Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическая разработка "Использование приемов критического мышления в занятии
с детьми подготовительной группы детского сада"
Таранкова Ирина Викторовна,
воспитатель ГДОУ № 655 Санкт-Петербурга

 
Тема: «День защитника отечества»

 

  1. Прием «ПОСМОТРИ И ЗАДУМАЙСЯ».

Это способ развития навыков наблюдения и описания наблюдаемого объекта, построения теорий на основе доказательств, развития любознательности. В ходе занятия демонстрируется картинка с загадкой, подталкивающая к обсуждению. Удачно подходит для самостоятельного формирования темы урока.
 
Применение:
Детям демонстрируется слайд, на котором изображено какое- либо действие, явление (предмет), так или иначе связанное с определением «защита».
Например, мама, сидя на берегу моря с малышом, намазывает спину ребенка солнцезащитным кремом, или, изображение ребенка, едущего на роликах, одетого в защитную экипировку: шлем, налокотники, наколенники.
После этого педагог задает вопрос группе детей:

 

  1. ЧТО ВЫ ВИДИТЕ?

После вопроса делается пауза в течении 1 минуты, после которой принимаются ЛЮБЫЕ ответы.
 
Следующий вопрос:

  1. ЧТО ВЫ ДУМАЕТЕ ОБ ЭТОМ?

Снова пауза 1 минута, после которой принимаются ответы.
 
Третий вопрос:

  1. О ЧЕМ ВАС ЗАСТАВЛЯЕТ ЭТО ЗАДУМАТЬСЯ?

Пауза 1 минута, затем принимаются ответы.
 
После выслушивания всех ответов, педагог подводит детей к самостоятельному озвучиванию темы занятия.

 

  1. Прием «АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ».

 
Позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу.
Дается ключевое слово или понятие, и вокруг него помещаются различные ассоциации.
 
Применение:
Для отработки этого приема, ребятам предлагается схематично нарисовать (или написать) все, что приходит на ум, когда они слышат определение «День Защитника Отечества».
На выполнение этого задания отводится определенное время (не более 5 минут).
После сигнала «СТОП», дети по- очереди начинают перечислять все, что успели изобразить на листочке. Остальные участники отмечают галочкой те предметы, которые у них также имеются на листочке и добавляют те предметы, которые у них отсутствуют.
Интерпретация этого приема:
Детям предлагается выбрать из уже готовых (вырезанных) картинок, которые раздаются каждому в индивидуальных конвертах. Ограничение времени на выполнение– не более 5 минут. После сигнала «СТОП» дети по- очереди перечисляют выбранные предметы (ассоциации). Можно попросить ребенка объяснить, почему именно эти картинки он выбрал.

 

  1. Прием «ВЕРНО-НЕВЕРНО».

 
Педагог задает вопросы по теме занятия, на которые дети отвечают согласием или несогласием. Здесь можно предложить различные варианты: если согласны с утверждением– встаньте со стула, если не согласны – оставайтесь на месте, согласны- хлопните в ладоши, не согласны –топните ногами и т. д.
Этот прием очень удобно применять в середине занятия вместо физкультминутки. Применяя разнообразные способы ответов детей, прием успешно заменяет динамическую паузу.
 
Примеры вопросов:
- День Защитника Отечества празднуют в феврале (верно);
- В этот день поздравляют только дедушек (неверно);
- Защитник Отечества должен уметь играть на флейте (неверно) и т. д.

 

  1. Прием «ШЕСТЬ ШЛЯП МЫШЛЕНИЯ»

 
Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
 
Перед эти приемом, детям показывается презентация по теме занятия или повествуется рассказ, для получения новых знаний или обобщения имеющихся знаний.

Применение:
 Дети делятся на шесть команд, затем педагог предлагает каждой команде выбрать цвет одной из шести шляп. Когда дети определяются с выбором цвета шляпы, педагог устанавливает время для обсуждения вопроса, принадлежащей соответствующей шляпе (не более 5 минут).
По истечении времени каждая команда делится своими мыслями и идеями, возникшими при обсуждении вопроса.
 
 
БЕЛАЯ – информация (что мы знали, знаем?)
Например, что вам известно о понятии защитник отечества?
 
КРАСНАЯ – эмоции (какое будет (есть) настроение когда…?)
Например, какие чувства (эмоции) у вас вызывает словосочетание «защитник отечества»?
ЧЕРНАЯ – недостатки (что будет плохого? Когда может быть плохо?)
Например, какие недостатки есть (могут быть) у защитника отечества?
 
ЖЕЛТАЯ – позитив (чем полезен, хорош?)
Например, что полезного, хорошего в празднике День Защитника Отечества?
 
ЗЕЛЕНАЯ – новые идеи, предложения (что можно еще приготовить, сделать, придумать?).
Например, что можно придумать о защитнике отечества?
 
СИНЯЯ – обобщение (какое письмо отправим?)
Например, мы многое узнали о защитнике отечества, составьте небольшой рассказ о нем: кто называется защитником отечества, какими качествами обладает, для чего нужен, когда празднуют этот праздник?
 
5.Прием «КОРЗИНА ИДЕЙ».
Это прием организации индивидуальной или группой работы учеников на начальной стадии урока или в завершение занятия (рефлексия). Он позволяет выяснить все, что знают или думают воспитанники по обсуждаемой теме занятия. На стене (доске) вывешивается картина с изображением корзины, в которую условно будет собрано все то, что дети знают об изучаемой (изученной) теме.

 Применение:
- задается вопрос, что известно об этом;
- каждый индивидуально записывает (зарисовывает) на листочках (1-2 мин.);
- затем обмен информацией в группах (3 мин.);
- каждая группа называет факт или сведения по кругу, не повторяясь;
- сведения записываются в «корзинке» идей. Можно сбрасывать факты, мнения, имена, понятия.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»