Проект по экологическому воспитанию для детей ЗПР (3 - 5 лет)
Времена года
Белошенко М. А.,
Толмачева С.Г.
Работа с детьми над подпроектами:Толмачева С.Г.
«Щедрая Осень приносит плоды, дают урожаи поля и сады».
«Зима засыпает снегами поля. Зимой отдыхает и дремлет земля».
«Пришла Весна – зеленеют леса, и птичьи повсюду звенят голоса».
«Лето пришло – всё под солнцем цветёт, и спелые ягоды просятся в рот».
Цель: Расширить и систематизировать знания детей о сезоне (Осень, Зима, Весна, Лето), создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей.
Задачи:
Познакомить детей:
- с понятием «время года», с сезонными изменениями в природе, с цветовой гаммой присущей времени года;
- расширить словарный запас за счёт слов обозначающих признаки предметов;
- вызвать интерес у детей к наблюдениям, умению замечать изменения, происходящие в природе;
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года.
- включить родителей в образовательный процесс.
Социально – коммуникативное развитие:
• Развивать игровую деятельность.
• Формировать у детей доброе отношение к окружающему миру
• Развивать общение и взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками.
• Формировать у детей моральные и нравственные ценности.
Безопасность:
• Приобщение к правилам поведения, безопасным для человека и окружающего мира природы.
Познавательное развитие:
• Воспитывать культуру поведения.
• Развивать желание делать поделки совместно с взрослыми, используя природный материал
Речевое развитие:
• Повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
• Воспитывать умение слушать сказки, рассказы, стихи об осени
• Продолжать работу над развитием связной речи.
• Формировать умение отвечать на вопросы.
• Продолжать расширять и активизировать словарный запас детей.
• Вырабатывать правильный темп речи, интонационную выразительность.
Художественно – эстетическое развитие:
• Формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, аппликации, лепке.
• Формировать умение передавать в рисунках и поделках красоту окружающих предметов и природы.
• Формировать умение создавать несложные сюжетные композиции.
• Формировать навыки аккуратной работы.
Физическое развитие:
• Осуществлять постоянный контроль за выработкой правильной осанки.
• Совершенствовать культурно – гигиенические навыки.
• Поощрять участие детей в совместных играх и физических упражнениях.
• Вводить в игры более сложные правила со сменой движений.
• Приучать действовать совместно.
- Изучение лексических тем
«Зима», «Зимние забавы», «Птицы зимой», «Дикие животные»;
«Птицы весной», «Животные и их детёныши», «Деревья и кусты», «Скоро лето»;
«Насекомые», «Что в огороде выросло», «Приметы лета»,
«Времена года»;
Слушание, разучивание и пение песен, танцевальное творчество.
«Что нам осень принесёт?» (слова В. Малкова и Л. Некрасовой,
музыка Л. Шеремет)
«Осенние листья» (слова И. Токмаковой, музыка Т. Смирновой)
«Грибы» (слова А. Кузнецовой, музыка Т. Попатенко)
«Дождь» (слова Б. Богдановой, музыка В. Шарикова)
«Падают листья» (слова Н. Соловьёвой, музыка Р. Гуцалюка)
«Осень постучалась к нам» (слова: Т.Прописнова, музыка: И.Смирнова
«Танец с листиками» (слова Ю. Островского, музыка Р. Рустамова)
«Зимняя песенка» (слова: Теймур Эльчин, музыка: Андрей Варламов)
«Первый снег» (слова А. Горина, музыка А. Филиппенко)
«Снеженика» (слова М. Пляцковского, музыка Я. Дубравина)
«Зимний сад» (слова А. Фаткина, музыка А. Ашкенази)
«Зимушка хрустальная» (музыка: А. Филиппенко, слова: Т. Бойко
«Заинька» (музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой)
«Сосульки» (музыка И. АрсееваБ слова М. Чиликина)
«Снег снежок» (музыка и слова И. Макшанцевой)
«Подснежник» (слова В. Шумилина, музыка В. Витлина)
«Здравствуй, весна» (слова О. Высотской, музыка А. Островского)
«Весна идёт» (слова А. Барто, музыка Ф. Гершовой)
«Про солнышко» (слова Т. Волгиной, музыка А. Филиппенко)
«Она - красавица весна!» (слова Н. Наёленовой, музыка Т. Попатенко)
«Птичий дом» (слова О. Высотской, музыка Д. Кобалевского)
«День детей» (слова Г. Виеру, музыка З. Ткач)
«Бабочки» (слова Н. Френкель, музыка М. Красева)
«Мы весело шагаем» (слова В. Семернина, музыка А. Савенкова)
«Лето» (слова Т. Курбатовой, музыка О. Егоровой)
«Летний дождик» (слова В. Малкова, музыка В. Герчик)
«Лесная песенка» (слова П. Кагановой, музыка В. Витлина)
«В огороде зелено» (слова Л. Вороновой, музыка А. Филиппенко)
- Чтение, заучивание стихотворений
З.Александрова «Снежок порхает кружится», А.Прокофьев «Снегири», И. Токмакова «Деревья», С. Есенин «Береза», И.Токмакова «На свете так бывает», И.Суриков «Зима», В.Степанов «Песенка».
И. Токмаковой «Весна», А. Плещеев «Уж тает снег, бегут ручьи», Г.Лагздынь «Весна», А. Плещеев «Травка зеленеет», Г. Ладонщиков «Возвращаются певцы»;
Н. Полякова «Доброе лето», Татьяна Бокова «Здравствуй, Лето!», Н. Балашов «Что такое лето?», М. Ивенсен «Вот и лето подоспело», Валентин Берестов «Корзинка», Л. Завольнюк «Времена года»
- Чтение рассказов, сказок
К.Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы», Н.И. Сладкова «Декабрь», «Январь», «Февраль», В. Бианки «Под снегом на лугу», Н. Павлова «Деревья зимой», р.н.с.«Рукавичка», «Лисичка-сестричка и серый волк"
Н. И. Сладков «Снег и Ветер», В. В. Занков «Почему текут ручьи и реки», Н. И. Сладков «Медведь и Солнце», р.н.с. "Зайкина избушка",
Г. Скребицкий "Сказка о Весне", В Сутеев "Как зима кончилась ;
Г.Скребицкий Художник-Лето ("Четыре художника"), В.Бианки "Лето" (из сказки-рассказа "Синичкин календарь"), Словацкая н. с. "У солнышка в гостях", Белорусская с. «Пых»;
- Хороводные игры
«1,2,3,4,5 Зиму будем мы встречать», «Саночки», «Мы погреемся немножко», «Льдинки», «Зима-зимушка пришла», «Ой, мороз, мороз», «Новый год»;
«Встреча весны», «Веснянка», «В небе жаворонок пел», «Деревца»,«Прогулка», «Гроза»;
«Будем лето мы встречать», «Как животных нам назвать», «В саду»,
«За грибами в лес пойдём», «Мы на луг ходили», «Дождик», «В лесу»;
- Пальчиковые игры
«Кормушка», «Снегири», «Снежинки», «Ёлочка», «Есть у каждого свой дом», «Снеговая туча»;
«Дождик», «Пальчики-зверюшки», «Мы во двор идём гулять», «Есть у каждого свой дом», «Гроза», «Грядка»;
«Варим, варим мы компот», «В лес идём мы гулять», «В году 4 времени», «За ягодами», «Пчёлки», «Кузнечик»;
- Мобиль «Осень разноцветная»,
«Вестники весны»
«Разноцветное лето»
- Лэпбук -тематическая или интерактивная папка, - это самодельная бумажная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.
- «Зимушка - зима»
- «Лето красное»
- Модель «Время года»
- Совместное творчество детей и родителей
«Взрослые и дети – рисуем зиму вместе!» (рисунки, аппликация);
Фотогазета «К нам весна шагает быстрыми шагами, и сугробы тают под её ногами»;
Панно для украшение интерьера раздевалки «Разноцветное лето»
- Стендовая информация для родителей
«Что такое осень» (характеристика месяца, приметы, советы родителям,рекомендации учителя - логопеда)
«Чем можно заняться на прогулке зимой»
«Зимние забавы и безопасность»
«Как интересно провести весной прогулку с ребёнком?»
«Расскажите ребенку о весне»
«Весенняя прогулка»
«Проведём лето с пользой»
- Задания на дом по пройденным темам
- Итоговые мероприятия подпроектов
НОД «В гости к зимушке зиме»
НОД «Проходила весна по опушке»
НОД «Вот оно какое – наше лето»
Результаты проектной деятельности:
•в результате проекта у детей пополнились, систематизировались знания и представления о сезонных изменениях в природе;
•на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, в процессе знакомства с рассказами, сказками, стихами, загадками, песнями о временах года, у детей расширился и активизировался речевой запас;
•появилось желание самостоятельно наблюдать за изменениями в природе;
•большинство родителей приняли активное участие в реализации проекта.