Статья
Влияние устного народного творчества на эмоционально-чувственную сферу детей
Федотова Марина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ №18
Красногвардейского района Санкт -Петербурга
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни; территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Россия - родина для многих народов и народностей. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью России, необходимо ощутить себя частью народа, принять русский язык, историю и культуру. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа в детском саду ведется планомерная и целенаправленная работа. В работе по изучению родной истории детьми дошкольного возраста используются самые разные средства. Выбор их предопределяется возможностями детского сада, с особенностями построения работы с детьми разных возрастных групп. Познавая Родину в разных её проявлениях, ребёнок учится быть гражданином и развивает в себе природные таланты и дарования, эстетический вкус, то есть мы формируем гармонически развитую личность. В той или иной степени воспитатели обращаются в процессе преподнесения детям доступного им исторического материала к различным жанрам русского фольклора. Ведь связь фольклора и истории очевидна. Именно он вобрал в себя те сведения, которые могут дать представления о прошлом народа, о прошлом русской земли, нашего государства. Кроме того, использование устных форм фольклора, таких как сказка, былина, способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокого нравственного уважения к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и др., - это неоценимое богатство каждого народа, громадный пласт культуры, показатель его способностей и талантов. Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства. Это духовное освоение действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты. Дети очень любят сказки. С ними ребенок встречается в самом раннем возрасте, слушая сказки, рассказанные мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства. Дети радуются удачам героев, переживая за них, ненавидят то плохое, с чем герои борются. Сказка как средство воздействия на ребенка часто обладает преимуществами над другими воспитательными приемами. Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Однако сказка, наряду с вымыслом, несет и некоторый набор исторических сведений: о быте русского народа, его обычаях, традициях и т.д. И это относится не только к сказке, но и к произведениям других жанров устного народного творчества. Доступная и занимательная форма фольклорного произведения, его динамичность побуждают творческую активность ребенка-дошкольника, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. Таким образом, при правильном подборе фольклорного материала с учетом возрастных особенностей детей, художественной ценности и правильной организации последующей деятельности произведения устного народного творчества могут оказать огромное воспитательное и обучающее воздействие на ребенка. В частности, в ненавязчивой и доступной форме ребенок может получить сведения по истории нашей Родины. Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу человека на долгие годы. В общую цепь радостных настроений и незабываемых эмоций детства свои особые чувства и переживания вносят праздники. Устный фольклор постоянно сопровождает ребенка. Это сказки, загадки, былины, потешки, считалки, весь период – это радость общения, радость творчества и радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. Использование различных фольклорных форм в детском саду – важная часть жизни ребенка. Так, например, фольклорный праздник - радостное событие, которое позволяет ребенку отдохнуть, развлечься и вместе с тем духовно обогащает его, побуждает к творчеству . Фольклорный праздники и развлечения, сочетая различные виды искусства, различные формы и жанры устного народного творчества, оказывают большое влияние на чувства и эмоции детей. Занимаясь подготовкой и организацией развлечений на основе устного народного творчества, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится это мероприятие. И главный критерий подбора материала здесь – занимательность, яркость и доступность. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Включение в них тех или иных фольклорных форм становится радостным событием для ребенка, способствуют проявлению у него положительных эмоций, поднимают настроение. К тому же, интересный и познавательный материал легко запечатлевается в памяти ребенка-дошкольника. Произведения различных жанров устного народного творчества могут использоваться как сами по себе, так и включаться в сценарии праздников. В этом случае они становятся более эффективными, так как вызывают положительные эмоции у детей, а, следовательно, лучше усваиваются ими. В дошкольных учреждениях те или иные формы фольклора могут быть включены в бытовые праздники, к которым относятся новогодний праздник, празд¬ник выпуска детей в школу и др. Особенно уместно их использование в ходе сезонных праздников, таких как проводы зимы, День птиц, летний праздник. Устное народное творчество как средство эмоционального воспитания реализуется в различных видах деятельности. Во время такой деятельности дети слушают, воспринимают и элементарно анализируют звучащее произведение. Но, прежде всего – дети учатся чувствовать и понимать смысл услышанного, анализировать свои эмоциональные реакции. В процессе работы с детьми осуществляется воздействие фольклора на нравственную, эстетическую, умственную и, конечно же, эмоциональную сферы детской личности. Содержание разучиваемых с детьми потешек, пестушек, пословиц и поговорок должны быть доступны возрасту: иметь народную и классическую основу, яркую общественно ценную направленность. К принципам отбора фольклорных произведений для занятий с воспитанниками детского сада относятся привлекательность и доступность для детей выраженных в произведениях мыслей и чувств. Богатейшие возможности для развития эмоций у детей дошкольного возраста при ознакомлении с лучшими образцами устного народного творчества. В процессе восприятия произведений устного народного творчества формируются эстетические чувства. Они первоначально проявляются в переживании положительных эмоций. Более развитые эстетические чувства проявляются в разнообразных эмоциях: эмоции светлой радости или легкой печали и грусти, негодования и восторга. Влияние фольклора усиливается с ростом и развитием ребенка. Корректировать это влияние необходимо, в том числе и на специально отведенных программой занятиях. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста представляется в контексте личностного становления, причем рассматривается в основном как дополнение, составляющий компонент интеллекуально-познавательного развития, либо как обуславливающее поведение и самочувствие ребенка в дошкольном образовательном учреждении. При выборе образцов устного народного творчества педагогу необходимо помнить, что большинство из них требует разработки специального плана подачи детям, а также продуманного оформления. Систематически используемые с детьми формы устного народного творчества в детском саду обогащают жизнь детей, способствуют более полному и гармоничному их развитию. Рекомендуется в каждой возрастной группе устраивать фольклорные праздники, во время которых дети в интересной, увлекательной форме получают сведения об окружающей жизни, о живой и неживой природе, об истории нашей Родины. Вызывая радостные эмоции, закрепляя знания детей об окружающем мире, образцы устного народного творчества в то же время развивают речь детей, эстетический вкус, способствуют проявлению творческой инициативы, становлению личности ребенка, формированию у него нравственных представлений (положительное отношение к проявлению доброты, осуждение грубости, эгоизма, равнодушия, сопереживание, заботливое отношение друг к другу). Как видим, воспитательное значение фольклора велико. На ряду с прочим, устное народное творчество способствуют эмоциональному развитию дошкольников.воспитатель ГБДОУ №18
Красногвардейского района Санкт -Петербурга
Литература
- Зацепина М.Б.Народные праздники в детском саду. Методика для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006, с. 19
- Усова А.П. « Русское народное творчесво в детском саду», М. «Просвещение» 1972, с.
- 3 Дмитриева .Е.В « Как читать детям сказки» «Д/В»-1984 №6, 1988 №9 Гавриш Н. «Использование малых фольклорных форм //Дошкольное воспитаниею-1991.№9.-С 16-20.
- Знакомство детей с русским народным творчеством /Авт.-сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др.-Спб:Детство-пресс, 2001.-400с.