Индивидуальная траектория развития педагога ДОУ
Осидак Наталья Павловна
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 34
Кировского района Санкт-Петербурга
старший воспитатель ГБДОУ детского сада № 34
Кировского района Санкт-Петербурга
Проблема готовности педагогов ДОУ к реализации программ нового поколения имеет часто комплексный характер:
- базовая подготовка специалистов из прошлого века, «условное» повышение квалификации;
- инерционность мышления и консервативность педагогического сознания;
- отсутствие желания и низкая мотивация к развитию собственного сознания;
- методологическая некомпетентность педагогов и неприятие теоретической информации как импульса для совершенствования своей профессиональной деятельности;
- низкий уровень критического мышления педагогов (затруднение в выборе и анализе информации, рефлексии собственного опыта);
- слабое владение игровыми технологиями творческого взаимодействия с детьми.
Самообразование педагога – это путь, который позволяет осознанно подготовить педагога к реализации стандартов нового поколения. Современному педагогу необходимо развивать способность самостоятельно добывать новое знание, приобретать компетенции в рамках своей профессии.
В помощь педагогу требуется грамотное методическое сопровождение его профессионального развития. Одной из востребованных технологий сопровождения выступает индивидуальная траектория развития педагога (далее ИТР). Она представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцированную образовательную программу, обеспечивающую педагогу разработку и реализацию личной программы развития профессиональной компетентности при осуществлении методического сопровождения его профессионального развития.
Алгоритм разработки индивидуальной траектории развития педагога предусматривает:
- диагностику профессионального мастерства, самоопределение педагога;
- составление на основе полученных результатов индивидуального образовательного маршрута;
- реализацию маршрута;
- рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута.
Самоопределение педагога можно начать с анализа профессионально важных качеств:
- Педагогическая рефлексия: умение профессионально грамотно анализировать свой опыт и опыт своих коллег, опираясь на четкие методологические знания в области дошкольного образования. Определять достижения и объяснять пути их достижения коллегам; видеть проблемы (затруднения) и намечать пути их устранения.
- Психолого-педагогическая компетентность: предполагает знание специфики дошкольного детства и особенности организации образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. Педагог в своей работе должен основываться на общих закономерностях развития детей дошкольного возраста, знать особенности становления и развития 9-ти видов детских деятельностей. Показателем может выступать высокая динамика развития интегративных качеств воспитанников, а также положительное отношение детей к ДОУ.
- Способность к децентрации: Децентрация – процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путем принятия им в расчет возможных точек зрения других людей. Способность педагога к децентрации является условием реализации модели личностно-ориентированного взаимодействия. Подлинное сотрудничество ребёнка и педагога возможно только в том случае, если взрослый не руководствуется волевым воздействием на ребёнка (при котором собственная точка зрения ребенка игнорируется или преодолевается), а на продуктивное взаимодействие с ним. Педагог должен ценить личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования, поддерживать их активность и самостоятельность.
- Коммуникативность: владение речевой культурой как средством общения с участниками образовательных отношений (детьми, родителями, социальными партнёрами, администрацией ДОУ). Влияет на умение выстраивать партнерское взаимодействие с семьями обучающихся для решения образовательных задач.
- Эмоциональное состояние: преобладание положительных эмоций, позитива, эмоционального подъема, радости от работы. Благоприятный климат в коллективе и возможность позитивного взаимодействия с коллегами служит базой для реализации творческих планов каждого педагога и поддержки положительного эмоционального фона в ДОУ.
- Реагирование в конфликтах: спокойствие, рассудительность, адекватность восприятия ситуации – важные качества педагога. Дополнительным фактором является эффективность педагогической команды ДОУ, оперативность в решении проблемных ситуаций.
- Уровень эмпатии; понимание педагогом психических состояний, эмоций, чувств, переживаний детей; предполагает сопереживание. Обеспечивает поддержку эмоционального благополучия ребёнка в период его пребывания в ДОУ. Высокий уровень эмпатии помогает педагогу относится к детям уважительно, внимательно, позитивно реагировать на их поведение; учитывать их потребности, интересы и выстраивать конструктивные партнерские отношения.
- Уровень организаторских способностей: отражен степенью активности и вовлеченности детей в ОП, а их родителей в решение образовательных задач и жизнь ДОУ.
- Умение работать с информацией: поиск, отбор и практическое применение информации педагогом позволяет развить критическое мышление. Владение ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.
На этапе диагностики профессионального мастерства педагогу могут оказать помощь коллеги, специалисты-психологи, старший воспитатель (замзав по УВР), руководитель ДОУ. Дополнительную информацию представят беседы с детьми и анкетирование родителей /законных представителей/ воспитанников.
Педагог проводит самоанализ, опираясь на требования профстандарта.
Таблица №1: Диагностика профессионального мастерства, самоопределение педагога.
(с учетом анализа профессионально важных качеств)
Профессиональные компетенции педагога детского сада: | |
Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. | |
Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте. | |
Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников. |
|
Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста. | |
Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования | |
Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста. | |
Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями. | |
Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации. | |
Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе. | |
Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач. | |
Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. |
В таблице определяется уровень развития каждой компетенции и задачи для их индивидуального развития. Такая комплексная диагностика позволит качественно оценить профессиональные компетенции педагога и приступить ко второму этапу составления ИТР.
Второй этап: составление индивидуального образовательного маршрута начинается с определений «точек роста» - проблем или затруднений, выявленных в ходе первого диагностического этапа.
Например: проблемным моментом большинства педагогов является проведение педагогической рефлексии. Данному умению раньше не отводилось должного внимания в системе профессионального образования, поэтому педагог может испытывать трудности в четком анализе как своего, так и чужого опыта. Дополнительно может сказываться неуверенность в вопросах методологии. Даже педагог, активно специальные обучающие мероприятия, затрудняется в оценке полученного опыта. К сожалению, без должного анализа трудно осознать для себя практическую ценность полученного знания.
На практике приём рефлексии (анализа деятельности) используется в конце любой образовательной ситуации с детьми. В этом случае, отсутствие данного умения у педагога напрямую ведёт к отсутствию рефлексии собственной деятельности и у воспитанников.
Третий этап: реализация маршрута предполагает реализацию комплекса практических мер, направленных на решение конкретной проблемы.
Чтобы облегчить первоначальный анализ деятельности, необходимо использовать эмоциональный отклик: было интересно…, было трудно…, почувствовала, что…; я поняла, что…; меня удивило…, у меня получилось…; я смогла…; мне захотелось… (приём «Рефлексивный экран»).
Для более детального анализа часто педагогу необходимо восполнить пробелы в знании методики и особенностях организации образовательной работы с детьми определенного возраста. Наблюдая образовательные ситуации часто можно отметить привычку большинства педагогов действовать по определённому шаблону, стереотипу. Таким образом, организованная образовательная деятельности становится неинтересна как самому взрослому, так и детям. Поэтому настал момент в корне менять такой подход и перестраиваться в ходе педагогической работы.
С этой целью в ДОУ может работать методическое объединение в рамках внутрифирменного обучения педагогов. На обучающих мероприятиях педагоги показывают собственный опыт образовательной работы с детьми, учатся давать ему оценку по определённым критериям. Самоанализ деятельности педагога проводится в баллах, даются необходимые пояснения. Анализ этого же образовательного события проводят наблюдатели - 2-3 педагога и составляют общие рекомендации /пожелания/ на основе заполненных экспертных листов. Надо отметить, что данный опыт оказался эффективным. Педагоги вели себя очень дружелюбно, корректно; приводили аргументы и примеры из личного опыта.
Таблица №2: АНАЛИЗ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дата _______________Группа № _______Возраст детей ____________________________
ФИО педагога ________________________________________________________________
Образовательная область ______________________________________________________
Тема _________________________________________________________________________
Критерии оценки НОД: |
Методическая компетентность (соответствие содержания, методов, приёмов возрасту детей группы) |
Использование современных образовательных технологий |
Реализация личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого и ребёнка; адекватность стиля взаимодействия, создание «ситуации успеха» |
Реализация принципа системно-деятельностного подхода |
Умение заинтересовать детей выбранным содержанием НОД |
Умение удержать интерес детей на протяжении всей НОД |
Организация взаимодействия (сотрудничества) детей друг с другом |
Учёт и поддержка активности и проявления инициативности детей; возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов |
Проблемный характер выбранного содержания НОД |
Практическая значимость для детей выбранного содержания НОД; помощь в решении значимых для них проблем |
Общая культура организации и проведения НОД (санитарно-гигиенические условия, эстетическое состояние помещения и материалов, внешний вид педагога, стиль его поведения, качество речи) |
Оценка каждого критерия производится в баллах:
0 – отсутствие реализации критерия
1 – частичная реализация критерия
2 – полная реализация критерия
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ф.И.О. педагога:_____________________________________________________
Четвертый этап: рефлексивный анализ эффективности индивидуального образовательного маршрута. На данном этапе необходимо определить удалось или нет найти решение проблемы. Важно учитывать, что решение проблемы доставляет удовлетворение (удовольствие) и способствует присвоению нового опыта (теоретического или практического) и возможности применять его в других условиях. Наличие положительных эмоций, удовлетворённости результатом своей деятельности являются внутренней мотивацией для дальнейшего саморазвития педагога. В этом случае начитает работать принцип «образование через всю жизнь», осознание которого даёт педагогу возможность применять его на практике, в каждодневном взаимодействии с детьми и другими участниками образовательных отношений.
Литература (электронные ресурсы):
- Корепанова, М. В. Программа развития ДОУ: метод. рекомендации / М. В. Корепанова. - М. : ТЦ Сфера, 2008. - 77 с. : табл. - (Библиотека руководителя ДОУ). - Библиогр.: с. 76.
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
- ГБУ ДПО Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования
Методическая поддержка педагогических кадров и библиотека СПб АППО http://irbis.spbappo.ru/ - Справочник руководителя дошкольного учреждения [Электронный ресурс] : журнал. - Режим доступа: https://e.rukdobra.ru/
- Информационно-методический портал «Образование» http://dopedu.ru/