Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сущность и задачи экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Леверова Татьяна Викторовна

Как самостоятельное направление в педагогике экологическое образование получило распространение в мире с начала 70-x годов XX в. и было выдвинуто ЮНЕСКО и программой ООН по охране окружающей среды в разряд основных средств гармонизации взаимодействия человека и природы.
В 70-80-е годы велось изучение влияния природоведческих знаний на развитие ребенка, поиски путей их систематизации, обучение возможностей усвоения дошкольниками существующих в природе взаимосвязей, воспитание положительного отношения к природе, желание трудиться, заботиться о живых существах, беречь природное окружение (П.Г. Саморукова, В.Г. Грецова, С.Н. Николаева, Н.Ф. Виноградова, Н.Н. Кондратьева и др.).
В 90-е годы – разработка целей, задач содержания экологического образования дошкольников, путей его реализации в детском саду (С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, А.М. Федотова, Н.А. Рыжова, Н.Н. Вересов, В.И. Ашиков и др.) .
Сегодня в педагогической науке используется разная терминология «экологического образования»
«Экологическое образование - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования и развития личности, направленный на формирование норм нравственного поведения людей». (Проект ФЗ «Об экологической культуре»).
 «Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью». (Из концепции общего среднего экологического образования РФ).
По мнению Рыжовой Н.А., экологическое образование есть «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций».
Экологическое образование дошкольников - это процесс формирования у детей осознанно-правильного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Такое отношение возникает во взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет нравственную позицию ребенка, проявляющуюся в разных формах его поведения, отмечает С. Н. Николаева.
Экологическое образование дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии - главные задачи экологической работы в ДОО.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
«Сущность экологического образования заключается в «обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека».
Авторы пособий и программ предлагают всевозможные формулировки целей и задач экологического образования детей дошкольного возраста :

  • «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова);

  • «воспитание ответственного отношения к природе «(А.В. Королева);

  • «воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала» (Н.Е. Орлихина);

  • «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова);

  • С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности».

Исходя из обобщения этих определений, мы будем считать, что целью экологического образования детей дошкольного возраста является:

  • воспитание гуманного отношения к природе (нравственное отношение);

  • формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

  • развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);

  • готовность детей к участию в посильной для них деятельности по уходу за животными и растениями, по защите и охране природы.

Задача экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
-формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка;
-развитие познавательного интереса к миру и природе;
-содержание экологического образования дошкольников;
          -формирование первоначальных умений и навыков, экологически грамотного поведения;
-воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы;
-формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
-формирование первоначальной системы ценностных ориентаций;
Для осуществления поставленных задач необходимо следующее:
-создать предметно-развивающую среду;
-организовать «зеленую зону» или «живой уголок», в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными;
-собрать демонстрационный материал, закреплению знаний о природе (картинки, коллекции, альбомы, пословиц о природе, гербарии);
-активно использовать развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и к самопознанию личности;
-рационально использовать земельные участки для выработки экологических знаний у детей: создать экологическую тропу, «Красную книгу», клумбу с растениями;
-больше проводить беседы, лекции об экологии;
-регулярно планировать и проводить тематические прогулки, экскурсии, наблюдать за погодой и природой.
Во время экскурсий и последующих бесед решаются проблемные ситуации (например, спасение птенца – от кошки, которая пыталась поймать его на участке детского сада).
Наши малыши должны учиться смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, скрип снега, звон ручья. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети сохраняют на всю жизнь.
Изучение экологических основ должно начинаться с усвоения дошкольником знаний общеобразовательного характера и применимых во всех отраслях жизни. Важно, чтобы эти знания были в основном теоретическими. Частные знания, полученные опытным путем, в таком случае должны быть сделаны на основе обширных знаний и теоретической подготовки.
Таким образом, теоретические аспекты выступают в качестве генетической основы знаний. «Необходимо на ранних стадиях войти в сознание и мышление дошкольников, и занести туда основные научные, экологические, нравственно-экологические понятия».
При таком подходе, в сознании и мышлении дошкольника формируется собственная модель – «базовый образ». На основании этой модели чуть попозже будут использоваться, встраиваться в представления дошкольника эмпирические и теоретические знания, будет генерироваться собственная модель мира ребенка.
Содержание экологического образование детей дошкольного возраста включает два аспекта:
            -педагоги передают экологические знания детям;        
          -дети используют полученные экологические знания во взаимодействии с окружающим миром (трансформация в отношение). Знания при этом являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом.
Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, и может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»