Семинар
Современный взгляд на содержание работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой
Поликарпова Нина Александровна,
методист ГБДОУ №23
Петроградского района Санкт-Петербурга
Цель: расширить кругозор педагогов, повысить их профессиональную компетентность в вопросах организации такого вида деятельности детей дошкольного возраста, как «Восприятие художественной литературы»
Задачи:
1. Познакомить педагогов с современными детскими писателями и их произведениями.
2. Систематизировать знания педагогов о детской литературе в образовательных программах для ДОО.
3. Развивать творческий потенциал педагогов.
Ход мероприятия
Организационный момент: объявление цели и задач семинара.
Вводная часть: участники семинара, передавая друг другу мяч, называют фамилию детского писателя/поэта, чьи произведения они чаще всего читают детям в детском саду.
Ведущий записывает на мольберте фамилии писателей, которых называют чаще всего.
Основная часть:
1. Вступительное слово:
Как видите, вы все называете Самуила Яковлевича Маршака, Даниила Хармса, Корнея Ивановича Чуковского, Бориса Владимировича Заходера, Николая Николаевича Носова, Агнии Львовны Барто, Александра Сергеевича Пушкина.Это все писатели , на произведениях которых выросло поколение мам и их мам… Родители, как правило, читают те же книги, которые читали им в детстве. Это очень хорошо! Но:
Но в последнее время появилось достаточно много новых детских писателей и поэтов, которые пишут о жизни современного ребенка. Но педагоги очень редко обращаются к новым авторам и их книгам, в связи с тем, что они не так известны.
Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми из них.
Но сначала давайте поделимся на две команды, каждая из команд обсудит и запишет преимущества современной детской литературы.
2. Участники делятся на две команды. У каждой команды лист формата А3 и маркер.
Задание: написать преимущества современной детской литературы.
Затем оба листа вывешиваются на мольберты. Обсуждение.
(возможные варианты ответов: взгляд на жизнь глазами современного ребенка, современные предметы быта, отсутствуют слова, которые непонятны современному ребенку и.т.п.) Ведущий подводит итог.
3. Второе задание: анализ образовательных программ; какие произведения, и каких авторов входят в список рекомендуемой литературы. Для анализа предлагаются образовательные программы: «Детство», «От рождения до школы», «Детский сад 2100», «Истоки». Ведущий подводит итог.
4. Презентация «Современные детские писатели и их книги»
Ведущий показывает презентацию и комментирует слайды. В презентации рассказывается о творчестве следующих детских писателей:
• Артур Александрович Гиваргизов. Первая книга, сборник стихотворений «Мой бедный Шарик», вышла в 2002 году. На сегодняшний день издано около 20 книг. В «Энциклопедии с бабочкой и барабаном» можно найти интересное описание предмета. А в книге «Генералы» в стихотворной форме рассказываются разные моменты из жизни генерала. А также по его книгам сняты знаменитые мультфильмы.
• Татьяна Викторовна Бокова. Автор более 30-ти популярных книг для детей. Это занимательные азбуки, стихи, сказки и загадки. У поэта много детских произведений о вещах и предметах, которые окружают современного ребенка. Есть «Стихи, сказки и загадки для детского сада», «Стихи к любимым праздникам», «Веселые стихи для детского сада», «Мышкины мечты», «Заботливая мама» и другие.
• Тамара Шамильевна Крюкова. Автор романов, фантастических повестей, сказок и стихов. Ее книги переведены на многие языки. Книги можно условно поделить на книги от 3-х лет, от пяти, от шести. Последние книги: «Кенгуренок Руни», «Волшебница с острова Гроз», «Ловушка для героя» и др.
• Марина Яковлевна Бородицкая. Автор книг для детей. Ее книги очень близки детям, книги для детей и о мире глазами детей. Одна из последних (2015г) - «Майкина книжка».
• Сергей Анатольевич Махотин. Написал много книг для детей и подростков. В 2008 году за сборник «Вирус молчания» получил в Копенгагене диплом имени Андерсена. Одна из последних книг «Я сам!» будет особенно интересна маленькому читателю.
Особенно интересны современные книги еще и тем, что в них очень красивые и красочные иллюстрации. А часто иллюстрации и текст – это одно целое.
Ведущий обращается к участникам семинара, возможно, кто-нибудь знаком с этими писателями и их творчеством, и использует их в работе с детьми.
5. Работа в группах (5-6 человек). На столах приготовлены книги современных детских писателей. Участникам предложено изучить детскую литературу. Отметить для себя, какие книги понравились. На время работы в группах звучит спокойная музыка.
Заключительная часть:
Рефлексия: всем участникам раздается бумажная ладошка, необходимо вписать, что понравилось, запомнилось больше всего, что буду использовать в своей работе.