Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гиперактивные дети в детском саду

Тихомирова Юлиана Павловна
Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».
Другими словами, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения.
В совокупности они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей. Одной из сфер, которая подвергается изменениям является эмоционально - волевая.
Выделаю следующие отклонения в эмоционально-волевой сфере:
• Гиперактивность
• Тревожность
• Агрессивность
• Аутизм
Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.
Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах, но чаще всего при СДВГ (синдром дефицита внимания). Проявляется в двигательной расторможенности ребенка и его неспособности сосредоточить внимание на какой-либо конкретной деятельности, отсутствии целенаправленности. Обычно диагноз гиперактивности ставится ребенку при жалобах взрослых на его чрезвычайную подвижность, непоседливость, плохое поведение, непослушание. Также гиперактивность может сопровождаться нарушениями сна. У детей с СДВГ имеется минимальная мозговая дисфункция головного мозга, что, в свою очередь, проявляется в плохой координации движений, эмоциональной неустойчивости, дефектах речи и легких неврологических нарушениях, выявляемых при осмотре неврологом.
Гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз. Гиперактивность - это не болезнь, это небольшое отклонение от нормы.
К основным симптомам СДВГ относят нарушения функции внимания, повышенную активность детей и их импульсивность.
Гиперактивность в дошкольном возрасте проявляется неусидчивостью, суетливостью, признаками двигательного беспокойства.
Особенности проявления гиперактивности.
Характерными чертами поведения гиперактивного ребенка являются: склонность к агрессии по отношению к окружающим (в том числе к родителям); неспособность участвовать в диалоге, принять конструктивные совместные решения; отсутствие навыка планирования и организации собственного труда; забывчивость, частые потери нужных вещей; отказ от решения задач, требующих умственного напряжения, суетливость, много речивость, раздражительность, утомляемость, плаксивость, шумный. 
Гиперактивный ребенок с трудом усваивает навыки и не понимает многие задания. Т. к. постоянно отвлекается, не доводит начатое дело до конца, не слышит обращенной к нему речи, отвечает невпопад, не понимает последствий своего поведения. Ему тяжело усваивать учебный материал. Чаще всего самооценка у такого ребенка занижена. Ребенок не бывает в течение дня расслабленным, успокаивается только во время сна. Находясь в общественных местах, такие дети сразу привлекают к себе внимание, т. к. все время что-то хватают, трогают и совершенно не слушают родителей.
Гиперактивные дети чрезмерно возбудимы, они не умеют сдерживать свои желания, управлять своим поведением. Особенности поведения таких детей свидетельствуют о недостаточно сформированных регулятивных механизмов психики и прежде всего самоконтроля произвольного поведения.
Следует отметить, что не все подвижные дети являются гиперактивными, важно научиться распознавать где распущенность, и ребенок является в силу своего темперамента подвижным, а где СДВГ, и просто надо ему помочь совладать с собой т. к. он не виноват в своем недуге.
Активный ребенок - большую часть дня "не сидит на месте", предпочитает подвижные игры пассивным; много говорит, задает много вопросов, активный не везде, может быть дома активен, а в саду спокоен или наоборот, такие дети не агрессивны.
Гиперактивный ребенок- он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит; быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них; его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками, беспокойно; ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно; часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни…
Но без определенного вмешательства со сторона взрослых ему сложно находиться в социуме. Поэтому основное направление коррекции эмоционально-аффективного поведения гиперактивных детей состоит в изменении характера их двигательной деятельности.
Эффективные результаты коррекции достигаются при сочетании психологических и педагогических методов, один из которых являются упражнения и игры, направленные на развитие движений и самоконтроля поведения детей.
Игровая терапия имеет широкие возможности при оказании помощи гиперактивным детям. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, сопровождающиеся стихотворным текстом проводящийся под руководством взрослого.
Для беспокойного расторможенного ребенка игра является единственной реальной возможностью активно погружаться и игровую ситуацию, сосредоточиваться на ней хотя бы на непродолжительное время,
Проводя с дошкольниками подобные игры, необходимо максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры. Работая с гиперактивными детьми, следует помнить, что насильственно сдерживаемое стремление ребенка к движению находит свое проявление в бурных истериках и разрушениях. Следовательно наша задача – найти возможность позитивного использования двигательной энергии и активности таких детей.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»