Игра основной вид деятельности в дошкольном возрасте
Бобыкина Ираида Владимировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №109
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
.
воспитатель ГБДОУ детский сад №109
комбинированного вида
Невского района Санкт-Петербурга
Игра – путь детей к познанию мира,
в котором они живут, и который призваны изменить
в котором они живут, и который призваны изменить
А.М.Горький
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, творческое воображение, образное мышление, фантазия. Играя, ребенок вступает в процесс общения со сверстниками, придумывает игровые действия, наделяет предметы новыми свойствами, моделирует собственное воображаемое пространство, развивает, поддерживает игровой диалог, готовит необходимые атрибуты для организации игры.Во время игры происходит познание окружающего мир, знакомится со свойствами предметов и их назначением, развивается речь, мелкая моторика, формируются физические навыки, укрепляется здоровье, а так же активно участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В своих играх дети используют как подвижные, дидактические игры, а так же творческие: сюжетно-ролевые, режиссерские.
Развивающие и дидактические игры - направлены на расширение, углубление и систематизацию представлений детей об окружающем мире, воспитывают и развивают познавательные интересы и способности, а также сенсорные способности и речь детей. Пополняют и активизируют словарь, формируют связную речь, и умение правильно излагать свои мысли. Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании дошкольников. Она может быть использована как форма обучения и как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания. Поэтому развивающие и дидактические игры выступают как средство всестороннего развития личности ребенка.
Все дети любят подвижные игры: они с удовольствием прыгают, бегают, перескакивают, лазают, играют с мячом, со скакалкой и т.д.в процессе которых ребенок учиться владеть своим телом, обретают ловкость и хороший мышечный тонус. Что очень важно для растущего организма и, конечно же, они прививают навыки поведения в коллективе. Учат подчиняться правилам.
Сюжетно – ролевые игры основаны на том, что ребенок подражает взрослому человеку. В ходе игры ребенок как бы примеряет на себя роль взрослого, «Я - мама» «Я - повар», и на игровом уровне пробует выполнять его функции. В процессе сюжетно- ролевой игры ребенку постоянно приходится проговаривать свои действия, разыгрывать диалоги между героями игры. В компании других детей способствуют развитию речи и
коммуникативных навыков. Детям нужно распределить роли, договариваться о правилах игры и соблюдать их.
Через игры дети знакомятся с большим количеством вещей, которые его окружают, учатся группировать и классифицировать предметы.
И так, игра – универсальное средство формирования детской личности ребенка и развитие эмоциональной сферы в целом. Она формирует отдельные познавательные процессы и речь. Дошкольник развивается в разных видах деятельности, но особое значение имеет игра. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период потому как, никакая другая деятельность не оказывает такого сильного влияния на всесторонне развитие личности ребенка.
Игра характеризуется как совокупность разных действий, а не отдельного действия (аппликация, лепка и т.д.), как отражение ребенком окружающего мира.
Игра – творческое отображение ребенком окружающего мира.
Игра – демонстрация ребенком своих знаний, умений, навыков, их уточнение, закрепление, приобретение новых.
Игра – коллективная деятельность, дети взаимодействуют друг с другом.
Игра – развивает все высшие психические функции ребенка.
Таким образом, игровая деятельность занимает определенное место в педагогической системе.