Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование специальных учебных пособий,
дидактических материалов и игровых приемов
в работе с детьми с ОВЗ

Дубовская Регина Альфоновна
Ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем учить с горькими и бесполезными слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить занятие, корень учения может изменить свой вкус и даже вызвать у детей здоровый аппетит к занятиям.
Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными -  это мёртвый груз. Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как деятельность не захватывает их.
Игра способствует снятию барьера между «внешним миром знания» и психикой ребёнка. Игровое действие позволяет осваивать то, что заранее вызывает у дошкольника страх неизвестности.
Хорошо организованные игры имеют большой воспитывающий потенциал. Они помогают вырабатывать определённые качества личности: усидчивость, терпение, взаимоуважение, аккуратность. Всё это вместе взятое и позволяет активизировать мышление, формировать устойчивый интерес к организованности (умению не только командовать, но и разумно подчиняться).
Основные функции дидактических игр:
·           Организующая, в соответствии с которой на занятиях широко используются игры – соревнования по дисциплине, содержанию в порядке рабочего места и пр.
·           Развлекающая, обуславливающая применение необычных форм подачи учебного материала с целью привлечения внимания учащихся.
·           Функция снятия умственного напряжения. С этой целью на занятиях вводятся иногда бессмысленные загадки-шутки, например: «В каком слове сорок гласных?» (Сорока); «Какое трёхзначное число надо разделить пополам, чтобы получилось шесть нулей?» (888) и т.п.
Место дидактических игр в образовательной, развивающей, коррекционной деятельности
Игра должна органически сочетаться с серьёзным напряжённым трудом, не отвлекать от материала, а наоборот, способствовать интенсификации образовательной и коррекционной работы. Дидактическая игра состоит из следующих элементов:
·           Из дидактической задачи;
·           Игровой задачи;
·           Игровых действий;
·           Правил игры;
·           Результатов (подведения итогов)
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Работа над ней требует активизации всей психической деятельности воспитанников. Развиваются познавательные процессы, мышление, память, воображение. Совершенствуется умственная деятельность, внимание становится целенаправленным, устойчивым.
Игровая задача осуществляется детьми. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны, это могут быть ролевые игры, отгадывание загадок. Правила игры помогают направлять игровой процесс, управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Соблюдение правил обязывает детей самостоятельно выполнять игровые действия, у них вырабатываются критерии для оценки поведения своих одноклассников и своего собственного. Подведение итогов игры проводится сразу по окончании игры.
Методика организации дидактических игр
1. Подготовка к дидактической игре:
·           отбираем игры в соответствии с задачами обучения и развития;
·           устанавливаем, насколько игра соответствует требованиям в данной возрастной группе детей;
·           определяем наиболее удобное время для проведения дидактической игры;
·           выбираем место игры;
·           готовим необходимый дидактический материал для выбранной игры.
2. Проведение дидактической игры:
·           знакомим детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
·           объясняем ход и правила игры, при этом обращаем внимание на поведение детей в соответствии с правилами; показываем игровые действия, если это необходимо; определяем свою роль в игре: в качестве играющего, болельщика, арбитра:
·           подводим итоги игры.
3. Анализ проведения игры. Он помогает выявить индивидуальные особенности в поведении детей, наметить перспективы в работе с ними.
Приёмы и методы руководства дидактической игрой
1. Прежде чем начать игру, вызываем у детей интерес к ней, желание играть.
2. Следствием успешной организации дидактической игры является то, что, обучая, сохраняем вместе с тем игру как деятельность, которая радует, сближает детей. Дети постепенно осознают, что их поведение в игре может быть иным, чем в процессе обучения: тут они могут бурно реагировать на различные действия играющих. Поэтому стараемся, чтобы дети были увлечены игровой задачей на протяжении всей игры.
3. Объясняем правила, рассказываем о содержании игры, делаем это предельно кратко, ясно, чётко.
4. С начала игры и до её конца вмешиваемся в ход игры, отмечаем удачные решения детей, подбадриваем застенчивых и т.д.
5. Если игра с элементами соревнования, то при подведении итогов бываем особенно внимательными.
6. Большое значение имеет темп игры, важно избежать излишней медлительности.
Выделяются следующие виды дидактических игр:
·           игры – путешествия;
·           игры – поручения;
·           игры – предположения;
·           игры – загадки;
·           игры – беседы.
Игры – путешествия призваны усилить впечатления, они обостряют наблюдательность, учат преодолению трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью (игра «Путешествие по сказкам»).
Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.
Игры – предположения («Что было бы…») Перед детьми ставим задачу и создаём ситуацию, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.
Игры – загадки. В их основе лежит проверка знаний, умений, находчивости.
Игры – беседы. В их основе лежит общение. Главным моментом здесь является непосредственность переживаний, заинтересованность. Такие игры воспитывают умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Обучение в игре - это латентное (скрытое) обучение. Внимание ребёнка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознаётся. Постижение учебной задачи является сопутствующим игре. То есть задачи решаются в игре легче, ребёнок даже не всегда осознаёт, что он что-то решил. Следует отметить, что такой вариант не является единственным. Возможны и такие игры, в которых задача выступает более ясно. В соответствии с этим менее скрытым будет и психологический механизм учебного действия. Значительного образовательного эффекта учитель может достигнуть в случаях, когда учебная задача так сочетается с игрой, что ученик совершенно определённо воспринимает её именно как задачу, т.е. подходит к её решению сознательно, но при этом он всё-таки играет.
На логопедических занятиях игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребёнка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь. В результате этого у детей появляется интерес к русскому языку, к тому же дидактические игры по русскому языку способствуют формированию орфографической зоркости. Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес, некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Пробудить интерес к занятиям можно, если систематически накапливать и отбирать увлекательный материал, способный привлечь внимание каждого ученика. Вот некоторые дидактические игры и игровые приемы, применяемые на логопедических занятиях.
Игры: «Выбери три слова», «Почтальон», «Шифровальщики», «Клички», «Два в одном», «Отгадай, какое слово» и т.д.
Игровые приёмы: найди «лишнее слово», заменить словосочетания одним словом, распредели слова на две группы, закончи предложения, составь рассказ, по опорным словам, и т.д.
Ценность таких игр заключается в том, что на их материале можно отработать также скорость чтения, слоговой состав слова, развивать орфографическую зоркость и многое другое.
Использование на занятиях по коррекции речи тематических кроссвордов и ребусов помогает повысить грамотность, развить у детей интерес к русскому языку, активизировать их внимание, разнообразить само занятие. Кроссворды и ребусы можно использовать как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.
Важная роль занимательных дидактических игр состоит ещё и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настрой на занятии. Ребёнок с удовольствием выполняет любое задание и упражнение учителя - логопеда. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при её организации следует придерживаться следующих требований:
·           Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех детей.
·           Дидактический материал должен быть прост по изготовлению, и по использованию.
·           Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребёнок.
·           Подведение результатов игры должно быть справедливым и чётким.
Сказки любят все, но особенно дети. Их можно включать в работу при повторении или закреплении изученного материала. Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Она -  универсальный учитель. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растений, природных явлений, описываются национальные и культурные традиции. Чтобы научить ребёнка видеть вокруг себя, сопереживать и размышлять, можно также использовать экологические сказки, такие как «Нет повести печальнее на свете», «Очень страшная история».
В конструировании дидактических игр учитель – логопед проявляет максимум творчества, исходя исключительно из требований учебного материала. Основное правило, которому подчиняется этот процесс; - игра должна помочь сделать серьёзный, напряжённый труд занимательным и интересным для учащихся.
Проблема группы детей с ОВЗ в том, что контингент неоднороден, одновременное усвоение программного материалы затруднено, поэтому важное значение в общих коррекционных мероприятиях имеет взаимосвязь воспитателя, психолога и логопеда. При определении содержания и этапов коррекционного обучения, а также при разработке методов обучения, следует исходить из современных представлений о генезисе, психофизиологических механизмах освоения пространства, основных закономерностей становления сенсорных, познавательных способностей детей. Для образования самых элементарных знаний о пространстве необходимо накопление большого количества конкретных представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Использование дидактических игр и игровых приемов для коррекции дефектов восприятия пространства и ориентировки в нем у детей с ОВЗ является важнейшей предпосылкой при становлении всех видов детской деятельности, а также является необходимым средством обучения в сенсорном воспитании, в процессе социальной адаптации и создает основу для успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом).Формирование пространственных представлений у детей данной категории имеет сложную структуру, складывается поэтапно, проходя длительный и сложный путь. Одна из первостепенных задач обучения заключается в обогащении двигательного опыт ребенка, формировании на этой основе представлений о схеме тела, собственной позиции среди окружающих предметов, основных направлениях пространства и ориентировке в нем помогают детям с ОВЗ легче и быстрее научиться ориентироваться в окружающем мире.В процессе коррекционно-развивающей работы создаются такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. При этом упражнения подбираются с таким учетом, чтобы ребенок самостоятельно смог увидеть свои ошибки и исправить их. Задачи воспитателя:-повысить у детей познавательную активность;-обогатить содержательными пространственными отношениями;-создать эмоциональный настрой на предстоящую самостоятельную и совместную с ребенком деятельность.Практика показала, что использование занимательного игрового материала для детей с ОВЗ помогает сохранить непрерывность обучения восприятию пространства и ориентировали в нем. Таким образом, использование дидактических игр по восприятию пространства и ориентировки в нем способствует личностному становлению ребенка с ОВЗ и максимально ранней социальной адаптации.
Нами представлены коррекционно-развивающие игры.
Игры на развитие памяти:
«Нарисуй фигуру»
Ребенок закрывает глаза, ему дают потрогать геометрическую фигуру, затем ее убирают. Ребенок по памяти должен нарисовать фигуру.
«Узнай предмет»
Цель: развитие тактильной памяти.
 Ребенку завязывают глаза и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, ребенок сам должен догадаться о том, что это вещь. После того, как ряд предметов (3-10 предметов) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что ребенку требуется выполнять две мыслительные операции – узнавание и запоминание.
 «Выкладывание по памяти»
 Ребенку показывают карточки с геометрическими фигурами, которые они потом выкладывают по памяти.
«Выучи стихотворение»
Ребенку зачитывается короткое стихотворение или четверостишие, которое нужно выучить через как можно меньшее количество повторений.
«Запомни картинки»
Из набора 20-30 картинок выбрать 10 и предъявить ребенку для запоминания в течение 20 секунд. Затем убрать, узнать – сколько картинок запомнил ребенок.
«Запомни слова»
Зачитать ребенку по 10 простых слов для запоминания. Стремиться к полному запоминанию списка.
Игры на развитие внимания:
«Четыре стихии»
По команде педагога ребенок выполняет определенные движения руками.
«ЗЕМЛЯ» - опустить руки вниз
«ВОДА» - вытянуть руки вперед
«ВОЗДУХ» - поднять руки вверх
«ОГОНЬ» - вращать руками в локтевых и лучезапястных суставах.
«Угадайка»
Для этого упражнения понадобится набор карточек с изображением разных предметов. Чем разнообразнее, тем лучше. Для этого подойдут материалы предметных «лото». Педагог раскладывает перед ребенком 30-40 карточек.
Инструкция: «Я сейчас загадаю один из предметов, изображенных на карточках. Попробуй угадать, что я загадала, не более чем за 20 попыток. Для этого задавай мне вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Если ребенку трудно понять, о чем идет речь, подскажите ему «Представь, что я загадала этот карандаш. Какие вопросы ты мог бы задать, чтобы догадаться? Например «Это пишет?» или «Это длинное?» и т.д.
Некоторые дети пытаются угадывать, перечисляя подряд все предметы. В этом случае необходимо показать им, что это неэффективный способ, и предложить задавать вопросы о свойствах этих предметов. Можно даже сделать ему подсказку: подготовить карточку с пунктами относительно которых имеет смысл задавать вопросы: форма («Это круглое?»), цвет («Это красное?») , размер («Это длинное?»), вес («Это легкое?»), функция («Из этого едят?»), материал («Это деревянное?»).
«Найди слова»
На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель
«Найди отличия»
Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включению в регуляцию деятельности. Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.
«Ищи безостановочно»
В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.
На развитие мышления:
«Помоги художнику»
Дидактическая задача: учить детей создавать образы на основе схематического изображения.
Педагог сообщает детям, что один художник не смог дорисовать картину до конца и попросил ребят помочь ему закончить работу. Педагог показывает детям схематического изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе помогут художнику. Ребята будут придумывать, как эту картину можно закончить, а воспитатель нарисует все, что дети придумают. Педагог последовательно задает детям вопросы: кто здесь нарисован (мальчик или девочка?)? Какого цвета глаза, волосы? Как одет, что несет в руках? И т.д. Дети по-разному отвечают, взрослый обсуждает с ними ответы и выбирает наиболее интересные. Самые интересные ответы воспитатель использует при дорисовке картины, постепенно превращая схему в рисунок.
Когда рисунок будет готов, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человечка. Если дети затрудняются, следует помочь им наводящими вопросами.
«Составление предложений»
Даются начальные буквы (например, В-С-Е-П), каждая из которых представляет собой начало слов в предложении. Нужно образовать различные предложения, например, «Всей семьей ели пирог».
«Кто назовет больше признаков»
Ведущий называет предмет окружающей обстановки, и игроки по очереди должны, не повторяясь, назвать как можно больше признаков, свойственных этому предмету. Выигрывает тот, кто назовет последний признак.
На развитие воображения:
«Как это можно использовать»
Педагог называет обычный предмет. Например «книга». Ребенок придумывает как больше способов ее использования.
«Буквы»
Педагог дает ребенку картинки с нарисованными буквами, ребенок дорисовывает каждую букву до какого-нибудь предмета.
«Волшебные кляксы»
Ребенок рассматривает кляксы и воображает, на что каждая из них похожа. Можно так же дорисовать кляксы до разных предметов.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»