Проблемы адаптации ребенка к условиям ДОУ
Чадович Екатерина Ивановна
Малыш первый раз идет в детский сад? Что ждет его там? В детском саду маленький человечек попадает в коллектив своих сверстников, вступает с ними в различные жизненные взаимодействия. Здесь он приобретает опыт общения, понимания других людей, привычку не теряться.С первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки, привязанности, определенное поведение. К 2-3 годам стереотип становится довольно устойчивым. При поступлении в дошкольное учреждение привычные условия жизни (режим, характер питания, микроклимат помещения, характер обучения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в период адаптации могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние. Необходимо помнить, что все эти явления временные. От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода?
- От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5 – 3 лет.
- От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
- От индивидуальных особенностей ребенка.
- От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от малыша новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, выезжали на дачу и т.п.) легче привыкают к детскому саду.
- От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относится к требованиям старших.
Что же родители должны предпринять для того, чтобы малыш как можно легче и быстрее адаптироваться к условиям детского сада?
Постарайтесь заранее познакомить ребенка с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье ( более ранний подъем, время дневного сна и т.п.). В период адаптации необходимо быть к малышу особо внимательными и чуткими, но без лишнего заискивания. “Пустяковая” проблема несамостоятельности может стать едва ли не главной причиной трудной адаптации детей к детскому саду. Задачу самообслуживания стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой. Обувь лучше выбрать на липучках.
Немалую роль в процессе адаптации ребенка к условиям детского сада играет осведомленность крохи о жизни детского сада. Поэтому необходимо приводить ребенка в садик заранее – для знакомства с территорией, помещением группы. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное.
Чтобы преодолеть коммуникативный барьер целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить кроху и воспитателя друг другу.
Важно заранее постараться научить малыша общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться своей и т.п.). При предварительном знакомстве с обстановкой в группы постарайтесь положительно настроить малыша (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница – хорошая тетя и т.п.). Дайте время малышу спокойно осмотреть все, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть.
В первые дни не спешите сразу увести малыша домой. Побудьте с ребенком на участке детского сада, вместе посмотрите, как гуляют дети, чем занимаются, как общаются друг с другом и воспитателями.
Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в “чужую” кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Можно принести из дома любимую игрушку, пижаму – малышу так будет легче заснуть.
Не забывайте оказать малышу эмоциональную поддержку и показывать значимость его нового статуса.
Ежедневно расспрашивайте малыша о жизни детского сада. Удивляйтесь, хвалите ребенка. Ваша беседа должна быть эмоционально ярко окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным.