Музыкальные этюды – театр, движение, музыка
Филлипова Елена Ивановна
В практике обучения во время традиционного занятия считают делимым распределение различных видов деятельности в такой последовательности. В начале занятия дают небольшие упражнения тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для нового танца, хоровода, праздничного марша). Эти движения организуют внимание детей в детском саду и готовят их к задачам, требующих слухового внимания. После упражнений дети слушают музыку и поют. Пение включает разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих задач, и прав на развитие слуха, разучивание 2-3 песен. Следующим этапом обучения является ритмическая деятельность в форме игры, веселого танца, хоровода.Современное музыкальное занятие в детском саду, по структуре, должно быть гибким и, соответствовать возрасту детей, содержанию, особенностям материала, видоизменяться. Можно начать занятие не с ритмических упражнений, а затем слушания музыки и т.д., а соединить несколько видов деятельности.
Используя в работе музыкальные этюды (я так называю объединение сказки, танцевальных движений и музыки) возможно повысить интерес детей к занятиям, развитию у них музыкальности, чувства ритма, пластики и других творческих проявлений совместно с игрой и погружая их в мир театра.
Такая форма деятельности на занятиях вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. Достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы таких этюдов могут быть самыми разнообразными: от игровых («наш поезд», «любимые игрушки», «поездка в гости к бабушке»), сказочных («Репка», «Теремок», «Пластилиновая ворона») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «Танцы разных народов»). Начало и ход, окончание музыкальных зарисовок свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого материала, логики развития темы.
Такую форму деятельности как музыкальные этюды хорошо использовать на тематическом занятии - это та форма, в которой, в ее содержании интегрируют музыкальную деятельность, во время которой дети в детском саду учатся понимать художественные произведения в трех ведущих темах:
Какие эмоции и чувства передает и вызывает музыка?
О чем рассказывает музыка?
Как рассказывает музыка?
Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.
Музыкальные занятия с включением этюдов или зарисовок проводятся одновременно со всей группой. Их структура, содержание зависят от учебных заданий и возраста детей. Первый год рассматривается как подготовительный этап к обучению, основанный на активном общении взрослого и малыша. Музыкальные зарисовки идут по повтору музыкального руководителя, в форме игры. Начиная со средней группы (и во всех последующих группах) музыкальные этюды сначала разучиваются без музыки, возможно и небольшими подгруппами, а затем со всеми вместе по показу музыкального руководителя с музыкой, подключая импровизационные моменты.
Далее содержание занятий может включать обучение пению, слушанию музыки, ритмике, элементам музыкальной грамоты, игре на детских инструментах. Объем знаний по этим видам деятельности определен программой и задачами музыкального воспитания для каждой возрастной группы детского сада. Требования к качеству усвоенных навыков усложняются и повышаются от группы к группе.
Отличительным является то, что ребят обучают сразу нескольким видам музыкальной деятельности (пению, движению и т. д) чего нет, скажем, на занятиях по рисованию, лепке, математике и др. Отметим, что физкультурные занятия тоже включают различную детскую деятельность — упражнения гимнастического типа, игры перестроения, но они направлены только на развитие движений.
Такие занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если понравившиеся музыкальные этюды, разученные на занятиях дети исполнят выразительно и непринужденно.