Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Статья

Игровой самомассаж

(Одна из форм оздоровления дошкольников с общим недоразвитием речи)

 

Пуату Валентина Анатольевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ детский сад №2 компенсирующего вида
Кировского района Санкт-Петербурга


В настоящее время, в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, растет количество детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому, одной из главных линий в сегодняшней реформе образования является использование здоровьесберегающих технологий.
У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.
Учеными доказано, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.
Наверняка вы слышали, что кончики пальцев рук – это второй мозг. Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом.  Речевой центр является частью двигательного центра в коре головного мозга, поэтому, развивая мелкую моторику рук, вы способствуете развитию речи ребенка. Одним из эффективных средств воздействия на мелкие мышцы кистей рук    является массаж. Массаж рук улучшает кровоснабжение всего организма, и в частности, головного мозга, способствует расслаблению – возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие, способствует укреплению здоровья.   Игровой самомассаж – это  уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга.
Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно- логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно- моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.
Начинать воздействовать массажем на ребенка можно уже с раннего возраста, что будет препятствовать развитию в его организме нарушений, в том числе и речевых. На кистях, стопах, ушах, носу, языке, на голове имеются точки, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Воздействуя на различные зоны на руке, которые отвечают за тот или иной орган, можно снять различные нарушения. Массаж включает в себя воздействие на проекционные точки с помощью следующих движений: разминание, пощипывание, поглаживание, вибрация.
По данным  современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, так же он содействует снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности. Использование приемов самомассажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста  может составлять 5–10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4-6 раз. Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда, воспитателя. Перед выполнением приемов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, на полу, или находиться в положении лежа (например, в кроватях после дневного сна). Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его. Элементы самомассажа можно проводить с помощью дополнительных средств, таких как массажные шарики «Су-джок» с пружинками, мячики с шипами, грецкий орех, граненый карандаш, шишки, еловые веточки, плоды каштана и т.д.
Когда приемы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку в медленном ритме.
Веселые стихи, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.
Таким образом, если уделять несколько минут в день массажу рук и стимуляции биологически активных точек, можно добиться более быстрого эффекта в развитии не только речи ребенка, но и укрепить здоровье всего организма в целом. Большое значение имеет и тот факт, что детям очень нравятся такие минутки отдыха, они с удовольствием включаются в игру.
Предлагаю некоторые элементы самомассажа в сопровождении стихотворения (автор стихов Пуату В.А.)
Поглаживание.
1.Плоскостное поглаживание (всей ладонью) тыльная сторона кисти от кончиков пальцев до середины предплечья.
Шла кошка по ковровой дорожке
Мягко лапками ступала,
Играть деткам не мешала.
2.Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев (первые две строки); третья и четвертая строка - спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух- пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
Нашла кошка цветных ниток клубочек,
Не поймет: то ли мячик это, то ли цветочек,
Повертела его, покрутила,
Да и в домик к себе закатила.
3.Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье – это ствол, а кисть с растопыренными пальцами – крона).
Грациозно она потянулась,
И в свой домик тихонько вернулась.
Растирание.
1.Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.
Потирала кошка лапки, приговаривала:
Вот, я умница, вот проказница,
Не заметил пропажу никто,
Такая игра мне нравится.                           
Примечание. (На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и четвертую строчки, сжимают и разжимают кулаки).
2. Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средним и концевыми фалангами) – на первые две строки.
Ушки лапкой я помою, чтобы лучше слышать
Носик тоже вымою - расшалились мыши.
И скребут всю ночь, и весь день скребут,
Моим деточкам спать совсем не дают.
 
Примечание: На третью и четвертую строку - граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки ( пальцы слегка расставлены в стороны).
3.Пиление ладони пальцами противоположной (руки суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы) – на первые 2 строчки.
Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки – на третью и четвертую строку.
Уж задам я трепку всем,
Никого не упущу,
Может, даже съем совсем,
Никому я не спущу.
4.Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).
Будет очень вкусно мне,
И, конечно всей семье.
Разминание
1.Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Долго кошечка мечтала,
И, как водится, устала.
2. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.                                    
Ну, зачем мне это нужно,
Силы тратить зря свои.
Я посплю, а все, что нужно
Сделают хозяева мои.
Вибрация.
1.Пунктирование двумя- пятью пальцами (игра на пианино).
Вдруг пожилая хозяйка,
Заворчала, ногами затопала,
2.Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.
Где же ниток клубок?
-«Вылезай-ка», -говорит она строго кому-то,
3.Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.
Я еще свой носок не заштопала!
А уж, ниток и нет, почему-то.
4.Поколачивание ладони кулаком противоположной руки. 
Постучала по домику,
Тук-тук-тук-тук.
Поглаживание.
Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.
А оттуда веселая мордочка, вдруг, говорит:
-«Ты искала меня, дорогая хозяйка?
Я клубок твой нашла, вот возьми, поиграй-ка!»
Не менее любима детьми игра с массажными шариками «Су-джок».
Использование самомассажа с помощью шарика Су-Джок, пружинок и подручных средств в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами  позволяют использовать их  как весёлые непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы .

Самомассаж кистей рук с помощью массажного шарика Су-джок и пружинок (автор стихов Пуату В.А.) 
Дети с воспитателем находятся  на «палубе» корабля.  «Ежи»  - морские.
Ежик, ежик, где живешь?            - (прокатываем по левой руке)
Может, с нами поплывешь?        - (прокатываем по правой руке)
Мы с тобой подружимся,      - (между ладоней по кругу, левая рука  вверху)
В танце мы закружимся.     - (между ладоней по кругу, правая рука  вверху)
Еж молчит, грустит, похоже,       - (катаем между ладоней вертикально)
Потерялся, может быть?             
Мы тебе, дружок, поможем,        - (катаем между ладоней горизонтально)
В море можем отпустить!           
Если ты пообещаешь,        - (катаем между ладоней по кругу, вертикально)
Что снова с нами поиграешь!     - (положить шарики на пол)
 
(Положить пружинку на левую руку и катать между ладонями, проговаривая стихи)         
Раз, два, три, четыре, пять!       
С пружинкой будем мы играть
(надеть пружинку на большой палец  левой руки  и
выполнять движения в соответствии с текстом)
Пальчик мы найдем большой
Вот красивый он какой!
Сверху – вниз, наверх опять,
Пружинку будем мы катать
Нашли мы указательный,
Он очень привлекательный. 
Сверху – вниз, наверх опять,
Пружинку будем мы катать!
Где ты средний наш дружок?
Выходи-ка на урок,
Сверху – вниз, наверх опять,
Пружинку будем мы катать!
Колечки  любит безымянный,
Будешь ты сейчас румяный!
Сверху – вниз, наверх опять,
Пружинку будем мы катать!
Наш мизинчик – молодец ,
Хоть и мал, да - удалец.
Сверху – вниз, наверх опять,
Пружинку будем мы катать!
 (аналогично на второй руке)
Мы пружиночку снимаем
Свои пальчики считаем.
1, 2, 3, 4, 5!  Мы закончили играть.
(пальчики обеих рук поочередно соединяем с большим - пальчики «целуются», начиная с мизинца, в конце делаем жест, означающий «Вот так!»: все пальчики собраны  в кулак, а большой палец поднят вверх).
Пальчики свои встряхнем
И дальше поплывем!
Такие совместные игры создают положительный эмоциональный настрой, помогают детям находить общий язык со сверстниками, что также немаловажно для  развития коммуникативных навыков.
Литература
1. Архипова, Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии».- М.: «Астрель», 2008 г.
2. Беляковская, Н.Н., Засорина, Л.Н., Макарова, Н.Ш. «Учим ребенка говорить: Здоровьесозидающие технологии». - М.: «Сфера», 2009 г.
3. Блыскина, И.В., Ковшиков, В.А. «Массаж в коррекции артикуляционных расстройств».- Санкт-Петербург: 1995 г.
4.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учебное пособие для студентов пединститутов. СПб., 1997.
5. Дьякова, Е.А. «Логопедический массаж». - М.: «Академия», 2005 г.
6. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми  5 – 6 лет. М., 2008.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»