Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие творческих способностей детей младшего
дошкольного возраста 
посредством
театрализованной деятельности

Соколова Наталья Владимировна,
воспитатель младшей группы «Воробушки»
ГБДОУ детский сад № 24
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Проект:
развитие творческих способностей дошкольников младшего возраста посредством театрализованной деятельности.
Срок реализации:
долгосрочный (год)
Тип:
групповой, познавательно-информационно-творческий
Возраст:
дети младшего дошкольного возраста
Участники:
дети, воспитатели, родители
Обеспечение:
словари, энциклопедии, литература, дидактические игры, картины, фото, видео.
 
Цель:
развитие творческих способностей ребенка через театрализованную деятельность.

Задачи:
Обучающие – учить творчески, с фантазией относиться к любому действию (приобщение детей к театральному искусству); учить искать выразительные средства для создания игрового образа (мимика, движения, интонация, жесты).
Развивающие – развивать эмоции, память, речь; развивать нравственно-коммуникативные  и волевые качества личности: общительность, доброту, отзывчивость, вежливость, умение довести дело до конца; пробуждать в душе каждого ребенка чувство к прекрасному и прививать любовь к искусству, формировать потребность духовно обогащаться через театрализованную деятельность.
Воспитательные – поддерживать желание участвовать в праздниках и развлечениях; чувствовать себя свободно и раскованно в любой обстановке.  
Познакомить родителей со значением театрализованной деятельности как всестороннего развития ребенка.
 
Ожидаемые результаты:
- желание детей активно готовиться и участвовать в праздниках и развлечениях,
не стесняться своих чувств и эмоций, вести себя свободно и раскованно.
- накопление методической картотеки.
 
 Актуальность проекта.
 «Дети должны расти в мире красоты,игры,сказки, музыки, рисунка, творчества…»
                                                                                                                Сухомлинский В.А.
 
Вся жизнь дошкольника насыщена игрой. Каждый ребенок желает сыграть свою роль. Именно свою. И где как не в театре малыш учится входить в другую жизнь и действовать, тихонечко…шаг за шагом, приобретая жизненный опыт…
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Такие игры помогают развивать интересы и способности детей, содействуют общему развитию, развитию монологической и диалогической речи дошкольника, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового. Такая деятельность требует от ребенка решительности, систематичности в действиях, трудолюбия, что способствует развитию волевых качеств характера. Театральные постановки и спектакли позволяют ребятам с легкостью и интересом погружаться в мир фантазий.
Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театр учит видеть в жизни и людях прекрасное, доброе и зарождает стремление самому нести доброту в социум. Кроме того, театр учит ребенка решать какие-то свои проблемные ситуации от лица театрального героя.
Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности.
Театр – это единственное место, которое сохраняет народную мудрость, учит быть честными и добрыми, устремленными и трудолюбивыми, способными по-настоящему ценить и любить богатство родного языка и культуры.

Таблица №1. Этапы проекта

 
этапы содержание
подготовительный - выявление уровня сформированности знаний детей о театре (словарный запас слов (театр, занавес, кулисы, сцена, актер, мимика, эмоции, жесты…);
- информирование родителей о предстоящей театрализованной деятельности:
а) донести важность темы,
б) выявить их заинтересованность в пополнении театрального уголка,
в) провести беседы, консультации,
г) оформить папки-передвижки и предоставить информацию на сайте;
- подбор и изучение литературы, иллюстраций, фото, видео;
- обсуждение вариантов поиска информации;
- планирование этапов деятельности;
- обсуждение планируемых результатов.
основной - планирование образовательной деятельности:
а) на НОД,
б) в режимных моментах,
в) в самостоятельной деятельности;
- работа с родителями;
- театрализованные, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
заключительный - пополнение театрального уголка группы новыми атрибутами:
а) интерактивным пособием «Лэпбуком «Волшебный мир театра»,
б) пальчиковым театром «Три медведя»,
в) настольным  театром «Три поросенка»,
г) конусным театром «Колобок»;
- постановка сказки «Теремок»;
- обобщение результатов работы (фото и  видеоотчет полученных знаний).
 
 
 Таблица № 2. Основной этап

 
образовательные области по
ФГОС ДО
содержание задачи
художественно-эстетическое развитие
музыка слушание аудиосказок :
 - «Теремок»,
 - «Три медведя»,
 - «Волк и семеро козлят»,
 - «Гуси-лебеди»,
 - «Три поросенка»,
просмотр видео,
музыкально-игровая деятельность.
 
 
 

 
воспитание эмоциональной отзывчивости;
развитие умения различать звуки по высоте, тембру;
учить узнавать знакомые произведения, дослушивать до конца.
художественное творчество
(актерское мастерство)
рисование портрета мамы, персонажей из сказок (мимика, эмоции, настроение);
игры с различными видами театров:
 - пальчиковым,
 - бибабо,
 - настольным театром,
 - театром теней,
 - театром на палочках,
 - театром игрушек,
 - театром мякишей;
игра-драматизация.
 

 
приобщение к искусству,
развитие изобразительной деятельности и детского творчества
(озвучивание ролей, сочинение движения и речи героев, действие с фигурками).
чтение художественной литературы чтение и заучивание стихов к осеннему, новогоднему, весеннему празднику детского сада;
разгадывание загадок о театре:
    Артисты там работают,
     А зрители им хлопают.
     Спектакль в цирке-на арене,
     В театре кукол где…
                                         на сцене!...
чтение художественной литературы (сказки «Теремок», «Варежка», «Три медведя»,  «Волк и семеро козлят», «Гуси-Лебеди», «Три поросенка»);
знакомство с правилами поведения в театре и с видами театра.

 
формирование знаний,
развитие памяти, речи, внимания, логического мышления, воображения,
артистизма.
физическое развитие
физическая культура пальчиковая гимнастика:
  Будем пальчики считать,
  Будем сказки называть:
  Рукавичка, Теремок, Колобок-румяный бок.
  Есть Снегурочка краса. Три медведя, Волк, Лиса..

физкультминутки:
   Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы в театр идем играть.
    Здесь ты можешь превратиться
    То в царевну, то в Жар-птицу,
    В деда, бабку и кота,
    Обезьянку и слона.
    Только ты наденешь маску,
    Превратишься в Чебурашку.
    А накинешь плащ волшебный,
    Станешь принцем всем заметным.
    Ты то зритель, то актер,
    Выбирай любую роль!..
подвижные игры:
- «Бычок»,
- «Зайка»,
- «Мячик»…

 
развитие и совершенствование двигательных умений и навыков; развитие инициативности, самостоятельности, организованности; формирование правильной осанки,
формирование умения творчески  использовать  навыки в самостоятельной двигательной деятельности.
здоровье беседа «Зачем нужно ходить в театр здоровым»,
беседа «Почему нельзя кашлять в театре».
воспитание потребности быть здоровым, воспитание правил здорового образа жизни.
социально-коммуникативное развитие
безопасность знакомство с правилами безопасного поведения в театре:
- беседа «Почему в театре ходят шагом»,
- беседа «Как вести себя на балконе»,
- беседа «Правила поведения на лестнице и в лифте»,
- беседа «Почему зрителю нельзя подниматься на сцену».
формировать умение применять эти правила в жизни,
безопасное поведение в замкнутом помещении при большом скоплении людей.
социализация сюжетно-ролевые игры:
- «Мы с подружкой идем в театр»,
- «Буфет в антракте»,
- «Покупка билетов в театральной кассе»…
умение организовывать самостоятельную игровую деятельность со сверстниками, воспитание правил хорошего поведения.
труд подготовка и уборка рабочего или игрового места. воспитание аккуратности, опрятности, уважительного отношения к чужому труду.
речевое развитие
коммуникация  рассматривание иллюстраций и картинок из серий:
- «Правила поведения в театре»,
- «Виды театра»,
- «Сказки».
 дидактическая игра:
- «Мои первые эмоции»,
- «Эмоции и чувства»,
- «Покажи эмоцию».
 
 
 
 

 
развивать умение рассказывать, работать над дикцией, артикуляционным аппаратом, развивать умение свободно общаться со взрослыми и сверстниками, развивать компоненты устной речи,
формировать умение составлять рассказы.
познавательное развитие
познание наблюдения за воспитателем и сверстниками в пределах детского сада (в роли какого-либо персонажа);
наблюдения за актером в настоящем театре;
выбор своей роли в постановке детского сада.
развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности, развитие сенсорной культуры.
работа с родителями беседы-консультации:
- «Дети и театр»,
- «С какого возраста лучше водить детей в театр»,
- «Мы идем в театр»;
посещение детских театров в Санкт-Петербурге;
наблюдения за персонажами представления, создание совместно с ребенком художественной работы для театрального уголка детского сада.
активизация работы с родителями,
поиск новых путей привлечения семьи к участию учебно-воспитательного процесса в детском саду.
 
 
 Заключительный этап:

Интерактивное пособие "Лэпбук "Волшебный мир театра"
Настольный театр «Три медведя»
Конусный театр «Колобок»
Настольный объемный театр «Три поросенка»
Настольный театр резиновых игрушек «Колобок»
Постановка сказки «Теремок»

Итог:
Дети приобрели первичные знания о волшебном мире театра:
 - познакомились с правилами поведения,
 - узнали некоторые виды театра (теперь сумеют найти отличие того или иного вида),
 - определяют эмоции,
 - пополнился словарный запас,
 - показали и постарались развить личностные качества, которые очень пригодятся для дальнейшего общего развития: способность к сочувствию и переживанию, яркость в проявлении воображения, логики, памяти, речи.
- получили навыки самостоятельной деятельности и совместного взаимодействия со сверстниками.
 
Группа «Воробушки» с желанием принимала участие на всех утренниках детского сада, главным итогом проекта является постановка сказки «Теремок».
 
Многие родители поддержали проект:
 - оказана помощь в изготовлении театра мягкой игрушки,
 - пополнился запас костюмов к постановке сказки «Теремок»,
 - в театральном уголке группы появился пальчиковый театр «Три медведя», атрибуты к сказке «Три поросенка»,
некоторые семьи в выходные дни посетили детские театры Санкт-Петербурга.
 
 
Список литературы:

Карамоненко Т. Н. Кукольный театр дошкольникам. М.: Просвещение, 2006.
Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр. М.: Просвещение, 1999.
Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М.: Просвещение, 2001. – 350 с.
Губанова Н.Ф. – “Театрализованная деятельность дошкольников” Васильева Н. Творческие проявления у детей в игре. / Мой кроха и Я, 1997, №2
Доронова Т. Н. Играем в театр. М.: Просвещение, 2000.


Этот проект создан для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»