Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Развитие ребенка раннего возраста по системе Марии Монтессори
дома и в детском саду

Сенёва Анна Сергеевна,
воспитатель ГБДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 112 Адмиралтейского района» Санкт-Петербурга
Я надеюсь, что моя методическая разработка будет полезна родителям детей, посещающих младшие группы детского сада (ясли) и педагогам.  
Мария Монтессори родилась в Кьяравалле (Италия) в 1870 году. Еще будучи ребенком, она удивляла близких своими способностями. Особенный интерес вызывала математика. Родители маленькой Марии мечтали увидеть ее учительницей и даже переехали из провинции Анконы в Рим, чтобы расширить возможности обучения. Поиски занятия по душе заняли не продолжительное время. Мария начала изучать медицину. Нонсенс того времени. В 1896 она стала первой женщиной в истории Италии, окончившей курс медицины и обладательницей ученой степени доктора наук. Интернатуру Мария проходила в психиатрической клинике. Именно в то время у неё зарождаются мысли, идеи о связи педагогических и медицинских проблем. Она ставит перед собой цель помочь детям с замедленным развитием.
Первый детский дом в Риме появился в 1909 году. Casa dei Bambini. В этом же году Мария Монтессори издает свой труд «Научная педагогика в применении к образованию детей в детских домах». Труд был принят с интересом, но неоднозначно. Дарвинисты, утверждающие о наследственности как определяющей роли и популярные в те же года фрейдисты ставили под сомнение обучающие материалы Монтессори, пробуждающие спонтанный интерес ребенка к учебе и уверенной, что обучение начинается с рождения и первые годы самые важные.
Мария отстаивает свою методику и ездит по миру с курсом лекций. Америка, Европа, Индия. Она получает признание и множество наград, все это время, не оставляя своих исследований. Уникальность и результативность методики доказали независимые эксперты, тестами подтвердив, что умственно отсталые дети, обучающиеся по методики Монтессори, превзошли в навыках письма, счета и чтения здоровых детей. Доктор Мария Монтессори умирает в 1952 году в Голландии. Продолжает ее дело сын Марио.
Итак, в основе метода лежат сензитивные периоды. Это время особой чувствительности ребенка. Каждый ребенок и темп его развития уникален, но есть и общие определяющие моменты. Например, от рождения до 3 лет это впитывающее сознание и сенсорные переживания. 1.5 -3 года – развитие языка. 1.5-4 года – координация и развитие мышц, интерес к мелким предметам. 2-4 года – увеличение точности движений, интерес к реальности, понимание порядка событий во времени и пространстве. 2.5-6 лет – уточнение сенсорных впечатлений. 3-6лет устойчивость к влиянию взрослых. 3.5-4.5 года письмо 4-4.5 года тактильная чувствительность. 4.5-5.5. чтение.
Марии утверждала об огромной способности детей к обучению в следствии «впитывающего сознания». Специально подготовленная окружающая среда способна развить индивидуальные способности ребенка. В рамках это среды у ребенка должна быть неограниченная свобода. Чтобы процесс познания осуществлялся самостоятельно, обеспечивая физическое и духовное развитие. В среде окружающей ребенка все должно быть доступно. Создано с учетом его роста. Эстетично и привлекательно. Взрослые же (педагог или родители) должны быть наблюдателями. Поддерживать инициативу ребенка, но не руководить обучением, не подавлять усилия самостоятельно учится. Взрослым необходимо видеть в ребенке личность, уважать его внутренние потребности.
Затронем все три части методики: моторика, сенсорика, язык.
Родился малыш. Естественным образом он учиться удерживать головку, делать первые перевороты. Не за горами ползанье и неуверенные попытки самостоятельно встать. И вот уже первые шаги. Сейчас ребенок находится в сензитивном периоде развития точности движений. Они были робкими и неуверенными и вот вы уже с трудом догоняете улепетывающего детеныша.
Скорость моторного развития индивидуальна.
Давайте попрактикуемся.
Переливание воды.
Нам понадобятся: поднос, прозрачная лейка с подкрашенной водой, сосуд с широким горлышком и тряпка. Ставим перед собой цель. Помочь сориентироваться и развить координацию движений. Доступный возраст около 3 лет.
Педагог или родитель переливает воду из лейки в сосуд и обратно. Упавшие капли промакивает тряпкой. Важно! Действия производить медленно и четко, демонстрируя ребенку свою заинтересованность. Предлагаем ребенку повторить.
Научились? Увеличиваем число сосудов или изменяем ширину горлышка.
Действия и результат понятны, а движения точны? Вперед к новым вершинам. Добавим маркировку на лейку, мерный стакан и сосуды различных объемов. Подкрашенная вода удивит. Уровень в сосудах разного объема тоже разный. Получилось? Цель достигнута мы обратили внимание на различные объемы сосудов.
Полученный опыт можно применить в быту. Самостоятельно налить воды себе и близким. Так мы поможем не только отточить координацию движений, но и сформируем чувство собственного достоинства, независимости. Ведь что-то жизненно важное выполнено ребенком самостоятельно. Уверенность в своих силах напрямую связана с самостоятельностью.
Рамки с застежками.
Итак .. ребенку около трех и мы продолжаем оттачивать моторику и координацию. Застегнуть большие пуговицы, маленькие, кнопки, крючки, липучки, застежки-ремешки, тесемки бантиков, шнурки... Методика также проста. Показываем медленно и четко, выражаем заинтересованность тем, что делаем. Ткань и рамки выглядят эстетично и привлекательно для ребенка. Если материалы отличаются наощупь это дополнительная стимуляция тактильных ощущений. Научились. Применяем в быту (застегиваем свою одежду, помогаем другому) – формируем чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах.
Ходьба по линии.
Хотите научить тренировать равновесие, координацию движений, прочувствовать свое тело и расслабиться?
Нам понадобится нарисованная или выложенная на полу линия. 3-4см шириной. И минимум 4 метра в диаметре. И, например, стакан с окрашенной водой. Музыка задающая темп движения. Доступный возраст от 3 до 6 лет.
Ребенок должен быть спокоен и заинтересован. Посидим немного. На ногах удобная обувь. Предметы для ношения рядом. Взрослый медленно и уверенно показывает проход по линии. Обращает внимание на положение ноги и естественность ходьбы. Дети любят передвигаться балансируя. На прогулке часто можно увидеть «эквилибриста» на бревне или бордюре. Музыка поможет расслабиться.
Освоили упражнение? Усложним предметами в руках. Ребенок должен будет контролировать и руки, и ноги. Попробуем отнести стакан полный воды или свечу, а может быть и корзину на голове или молчащий колокольчик. Пятка одной соприкасается с носком другой.
Тишина.
Потренируем умение владеть собой и слышать слабый шум. Доступно к 3 годам. Взрослый дает ребенку (детям) настрой. «Мы молчим, руки и ноги в состоянии покоя, не двигаемся». Хорошо если свет в комнате также приглушен. Нужно время чтобы и взрослый и ребенок расслабились. Через несколько минут позвать по имени тихим голосом. В этой особенной атмосфере можно послушать тиканье часов, шум дождя, звуки природы или рассказ.
 
 
Игры упражнения и материалы для развития чувств.
Материал должен быть доступен ребенку ровно столько, сколько интересен ему. Ребенок должен иметь возможность на не ограниченное количество повторений пока не перейдет на следующий уровень.
Наша задача научить ребенка планировать и распределять, выполнять действия с максимальным коэффициентом полезного действия. Урок должен быть понятным и наглядным. Материал дети приносят и убирают самостоятельно. Они должны знать где он располагается и для чего нужен. Перед ребенком только нужный материал в данный момент. Внимание сосредоточенным. Действия взрослого медленные и понятные. Как только ребенок понял урок настает время самостоятельной работы. Взрослый наблюдает. Важно выбрать благоприятное для урока время.
Материалы:
Розовая башня – формируем понятие большой-маленький, развиваем моторику и умение упорядочивать – постройка башни из кубиков разного размера от 10 см до 1 см. – усложнения друг за другом по диагонали, изменение порядка, постройка с закрытыми глазами[ас1] , называние размеров, называние соотношений.
Коричневая лестница – формируем понятие толстый-тонкий, порядковые структуры, развиваем моторику – 10 деревянных призм по 20 см длинной, длины ребер уменьшаются от 10 до 1 см. – прикладывание призм в заданной закономерности с целью получения лестницы за счет изменения величин – усложнение: различные вариации постройки, изменение заданного порядка, построение если лестница изменена, комбинация с другими постройками, называние элементов и величин.
Красные штанги – формируем понятие длинный-короткий, развиваем моторику, подготовка к работе с числовыми штангами – раскладывание и выравнивание по прямой левым концом- усложнение: упорядочивание ступенями, и в обратной последовательности, складывание крестом, балансировка, построение пятиугольника, называние.
Блоки с цилиндрами-вкладышами, цветные цилиндры, геометрический комод, геометрические тела – в полной мере раскроют перед ребенком мир величин, форм и размеров.
Материалы для различения цветов – цветные таблички.
Материалы для ознакомления с миром природы – биологический комод.
Материалы для различения структур поверхностей и материалов – клавишная доска, доска для ощупывания, ящик тканей.
Материалы для развития чувства тяжести – тяжелые таблички.
Материалы для различения шумов и звуков – шумящие коробочки, звоночки.
Материалы для различения запахов и вкусов – коробочки с запахами баночки со вкусами.
Материалы для восприятия температур – теплые кувшины
Математический материал: числовые штанги с табличками чисел, цифры из шершавой бумаги, цифры и кружки, золотой материал из бусин, числовой материал.
Материалы для развития речи – фигуры вкладыши, буквы из шершавой бумаги, подвижный алфавит.
Эпилог
Незаурядный образ мышления Марии Монтессори в процессе наблюдения за деятельностью детей позволил выявить и структурировать методику развития, в основу которой легло обращение ребенка к учителю «Помоги мне это сделать самому». В основу метода легла свобода личности, однако есть ряд запретов... для взрослых. Запрещено: сравнивать детей друг с другом, приучать конкурировать и мерить стандартами, наказывать, заставлять – все эти приемы Мария считала вредными и неэффективными.
Родителям, заинтересовавшимся методикой развития Марии Монтессори не составит большого труда изготовить материалы самостоятельно. Также в методике большое внимание уделено привычным бытовым вещам, которые при правильном подходе обладают не меньшими развивающими эффектами.
Маленьким ребенком движет любопытство, взрослые не должны ограничивать его желание учиться, а наоборот предоставить для этого все возможности. Поверьте, каким бы маленьким не казался вам ваш ребенок он готов открывать себя и окружающий мир. Желание учиться и работать у детей развито так же как желание нравиться. Главное правило – не делай за ребенка то, что он может сделать сам! Уважай и доверяй. Все получится!

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»