Пальчиковый игротренинг
Коробкова Елена Владимировна
Всем известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильной речи. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Да потому, что родители меньше стали говорить с детьми, потому, что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому, что больше смотрят телевизор, видео, слушают аудио. Они очень редко делают что-то своими руками, потому, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучкой вместо шнурков и пуговиц; книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)А если движение пальцев отстаёт (ребёнок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кистью, пластилином), то задерживается и речевое развитие. Поэтому слабую руку ребёнка можно и необходимо развивать.В этом нам помогут пальчиковые игры и упражнения. Это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует
развитие речи, мышления, воображения, воспитывает быстроту реакции и
эмоциональную выразительность.
Ребёнок лучше запоминает стихотворный текст, его речь делается более
выразительной. А насколько ребёнку понравится игра, во многом зависит от исполнения взрослого. Для наших детей важно ласковое, спокойное настроение и осторожное, бережное прикосновение. Большое значение имеют выразительная речь и мимика взрослого.
Конечно, для выразительности исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть, и с удовольствием играть самому. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры и упражнения необходимо проводить ежедневно не только в детском саду, но и дома.
Игры с пальчиками это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми.
Когда мама трогает ладошку, поглаживает или щекочет, ребёнок получает массу необходимых для него впечатлений.
Развитию речи способствуют не только пальчиковые игры, но и действия с самыми различными предметами.
1. На столах есть мозаика, семена, орешки, косточки, крупа.
Попробуйте выложить из них любой рисунок :солнышко, домик, цветок. Выкладывание узоров, контуров предметов, букв из различных материалов -серьезное занятие. Оно требует от детей усидчивости и терпения, развивает навык выполнять действие по образцу, развивает фантазию. И самое главное развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов, обязательно находиться рядом.
2.Возьмите в руки пластилин, помните и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их. Он дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
Кусочки пластилина,
Катает наша Зина,
Шарики, колбаски,
И оживают сказки.
Пальчики стараются,
Лепят, развиваются.
3. Упражнения с шестигранными карандашами оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие:
-покатать между двух ладоней шестигранный карандаш
Карандаш в руке катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
4.Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками, спичками
(обязательно обрезать серные головки!), соломинками.
Предлагаю родителям сложить из спичек мороженое
Очень радовались дети:
Мама принесла в пакете
Пряников дня Машеньки,
Бубликов для Сашеньки,
Васеньке- пирожное,
Ну а мне -мороженое
5. Можно также использовать металлические и пластмассовые
конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов, разноцветные кнопки для составления узора на губке и многое другое, что подскажет ваша фантазия. Еще раз подчеркиваем, что работа с мелкими и острыми предметами требует обязательного присутствия взрослых.
6.Игры с прищепками.
Нанизываем прищепки на шнурок, получаем бусы. Можно чередовать цвета.
-«Кус -кус» поочерёдно «кусать» пальчики бельевой прищепкой
Весёлые счёты получается, если использовать обычную сушилку для белья. Малыш долго будет двигать их туда -сюда, перецеплять с одной на другую перекладину, пересчитывать.
Если кто -то с места сдвинется,
На него котёнок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котёнок схватится.
Прыг -скок! Цап -царап!
Не уйдёшь от наших лап!
7.Игры с бигудями
Использовать как массажёр, катая их между ладошками.
Цепляем друг за друга -получается конструктор.
Бигуди в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непрерывно каждый пальчик,
Быть послушным научу
8 .Игры с пуговицами
«Лыжники» -вставать в углубление больших пуговиц указательным и средними пальцами, двигаются по столу имитируя ходьбу лыжника
Можно нанизывать на леску чередуя бусины и пуговицы
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые
На них поставил две ноги,
И по большим снегам беги
10 .Игры с мячиками -ёжиками
Катаем в ладошках, используя для этого обычные брелки для ключей
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад -вперед его качу,
Вправо -влево как хочу
Сверху -левой, снизу -правой, Я его катаю, браво.
Как уже известно, дети легче запоминают текст, если он подкреплён соответствующими движениями .Неслучайно в русском фольклоре находим такое обилие и многообразие различных потешек, прибауток, тексты которых можно использовать как пальчиковые игры. Игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для ребёнка. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие.Они были созданы нашими предками, которые в большинстве были неграмотные и опирались на жизненный опыт и интуицию.Самобытная народная педагогика донесла до наших дней уникальные игры, в которые с удовольствием играют наши малыши.
Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:
• Различные виды мозаик.
• Разнообразные конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые).
• Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры
• Цветные клубочки ниток для перематывания.
• Набор веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узлов.
• Набор мелких игрушек для развития тактильного восприятия («Узнай на ощупь»).
• Палочки (деревянные, пластмассовые) для выкладывания узоров по образцу.
•Спички с обрезанными головками.
• Материалы для занятия ниткографией (выкладыванием узоров цветными нитками на фланелеграфе или на бумаге).
• Семена, мелкие орешки, крупа.
• Бусы, бисер, пуговицы, разноцветные кнопки.
• Пластилин.
• Бумага для плетения, складывания.
• Разнообразный природный материал.
• Ручки, фломастеры, карандаши.
Внимание! С мелкими и острыми предметами дети должны играть только в
присутствии взрослых.
·Взрослый сначала показывает игру малышусам.
·Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
·Взрослый иребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
·Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
·Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
·Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
·Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
·Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
·Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
·Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками поруке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
·Используйте максимально выразительную мимику.
·Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише,то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
·Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
·Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что -то неправильно, поощряйте успехи.