Помощь воспитателю в создании проекта для дошкольников
Ицкевич Оксана Александровна
Одной из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольникамиявляется проектная деятельность. Проектная деятельность в ДОУ – это прежде всего
сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги и родители.
Этот метод, всегда предполагает решение какой – либо проблемы и получение результата.
Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам
обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит
задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность.
Преимущества проектного метода:
проектный метод является одним из методов развивающего обучения, т. к. в его
основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно
конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
повышает качество образовательного процесса; *служит развитию критического и
творческого мышления; *способствует повышению компетентности педагогов.
Таким образом, освоение педагогами технологии проектирования позволит повысить
уровень их профессионального мастерства и создать в ДОУ условия для эффективной
воспитательно - образовательной работы.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (кто будет помогать, сотрудничать (воспитатель,
сотрудники детского сада, родители) где, в каких источниках будем искать информацию, что
из предметной среды будем использовать).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытая непосредственно образовательная деятельность,
подведение итогов, совместный анализ и определение задач для будущих проектов.
Исходя из вышесказанного, выделяем следующие этапы проекта: - поисковый, -
аналитический, -практический, -презентационный, -контрольный.
Проекты классифицируются: 1) по составу участников; 2) по целевой установке; 3) по
тематике; 4) по срокам реализации.
В практике ДОУ используются следующие типы проектов: *исследовательское-творческие:
полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью
совпадающую с подлинным научным исследованием; *ролевые, игровые (участники
принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта)
; *ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то
объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее
анализ и обобщение фактов) ; *практико-ориентированные (прикладные) (результат
обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников) ; *творческие
(предполагают соответствующее оформление результатов в виде детского праздника,
детского дизайна) ; *нормативные (проекты по созданию новых норм, соблюдению правил в
разных нормативных ситуациях: стенгазета «Я на улице» и др.) . При разработки педагогами
содержания образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других
видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать
в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном эвристической
(творческое решение задач) и поисковой деятельности.
Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается
признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты коллективных
усилий группы. В ходе реализации проекта у детей развивается самостоятельность,
активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.