Дидактическая кукла – перевёртыш
Борисова Ирина Николаевна,
ГБДОУ детский сад 101
Невского района Санкт-Петербурга
Кукла – просто загляденье,ГБДОУ детский сад 101
Невского района Санкт-Петербурга
Взрослым всем на удивленье,
Для забавы малышам!
Посмотри, как хороша!
Эта кукла не простая,
«Перевертышем» зовется.
Глянешь так – красна девица,
Эдак – бабой обернется!
Коль хотите научиться,
Эту куклу мастерить,
Вам придется не лениться,
И старанье приложить.
Что же такое кукла-перевертыш? У этой куклы, как правило, две головы, четыре руки и нет ног. Звучит не очень-то привлекательно…
И, тем не менее, они с древнейших времен присутствуют в культурах народов разных стран. Особенно популярны куклы-перевертыши были, да и остаются сейчас, в странах Америки и Африки. Первоначально делались из ткани. Позднее – из папье-маше, композита, фарфора, резины, винила, пластика.
В странах Европы и Азии более популярны были куклы с несколькими лицами. В Китае, Японии, Индии такие куклы вырезались из дерева или изготавливались из керамики. В Европе многоликие куклы стали массово производиться не раньше второй половины 19 века и изготавливались сначала из папье-маше, воска, композита (или из сочетания этих материалов), затем фарфора, целлулоида, резины, пластика.
А ведь такие куклы были популярны и на Руси, в народе есть несколько названий: Перевертыш, Вертушка, Дева - Баба.
Остановимся на названии Дева-Баба, так как, с моей точки зрения, оно больше всего отражает сущность этой традиционной куклы.
Как писала этнограф Велесова С.В., «…Бабами называли женщин, у которых первым ребенком была девочка - т. е. Девка. А женщины, рождающие первенцами сыновей, назывались Молодухами. Называться Бабой было почетно, потому что она родила девку - продолжательницу рода». Деву-Бабу вполне можно назвать куклой кукол. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, Дева, то вторая, Баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то Баба откроется, а Дева скроется. Т.е. эта игрушка позволяет разыгрывать два различных периода в жизни любой девочки.
Кукла Дева-Баба отражает две сущности женщины: она может быть отражением молодой девушки, юности и красоты, а может изображать взрослую женщину, мать и жену.
Раньше дети с раннего возраста знали, чем отличается девичья одежда от женской. При изготовлении данной куклы одежде и прическе уделялось особое внимание.
Дева – нарядная, красивая, волосы заплетены в косу с лентой – вся яркая, красивая напоказ. У нее стройная фигура.
Баба - более скромная, ее одежда более тёмная. Волосы убраны под платок. Фигура более полная.
Интересно, что в истории кукол перевертышей не встречается случаев, когда кукла Баба превращается в парня - т.е. рожает мальчика.
Это особенно необычно, потому что рождение мальчика в русской крестьянской семье было большим подарком, счастьем и подмогой в большом хозяйстве. И это еще больше подчеркивает значимость данной куклы.
Сегодня, как и раньше, с помощью кукол-перевертышей детям можно рассказывать их любимые сказки.
Поэтому для работы с детьми мы решили сшить куклу – перевёртыш по сказке «Красная Шапочка». Так как в этой сказке четыре главных героя, поэтому мы решили сшить куклу так, чтобы можно было рассказывать сказку с помощью одной куклы. Поэтому у куклы голова с одной стороны лицо Красной шапочки, с другой – бабушка. А если куклу перевернуть, то с одной стороны будет голова - волка, с другой – дровосека. Получилась очень полезная игрушка двусторонняя, а персонажей четыре. Одной игрушкой можем разыграть всю сказку! Присутствуют все: Красная шапочка, бабушка, волк и дровосек. Так что малышу будет полезно не только посмотреть спектакль со стороны, но и потрогать актеров. А со временем и самому научиться рассказывать сказку и удивлять зрителей искусством превращения одного героя в другого.
Цели и задачи дидактического пособия «Куклы – перевёртыш».
Миссия вовлечения детей в творческую активность, связанную с воплощением сюжетов на сцене, состоит в том, что в процессе работы:
- расширяются знания малышей об окружающем мире.
- формируется творческая, самостоятельная активность ребёнка;
- развивается речь, правильная артикуляция (особенно важно для детей средней и старших групп, в которых развитию речи и постановке звуков уделяется особое внимание);
- обогащается словарный запас;
- развивается память, фантазия, образное мышление
- развивается навык передачи эмоций и чувств через мимику, жесты, а также интонацию;
- активизация познавательного интереса детей через знакомство с подходящими для возраста драматургическими образцами
- ликвидация скованности и зажатости юных театралов (постепенно дети перестают стесняться выступать на публике, что впоследствии очень важно для снятия напряжённости при устных или письменных ответах у доски в школе);
- тренировка речевого дыхания, дикции, а также расширение интонационной палитры речи;
- разнообразие тематики
- регулярное включение элементов театрализации в другие виды учебно-воспитательной деятельности (например, в качестве мотивирующего начала для занятий по развитию речи, Красная Шапочка превращается в простую девочку, и приходит к детям с какой нибудь проблемной ситуацией);
- снятие факторов стресса (с помощью мотивационных приёмов, настраивающих детей на занятие творчеством);
- раскрепощение (для этого одним из практически беспроигрышных вариантов является, например, участие детей в постановках совместно с родителями и членами педагогического коллектива);
- создание реальных мотивирующих условий (нельзя заставлять детей играть, личностные мотивы для участия в театральной деятельности должны быть сильнее авторитета взрослого, а также ребёнок должен находиться в ситуации успеха – «У меня всё получится!»).
- Принцип доступности. Кукла – перевёртыш полностью соответствует среднему возрасту детей. Изготовлена кукла в соответствии с программным содержанием детского сада. Также куклу можно модернизировать на старший возраст. Дети могут придумать сами содержание сказки, можно придумать диалог между бабушкой и внучкой, дровосек может превратиться в дедушку и т.п.