настроение); игры с различными видами театров: - пальчиковым, - бибабо, - настольным театром, - театром теней, - театром на палочках, - театром игрушек, - театром мякишей; игра-драматизация. |
приобщение к искусству, развитие изобразительной деятельности и детского творчества (озвучивание ролей, сочинение движения и речи героев, действие с фигурками). |
чтение художественной литературы | чтение и заучивание стихов к осеннему, новогоднему, весеннему празднику детского сада; разгадывание загадок о театре: Артисты там работают, А зрители им хлопают. Спектакль в цирке-на арене, В театре кукол где… на сцене!... чтение художественной литературы (сказки «Теремок», «Варежка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Гуси-Лебеди», «Три поросенка»); знакомство с правилами поведения в театре и с видами театра. |
формирование знаний, развитие памяти, речи, внимания, логического мышления, воображения, артистизма. |
физическое развитие | ||
физическая культура | пальчиковая гимнастика:
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть: Рукавичка, Теремок, Колобок-румяный бок. Есть Снегурочка краса. Три медведя, Волк, Лиса.. физкультминутки: Раз, два, три, четыре, пять,
подвижные игры:Мы в театр идем играть. Здесь ты можешь превратиться То в царевну, то в Жар-птицу, В деда, бабку и кота, Обезьянку и слона. Только ты наденешь маску, Превратишься в Чебурашку. А накинешь плащ волшебный, Станешь принцем всем заметным. Ты то зритель, то актер, Выбирай любую роль!.. - «Бычок», - «Зайка», - «Мячик»… |
развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие инициативности, самостоятельности, организованности; формирование правильной осанки, формирование умения творчески использовать навыки в самостоятельной двигательной деятельности. |
здоровье | беседа «Зачем нужно ходить в театр здоровым», беседа «Почему нельзя кашлять в театре». |
воспитание потребности быть здоровым, воспитание правил здорового образа жизни. |
социально-коммуникативное развитие | ||
безопасность | знакомство с правилами безопасного поведения в театре: - беседа «Почему в театре ходят шагом», - беседа «Как вести себя на балконе», - беседа «Правила поведения на лестнице и в лифте», - беседа «Почему зрителю нельзя подниматься на сцену». |
формировать умение применять эти правила в жизни, безопасное поведение в замкнутом помещении при большом скоплении людей. |
социализация | сюжетно-ролевые игры: - «Мы с подружкой идем в театр», - «Буфет в антракте», - «Покупка билетов в театральной кассе»… |
умение организовывать самостоятельную игровую деятельность со сверстниками, воспитание правил хорошего поведения. |
труд | подготовка и уборка рабочего или игрового места. | воспитание аккуратности, опрятности, уважительного отношения к чужому труду. |
речевое развитие | ||
коммуникация | рассматривание иллюстраций и картинок из серий: - «Правила поведения в театре», - «Виды театра», - «Сказки». дидактическая игра: - «Мои первые эмоции», - «Эмоции и чувства», - «Покажи эмоцию». |
развивать умение рассказывать, работать над дикцией, артикуляционным аппаратом, развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками, развивать компоненты устной речи, формировать умение составлять рассказы. |
познавательное развитие | ||
познание | наблюдения за воспитателем и сверстниками в пределах детского сада (в роли какого-либо персонажа); наблюдения за актером в настоящем театре; выбор своей роли в постановке детского сада. |
развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности, развитие сенсорной культуры. |
работа с родителями | беседы-консультации: - «Дети и театр», - «С какого возраста лучше водить детей в театр», - «Мы идем в театр»; посещение детских театров в Санкт-Петербурге; наблюдения за персонажами представления, создание совместно с ребенком художественной работы для театрального уголка детского сада. |
активизация работы с родителями, поиск новых путей привлечения семьи к участию учебно-воспитательного процесса в детском саду. |
Заключительный этап:
Интерактивное пособие "Лэпбук "Волшебный мир театра"
Настольный театр «Три медведя»
Конусный театр «Колобок»
Настольный объемный театр «Три поросенка»
Настольный театр резиновых игрушек «Колобок»
Постановка сказки «Теремок»
Итог:
Дети приобрели первичные знания о волшебном мире театра:
- познакомились с правилами поведения,
- узнали некоторые виды театра (теперь сумеют найти отличие того или иного вида),
- определяют эмоции,
- пополнился словарный запас,
- показали и постарались развить личностные качества, которые очень пригодятся для дальнейшего общего развития: способность к сочувствию и переживанию, яркость в проявлении воображения, логики, памяти, речи.
- получили навыки самостоятельной деятельности и совместного взаимодействия со сверстниками.
Группа «Воробушки» с желанием принимала участие на всех утренниках детского сада, главным итогом проекта является постановка сказки «Теремок».
Многие родители поддержали проект:
- оказана помощь в изготовлении театра мягкой игрушки,
- пополнился запас костюмов к постановке сказки «Теремок»,
- в театральном уголке группы появился пальчиковый театр «Три медведя», атрибуты к сказке «Три поросенка»,
некоторые семьи в выходные дни посетили детские театры Санкт-Петербурга.
Список литературы:
Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников” Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре. / Мой кроха и Я, 1997, №2
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.
Этот проект создан для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.