Методическая разработка занятия педагога-психолога с детьми 5 – 6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Чувства всякие нужны, чувства всякие важны
Моисеенко Ольга Геннадьевна,
ГБДОУ детский сад № 94
Цель: закрепление и обобщение у детей полученных знаний об основных эмоциональных состояниях (радость, грусть, гнев, страх, удивление).ГБДОУ детский сад № 94
Задачи:
Образовательные:
- Способствовать развитию у детей умения различать и выражать различные эмоции с помощью вербальных и невербальных средств.
- Формировать умение выражать эмоции социально приемлемыми способами.
- Продолжать знакомить с разными способами управления и регуляции своего эмоционального состояния.
- Формировать умение детей взаимодействовать друг с другом.
- Развивать эмпатию, умение сопереживать и проявлять сочувствие.
- Развивать конструктивное мышление, целостное восприятие, воображение.
- Создать положительный эмоциональный фон, настрой на совместную работу.
- Формировать принимающее отношение к различным эмоциональным состояниям (страх, злость, грусть).
- Снижать психоэмоциональное напряжение.
- занятия по ознакомлению с различными эмоциями и их значением в жизни каждого человека;
- проигрывание ситуаций и этюдов, связанных с выражением различных эмоциональных состояний;
- игры и упражнения на эмоционально-личностное развитие («Я радуюсь (грущу, злюсь, боюсь, удивляюсь), когда …», «Азбука настроений», «Цветок настроений», «Джинн», «Узнай эмоцию», «Зашифрованное письмо», «Море волнуется», «Игра с зеркалом», «Загадки-топотушки», «Руки, здороваются, ссорятся, мирятся», «День рождения», «Несмеянцы и клоуны», «Лужайка радости (грусти, злости, страха, удивления), «Шкала злости», «Ты капуста», «Баба Яга в салоне красоты», «Напугаем страхи», «Страна Удивления» и др.)
- ознакомление со способами, с помощью которых можно выражать эмоции (мимика, пантомимика, под музыку, с помощью рисунка).
Методы:
- Методы организации и осуществления чувственного восприятия объектов (наглядные);
- Методы организации и осуществления мыслительной деятельности детей (словесные);
- Методы организации и управления практической деятельностью детей (практические).
Приемы:
- сюрпризный момент;
- рассматривание рисунков;
- вопросы проблемного характера;
- обсуждение ситуаций из личного опыта;
- упражнение подражательного характера;
- коммуникативная игра;
- упражнения на развитие конструктивного мышления (складывание целостного изображения из частей, подбор изображения по силуэту);
- упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.
Оборудование: экран, проектор, ПК, музыкальный центр, мольберты, детские столы и стулья, ворота (дуга), коробка, корзиночка, аудиозапись веселой музыки.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, письмо, карта, плакат с изображением дверей замка, «камни» с изображением страшных ситуаций.
Раздаточный материал: конверты, разрезные картинки «Пиктограммы эмоций», «Портрет грустного короля», ключи различной формы, конфетти и картонные конусы
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Ритуал приветствия.
Психолог: «Ребята, я очень рада вас видеть. Я смотрю, у всех сегодня хорошее настроение? Никто не грустит? Отлично. Тогда давайте поделимся своим хорошим настроением друг с другом: по очереди друг будем дарить свою улыбку сначала тому, кто стоит справа от вас (дети улыбаются). А теперь улыбнемся тому, кто слева. Умнички!»
Сюрпризный момент «Письмо детям»
Психолог: «Ребята, представляете, сегодня утром, когда я пришла в детский сад, мне при входе передали конверт.
Тут написано: «АДРЕС – УЛИЦА ДЫБЕНКО, ДЕТСКИЙ САД №94, ПОЛУЧАТЕЛЬ – ДЕТИ ГРУППЫ «НЕПОСЕДЫ».
А кто же написал вам это письмо? «ОТПРАВИТЕЛЬ – КОРОЛЬ, АДРЕС – СТРАНА ЧУВСТВ»
А мы как раз на наших встречах много говорили о разных чувствах и настроениях. Какие из них вы помните?»
(Ответы детей)
Психолог: «Молодцы! Ну что, откроем письмо? Вот что пишет нам король».
(Психолог читает детям письмо):
«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам король Страны Чувств. Правил я страной уже много лет и помогали мне верные слуги: Радость, Удивление, Грусть, а так же, Злость и Страх.
И вот однажды Злость и Страх захватили власть в моей стране. Меня бросили в темницу, а слуг: Радость, Грусть, Удивление выгнали из государства. Ребята, помочь мне можете только вы. Ведь вы так много знаете о чувствах! Если вы покажите свои знания о разных чувствах, живущих в моей стране, то сможете найти ключи от замка и вызволить меня из темницы. К письму я прилагаю карту, которая укажет вам путь к моему замку.
С надеждой. Король Страны Чувств»
Психолог: «Ребята, что же мы будем делать? Как нам поступить в этой ситуации? (Дети отвечают)
А что нам надо найти, чтобы вызволить короля из темницы? И как мы узнаем куда идти? (Ответы детей)
Это замечательно, что вы такие отзывчивые! С помощью карты и выполняя различные задания на знания чувств, мы сможем найти ключи. Вы готовы? (Слайд №4).
Тогда нам надо торопиться на помощь королю.
2. Основная часть.
Ритуал вхождения в воображаемую ситуацию.
Психолог: «А чтобы попасть в волшебную страну мы накинем с вами волшебные плащи и оденем башмачки. (Психолог с детьми имитируют движениями, как накидывают плащи, одевают башмачки). А еще нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной: «Покружись, покружись и в Стране Чувств окажись»
(Дети повторяют за психологом слова)
Психолог: «Вот мы и в Стране Чувств. Давайте посмотрим, где мы находимся. Что нам поможет найти путь? Верно, карта (Психолог с детьми подходят к карте). Давайте найдем на карте то место, где мы находимся.
Упражнение «Собери пиктограмму»
Психолог: «А это кто?(психолог показывает на стражника).
Да, это стражник. Он охраняет ворота. Ребята, а пройти через ворота мы сможем, выполнив первое задание.
Подходите к столам и выбирайте конверты. Смотрите, какая цифра на конверте. Ищите, у кого такая же цифра, как у вас, и становитесь рядом со своим партнером. Это будет ваша пара, вместе вы будете выполнять задание. Чтобы его выполнить надо действовать согласованно, дружно, договариваться друг с другом. Итак, вам нужно из частей сложить пиктограммы и определить, какая эмоция на них изображена.
(Дети собирают разрезные картинки)
Молодцы! Изобразите то чувство, что изображено на вашей пиктограмме». (Дети мимикой показывают разные эмоции).
Психолог: «Отлично! Стражник нас пропускает и передает корзинку».
(Дети заглядывают в нее)
Психолог: «Мы нашли первый ключ! Теперь мы можем пройти через ворота! Но нас ждет неизведанное. Кто готов к приключениям, проходите!».
(Психолог держит в руках дугу-ворота, дети проходят под ней)
Беседа о страхах
Психолог: «Давайте посмотрим по карте, куда нам идти дальше? Дорога впереди завалена камнями. Чтобы идти дальше, надо разобрать завал. Возьмите каждый по камню с дороги и положите в сторону.
Вы заметили, на камнях что-то нарисовано? Пусть каждый по очереди назовет, что изображено на ваших картинках (дети называют).
Ребята, как вы думаете, какое чувство оставило завал? (дети отвечают). Да, я согласна с вами, это страх, здесь изображены страшные картинки».
Психолог: «Покажите или расскажите, что для вас самое страшное?»
(Дети показывают и высказываются).
Психолог: «Я открою вам один маленький секрет - у страха есть одно слабое место: пока страх не назван и не рассказан, он кажется огромным, но стоит только назвать страх вслух, как он теряет почти половину своей силы. Вы сейчас показали и назвали свои страхи, а значит, они вдвое уменьшились и уже не такие страшные, как в начале»
Психолог: «Давайте положим камни с картинками в коробку. А чтобы наши страхи нас не беспокоили, закроем ее. Теперь мы сильные, смелые и ничего не боимся.
Выкинем коробку или оставим? Такое чувство, как страх, нужно человеку? Или нет? (Дети высказываются).
Страх, конечно, неприятное чувство. Но страх еще может предупредить нас об опасности и избежать ее. Например, увидели змею – страх скажет: «Отойди! Не трогай!», услышали грозу – страх скажет: «Иди скорей домой!». Скажите, это важно?
(Дети отвечают).
Психолог: «Да, важно. В некоторых ситуациях страх нам нужен. Поэтому коробку мы закроем, но выкидывать не будем».
Психолог: «Ой, а что же лежит под коробкой? Верно, ключ. Мы с вами выполнили задание и нашли еще один ключ»
Игра «Капельки»
Психолог: «Ну что, пора двигаться дальше. Король нас ждет. Посмотрите на карту, впереди что-то непонятное. Дым или туман?
Это туман! Он состоит из капелек. И я предлагаю вам на время превратиться в капельки этого тумана. Чем быстрее мы соединим капельки между собой, тем быстрее туман исчезнет!
Итак, сейчас под музыку вы можете свободно двигаться, если хотите, потанцевать. Но будьте внимательны: когда музыка остановится, я буду хлопать в ладоши. Если хлопну два раза, то вы объединяетесь в пары, если три – по три человека, если много хлопков –обнимаетесь все вместе» (Игра проводится под музыку).
Психолог: «Молодцы! Развеяли туман! И нашли еще один ключ. Куда нам теперь идти? (Психолог и дети сверяются по карте.).
Упражнение «Поляна Злости»
Психолог: Впереди лес, а в лесу поляна. Пройдем на эту поляну. Посмотрите, кто-то здесь что-то разорвал и разбросал. Как вы думаете, какое чувство это могло сделать? (Злость, гнев).
А что вы обычно делаете, когда сердитесь?»
(Дети отвечают).
Психолог: «Все мы иногда злимся, когда что-то не нравится или не получается, когда кто-то обидел. И вы уже знаете, что очень важно не копить злость, а выражать ее так, чтобы никому не было плохо. Вспомните, как можно это сделать?
Дети: «Можно покричать в стаканчик криков, потопать ногами, покидать в мишень мяч, нарисовать каляку-маляку и порвать листок, выдуть…»
Психолог: «Я вам подскажу еще один способ. На этой полянке живет волшебное животное «Вот-тебе-на» (психолог показывает детям подушку). Если с ней поделиться своей Злостью, она никого не укусит. Представьте, что вы на кого-то разозлились. Соберите свою злость в кулачки и отдайте ее этому зверю». (Психолог начинает колотить подушку кулаками).
Что вы чувствуете, когда поколотили кулачками? (Усталость, облегчение)
Всю злость отдали или немного себе оставили?
Нужна нам злость или нет? (дети отвечают).
Психолог: «Злость может натворить бед, а может в некоторых случаях придать силы, чтобы справиться с трудностями. Не получается что-то сделать, разозлились, сказали себе: «Я справлюсь!», и попробовали еще раз сделать»
Если хотите, этого зверя вы можете потом взять к себе в группу. И когда разозлитесь, можете подойти к нему и прогнать свою злость.
А у «Вот-тебе-на» был еще один ключ».
Упражнение «Собери портрет», беседа о грусти
Психолог: «Ребята, а давайте, посмотрим, что здесь было разорвано.
(Дети с психологом подходят ближе и рассматривают кусочки разрезной картинки)
Это же чей-то портрет. Давайте попробуем его собрать.
(Дети собирают портрет грустного короля)
Психолог: «Ребята, посмотрите на выражение лица короля. Как вы думаете, что он чувствует?»
(Дети отвечают)
Психолог: «Он грустный, печальный, ему тяжело. Он остался один, сидит в темнице. Что можно сделать, чтобы ему помочь?»
(Дети предлагают разные варианты)
Психолог: «Что если мы при встрече обнимем Короля, подарим ему свои улыбки, как он будет себя чувствовать?» (Дети отвечают)
Психолог: «Мы собрали портрет и … нашли еще один ключ.
Ну что, мои хорошие, все ключи у нас в сборе. Смотрите, что это перед нами?» (Дети с психологом подходят к дверям замка)
Упражнение «Подбери ключ»
Психолог: «Эти двери не простые, они с замками. Давайте решим, какой ключ, к какому замку подходит (Один из детей берет из корзинки ключи и раздает детям по одному. Дети подбирают ключи к замкам, двери открываются и перед глазами детей появляется уже веселый король.)
Психолог: «А вот и король! Посмотрите, рад он нас видеть или нет? (Дети отвечают)
Психолог: Вот мы и освободили короля! Вы настоящие молодцы! Благодаря своим знаниям и взаимопомощи вы справились со всеми трудностями.
Как вы думаете, как Король теперь поступит со Злостью и Страхом? Их надо выгнать или они нужны? (Дети высказывают свои предположения).
Психолог: «Конечно, и Злость, и Страх доставляют нам много неприятных ощущений. Но как и радость, грусть, удивление, они нужны и важны для людей. В определенных ситуациях нам нужен и страх, и злость»
Упражнение «Салют»
Психолог: «Тогда давайте в честь окончания нашего путешествия и в честь короля устроим салют.
Берите колпачки, насыпайте в них конфетти. Как только я скажу «Раз, два, три – салют!», подбрасывайте конфетти вверх»
(Дети вместе с психологом подбрасывают конфетти)
Ритуал выхода из воображаемой ситуации
Психолог: «Крсивый получился салют! Но нам пора возвращаться из Страны Чувств. Давайте скажем наши волшебные слова: «Покружись, покружись и в детском саду окажись» (Дети повторяют за психологом слова.)
Психолог: «Вот мы и дома. Снимаем плащи и башмачки» (Дети жестами показывают, что снимают башмачки и плащи)
3. Заключительная часть
Рефлексия прошедшего занятия.
Психолог: «Ребята, скажите, понравилось ли вам путешествие? Что больше всего запомнилось, понравилось, что было трудно?»
Ритуал прощания.
Психолог: «А теперь на прощание построим башенку из наших ладошек и скажем «Всем, всем, всем до свидания!»
Спасибо, до свидания, до новых встреч!»
Список литературы:
- Крылова Т.А., Сумарокова С.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны. Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Монакова Н.И.»Путешествие с Гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников. – СПб.: Речь, 2008.
- Уханова А.В. Завтра в школу! Развитие эмоций и навыков общения у ребенка. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: Как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 5-е изд. – М.: Генезис, 2012.