Основные составляющие мониторинга в детском саду
Угланова Дарья Сергеевна,
учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №95
Калининского района Санкт-Петербурга
Ребенок-это маленькая личность. И существует целая система образования, чтобы вырастить и воспитать эту личность. Важно понимать, что среди разнообразия методов воспитания и обучения, педагог должен выработать определенную последовательность действий, направленных на всесторонее развитие ребенка.учитель-дефектолог ГБДОУ д/с №95
Калининского района Санкт-Петербурга
Одним из важных этапов на этом пути является мониторинг развития ребенка.
Что это такое? В образовании мониторинг-это постоянное наблюдение за процессом освоения ребенком знаний, умений и навыков и общим развитием для оценки состояния этих процессов и прогнозов дальнейшего развития.
Процесс мониторинга развития ребенка в детском саду складывается из единства трех стадий:
-Сбора информации о состоянии развития ребенка на разных возрастных этапах;
-Анализа собранного материала, его оценка;
-Постановке целей и задач,выработке мероприятий, направленных на дальнейшее всесторонее развитие ребенка в индивидуальном порядке, или в целом в определенной возрастной группе.
Промежуточные результаты освоения Программы раскрывают динамику формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения (с 3 до 6 лет).
Мониторинг включает в себя:
1)Мониторинг образовательного процесса.
Проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом.
Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса. Ежегодно проводимый мониторинг качества образования, в соответствии с основной образовательной программой ДОУ, промежуточный (в конце календарного года) или итоговый (в конце учебного года, а так же анализ деятельности учреждения позволяют четко выявить проблемы и проследить перспективу развития. С помощью данного мониторинга определяется:
• реализацию образовательной программы ДОУ;
• уровень физического и психического развития воспитанников;
• состояние здоровья воспитанников;
• уровень адаптации вновь прибывших детей к условиям ДОУ;
• готовность детей подготовительных групп к школе;
• соответствие предметно-развивающей среды ФГТ.
Основными методами диагностики в ДОУ являются: наблюдение, эксперимент, беседа и анализ продуктов деятельности. Современная система диагностики позволяет обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития и оздоровления каждого ребенка, помогает подготовить его к школе.
2)Мониторинг детского развития.
В начале учебного года основная задача: выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка, состояния его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных.
- Диагностика познавательных способностей: перцептивное и интеллектуальное развитие, творческие способности детей.
- Диагностику коммуникативных способностей: выявление способности ребенка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, выражать свое отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме; межличностные отношения внутри группы.
- Диагностику регуляторных способностей: эмоциональная и произвольная регуляция поведения ребенка, умение действовать, планировать сложные действия, распределять роли и договариваться с партнерами по деятельности.
Методы: наблюдение, критериальные диагностические методики, тестовой метод.
По результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образовательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низкому - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потребностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Для сбора конкретных диагностических данных педагог использует метод наблюдения. Данные наблюдения важны для определения уровня освоения детьми разных видов деятельности, формирования ее структуры, а также для определения общего хода его развития, эмоционального благополучия. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем педагог проводит специально организованные диагностические занятия в период, определенный в Программе для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.
Полученные данные о развитии ребенка составляют информационную базу для мониторинговой процедуры, которая позволяет выявить уровень достижения каждым воспитанником, а также группой детей промежуточных результатов освоения Программы, динамику становления интегративных качеств.
Одним из важнейших разделов мониторинга дошкольного образовательного учреждения является ресурсное обеспечение (условия) :
• обеспечение условий осуществления образовательной деятельности (удовлетворение потребности в услугах, новых формах организации дошкольного образования) ;
• материально-техническое обеспечение (группы, кабинеты и оборудование) ;
• программное обеспечение (образовательная программа, программа развития) ;
• обеспечение безопасности деятельности образовательного учреждения, охрана жизни и здоровья дошкольников.
Мониторинг носит индивидуальный характер и проводится 2 раза в год. Возможен дополнительный анализ особенностей того или иного ребенка.
Подводя итог можно сказать, что грамотно организованная система мониторинга в ДОУ поможет результативно организовать управленческую деятельность по осуществлению образовательного процесса в ДОУ. Будет способствовать стимулированию личностного развития детей и творческому росту педагогов, а так же эффективно распределит ресурсы ДОУ. Но самое главное такая система поможет вовремя выявить проблемы в развитии детей, устранить их, и способствовать формированию у детей знаний, умений и навыков, необходимых для становления ребёнка как личности.