Развитие общей моторики младшего дошкольного возраста
Летникова Катерина Юрьевна
В своем историческом развитии организм человека формировался в условиях высокой двигательной активности. Первобытному человеку ежедневно приходилось, чтобы выжить, проходить и пробегать десятки километров - постоянно от кого-то спасаться, преодолевать препятствия, нападать. Выделяют пять основных жизненно важных движений, каждое из которых имеет свое значение: бег и ходьба- для перемещения в пространстве, прыжки и лазанье- для преодоления препятствий, метание — для защиты и нападения.Сейчас ситуация изменилась. Развитие науки и техники привело к постепенному снижению двигательной активности людей, что со временем стало отрицательно сказываться на здоровье людей. Появилась необходимость компенсировать недостаток движений специально подобранными физическими упражнениями.
Использование физических упражнений в дошкольном возрасте имеет свои особенности, все упражнения должны проводиться в игровой форме. Существуют следующие требования к игре:
- все игры проводятся эмоционально, живо, непринужденно;
- в играх желательно прибегать к сравнениям, например: « Попрыгаем , как зайчики. Побежим тихо, как мышки...»;
- все двигательные задания должны быть связаны с конкретной задачей
- каждому ребенку должно быть достаточно места для движений, достаточно игрушек;
- важно следить за физической нагрузкой , избегать перевозбуждения;
- важно знать не только возрастные, но и индивидуальные особенности детей и учитывать их при проведении игр. Детям большой подвижности чаще предлагать упражнения, требующие точности. У детей малой подвижности — воспитывать потребность в подвижных видах деятельности.
Физические качества необходимо развивать гармонично, опираясь на соблюдение основных принципов: доступности, постепенности, систематичности. Новое должно сочетаться с уже усвоенным, знакомым. Упражнения усложняются постепенно.
Воспитание и обучение должно быть комплексным. Для этого необходимо создать оптимальные условия для одновременного развития речи, мышления, памяти и внимания.
Для создания таких условий используется совмещение общеразвивающих и коррекционных задач, например: развитие общих движений и общения; развитие общих движений и сенсорных представлений; развитие общих движений и общих представлений; развитие общих движений и речи.
При развитии общих движений необходимо соблюдать поэтапность: сначала отрабатываются пассивные движения, потом совместные, затем по подражанию и наконец по слову.
Речь взрослого — образец для подражания. Она должна быть доступна детям и состоять из четко построенных предложений.
Ребенок младшего дошкольного возраста должен уметь правильно ходить , бегать, прыгать, ползать, действовать с различными предметами, владеть руками, пальцами рук, выполнять движения в соответствии с текстом , организовывать движения в соответствии с ритмом музыкального сопровождения, речи, звуков( хлопки, удары в бубен...)
Именно в процессе движения, сопровождаемого словами, песенками и музыкой решаются следующие задачи :
- развитие понимания речи
- расширение активного словаря ребенка
- формирование грамматических категорий
- развитие наглядно-действенного мышления
- развитие мышечной системы, формирование двигательных навыков
- формирование эмоционально - волевой сферы.
Развивая эти навыки в раннем возрасте, мы можем корректировать задержки развития той или иной сферы: речевого развития, развития психических процессов, адаптивного поведения, социализации ребенка.
Таким образом, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий, особенно в сочетании с сопровождающим текстом , является мощным, а самое главное , естественным средством коррекции патологического развития ребенка.
В системе двигательных игр и игровых упражнений должны учитываться следующие виды двигательной нагрузки:
- игры и упражнения, направленные на развитие основных движений: ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье
- игры с предметами
- речь с движениями
- фольклорные игры
Специалисты выделяют следующие группы детей: большой и малой подвижности, сверхчувствительные дети.
Дети большой подвижности отличаются неуравновешенным поведением, они чаще попадают в конфликтные ситуации. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Таких детей называют гиперактивными, им трудно сосредоточиться на чем-то одном.
Двигательная потребность таких детей не должна ограничиваться, необходимо лишь обращать их внимание на сдержанные, осторожные движения. Задача педагогов и родителей — воспитывать целенаправленность, управляемость движениями, постепенно совершенствовать умение заниматься спокойными видами деятельности.
Дети малой подвижности вялы, пассивны, быстро устают, они нерешительны , не умеют двигаться. Лучший способ увлечь малоподвижного ребенка- игра. Взрослый демонстрирует движения для того, чтобы привлечь внимание ребенка .Если в играх нет « заорганизованности» , то малоподвижный ребенок будет двигаться с удовольствием. Для него предпочтительны простые активные движения, в которых не нужна точность.
Сверхчувствительные дети не любят , когда до них дотрагиваются , при телесном контакте сгибаются, мышечно напрягаются, перестают двигаться. Такие дети нуждаются в снижении чувствительности. Работа с ними требует большого терпения, постепенности и занимает много времени. Если не снижать чувствительность, то она может остаться навсегда. Отсутствие контакта со взрослыми приведет к отставанию психического развития. Во время процедур надо приучать ребенка радоваться общению со взрослым. Сначала прижимать ребенка к себе ненадолго, на мгновение, со временем увеличивать продолжительность и количество прикосновений.