Проблема детей из неблагополучных семей
Гревцева Маргарита Владимировна
Проблема детей из неблагополучных семей не является уникальной и новой, однако сегодня в связи с переломным периодом развития нашего общества и ростом количества семей, которые могут быть рассмотрены, как неблагополучные. Именно в семье ребёнок приобщается к общественной культуре, усваивает нормы, правила, ценности человеческого поведения. В то же время в условиях развития и роста в неблагополучной семье ребёнок зачастую приобретает негативный социальный опыт и усваивает модель отклоняющегося поведения, через взаимоотношения в его семье. Сложившиеся условия требуют формирования системы, направленной на результативную комплексную поддержку детей из таких семей. В рамках этой поддержки должны присутствовать диагностические, профилактические, а самое главное социально-реабилитационные мероприятия, а целью работы должно стать создание оптимальной среды для жизнедеятельности детей из таких семей. Осуществление социальной поддержки, профилактики и организации работы с подростками из неблагополучных семей в образовательном учреждении может оказать существенное влияние на последующее становление личности ребенка. Неблагополучие в семье формирует комплекс отрицательных макросоциальных влияний на ребенка. Поэтому даже в случае, когда созревание организма происходит относительно благополучно, со всей остротой встает проблема социальной адаптации таких подростков. Детство - важнейший период, который очень сильно зависит от отношений в семье, с родными и близкими, в обществе, в государстве и также от окружающей среды. Так как все мы родом из детства, то можно сказать, что успешная социализация человека закладывается именно в этот период жизни. Результатом искаженной социализации становятся эмоционально-поведенческие и личностные отклонения у детей, которые затрудняют формирование ценностных ориентаций и развитие межличностных взаимоотношений. Дети из таких семей, как правило, вырастают с отклонениями в поведении, склонными к алкоголизму и наркомании, ведут асоциальный образ жизни. В связи с этим особую важность приобретает своевременная и целенаправленная социальная поддержка таких детей. В то же время аспект социального сопровождения очень важен, с одной стороны в условиях работы современных детских садов. И с другой стороны, имеет большую значимость в формировании сознания и про социального поведения такого ребенка, растущего в условиях неблагополучной семьи, где садик как школа и т. д. социализации сегодня теряет свою эффективность воспитательной работе с девиантными детьми. Необходимость исследования этой проблемы определяется необходимости социального сопровождения ребёнка из неблагополучных семей на фоне роста общего числа семей группы риска, в которых, как правило, дети имеют отклоняющееся поведения. В неблагополучной семье, по мнению ученых и практиков, растут трудны дети, что создаёт социальные проблемы для самих учащихся, их родителей, а так же и обществу в целом. В будущем эти дети повторят историю своих родителей и создадут свои такие же неблагополучные семьи. Среди явно неблагополучных семей большую группу составляют семьи с нарушением детско-родительских отношений. В них четко прослеживается отсутствием взаимопонимания и взаимоуважения, нарастанием эмоционального отчуждения и преобладанием конфликтного взаимодействия. Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Длительное проживание ребенка в неблагополучной семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. В итоге неблагополучная семья и ее трудные дети представляют собой реальную угрозу для стабильного развития общества. Изучение проблемы социального сопровождения в садах ребёнка из неблагополучной семьи, предполагает снижение негативного влияния на него фактора семейного неблагополучия.