Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нетрадиционные изобразительные техники как средство создания
выразительного сказочного образа дошкольниками 5 - 6 лет

Чумакова Татьяна Владимировна
Богатые возможности для развития творческой личности дошкольника заключены в изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность – одна из сфер, в которой развивается и растет ребенок, в которой развивается фантазия, эмоции ребенка, интересы и т.п., т.е. формируется творчески активная личность. Формированию творческой личности способствуют нетрадиционные техники и материалы, которые представлены в педагогической литературе М.Шкляровой, О.А.Белобрыкиной, Т.Комаровой. Однако, в литературе не представлена система работы с детьми по использованию нетрадиционных техник, которая способствует развитию творчества, мышления, личности в целом.
Для рисунков детей характерны непосредственность, эмоциональность, неожиданность решения образов, оригинальность, декоративность (сказочность).
Во время наблюдений и в самом процессе изобразительной деятельности у детей развивается воображение, расширяется запас знаний о многообразии мира, его форм и красок; формируются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, дети учатся сравнивать, обобщать, комбинировать.
Как совершенно справедливо заметил В.А.Сухомлинский: ,Населяя окружающий мир фантастическими образами, создавая эти образы, дети открывают не только красоту, но и истину”.
К проблеме выразительности художественного образа в детских рисунках обращались Е.А.Флерина, Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Т.Г.Козакова, Н.А.Курочкина и др. Они говорили о том, что предпосылкой к созданию образа в рисунке является овладение ребенком выразительными средствами: формообразующей линией, цветом, колоритом, композицией и т.п.
Дети- дошкольники очень любят сказки: слушать, рассматривать иллюстрации в книгах, рисовать на тему сказок.
Поэтому можно предположить, что жанр сказки наиболее оптимален для создания детьми выразительного образа; использование разнообразных нетрадиционных изобразительных техник и материалов может быть дополнительным средством, активизирующим детское художественное творчество на сказочные темы.
Вместе с тем, данный аспект проблемы недостаточно разработан в педагогической литературе, что побудило нас обратиться к данной теме .
Цель: Поиск эффективных путей использования нетрадиционных техник и материалов как средства, обогащающего создание выразительного сказочного образа в рисунке старшими дошкольниками.
Гипотеза: Нетрадиционные изобразительные техники и материалы могут быть эффективным средством создания детьми выразительного сказочного образа, если:
  • стимулировать интерес старших дошкольников к нетрадиционным изобразительным техникам и материалам, которые расширяют возможности для создания более выразительного «сказочного» образа; дети активно исследуют их изобразительные возможности в процессе экспериментирования; осваивая способы работы имеют возможность использовать их в своей практической деятельности при создании декоративного, «сказочного» образа в рисунке;
  • обогащать представления детей о нетрадиционных изобразительных техниках и материалов; активно исследовать их изобразительные возможности в процессе экспериментирования;
  • подводить детей к пониманию значимости определенных художественных приемов, которыми пользуется художник, создавая «сказочные» образы;
  • побуждать детей активно использовать нетрадиционные материалы и техники для усиления образной выразительности «сказочного» образа в изобразительной деятельности.
Проанализировав литературу, которая посвящена развитию у детей-дошкольников изобразительного творчества, мы сделали следующие выводы:
  1. Проблема создания выразительного образа является актуальной для развития творческих возможностей человека уже в период дошкольного детства, способствует самовыражению, творческой самореализации личности.
  2. Создание художником декоративного, «сказочного» образа в искусстве имеет свою специфику; особая привлекательность данного жанра изобразительного искусства для детей позволяет предположить, что освоение детьми особенностей художественного языка «сказочных» образов искусства позволит обогатить, разнообразить детское творчество.
  3. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер постепенно, в результате накопления и уточнения образов-представлений и овладения способами изображения.
  4. В детском творчестве выразительность может быть выделена как самостоятельное качество, независимо от обученности ребенка или грамотности его изображения.
  5. Использование в процессе рисования сказочных образов нетрадиционных техник и материалов создает дополнительные возможности для усиления образной выразительности, способствуя обогащению художественного опыта, творческого потенциала детей.
По результатам диагностики умений и творческих проявлений детей старшего дошкольного возраста в процессе создания выразительного сказочного образа, дети проявили активность и интерес к изобразительной деятельности, их заинтересовали новые изобразительные материалы и техники.
Однако недостаточный опыт использования их в изобразительной деятельности вызвал у них некоторую робость, неуверенность, боязнь при работе с ними. Также фиксировалось недостаточное развитие умений создавать выразительные сказочные образы, что связано с затруднениями детей самостоятельно выделять выразительные средства.
Таким образом, необходимо обратить внимание на формирование опыта творческой деятельности разнообразными художественными техниками и материалами, способствующими развитию умений создавать выразительные сказочные образы. Разработать и апробировать технологию использования нетрадиционных техник и материалов в качестве обогащения выразительных сказочных образов

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»