Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статья

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Михеева Раиса Викторовна
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.
Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Она развивается уже с рождения. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.
 У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это тем, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
 Значение игр на развитие мелкой моторики.
Движения рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития тонкой моторики является одним из важных показателей готовности ребенка к обучению в школе. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Для достижения цели ставим задачи:
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  • Развитие мелких мышц кисти руки
  • Развитие тонких произвольных движений пальцев рук.
  • Повышение качества управления движениями
  • Создание предметно- развивающей среды в соответствии с возрастом ребенка
  • Взаимодействие детского сада и семьи
Средства решения задач:
  • Научно-методическая литература.
  • Изучение передового опыта.
  •  Диагностика детей.
  •  Игры, упражнения, задания по развитию мелкой моторики.
  • Подгрупповые и индивидуальные занятия.
  •  Работа с родителями.
Для удобства те виды игровых упражнений, которые используем в работе с детьми, разбиваем на комплексы:
1.  Пальчиковые игры.
2. Игры с предметами.
3.  Использование элементов изо деятельности в развитии мелкой моторики.
4.  Развитие графической моторики.                          
5. Дидактические игры.
Знакомство с играми по мелкой моторике начинаем с изучения самых простых (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…..», «Кулак, ребро, ладонь», «Заяц – коза» и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаем большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.
Хорошим средством развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
В комплекс "Пальчиковые игры" включаем следующие виды игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика
При выполнении гимнастики надо задействовать все пальцы рук. Вначале произнести стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы менять темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.
Игры с предметами.
Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мелкие игрушки, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики добиваемся быстрее.
 Карандаши и грецкие орехи используем для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук.  Также орехи используются для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.
 Предлагаем ребенку помочь собрать бусинки.  Потом учились нанизывать бусы на нитку. Со временем дети   нанизывали бусины в определенном порядке, по форме, цвету или величине.
Мозаика, конструктор, разные картинки— бесценный материал для развития внимания, мышления ребенка— способствуют интенсивному развитию движений пальцев рук.  
В группе имеется набор счётных палочек на каждого ребёнка. Дети выполняют из них различные фигурки. Игры сопровождаем стихами, загадками, тем самым у ребёнка развивается слуховое восприятие. Эти упражнения используем во время образовательного процесса, а также в свободное время. При выполнении упражнений ребёнок развивает мелкую моторику, считает палочки, сам придумывает фигуры, тем самым развивая воображение.  
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста.
Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится детям – это составление картинок из разных видов пазл.
Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности - лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.
Использование элементов изо деятельности.
Занятия творчеством имеют большое значение в развитии ребёнка. Они не только формируют представление детей об окружающем мире, развивают творческие способности, эстетическое восприятие, закрепляют знания детей о сенсорных эталонах, развивают внимание, мышление, но и развивают моторику кистей рук. Это конструирование из бумаги, лепка мелких предмет лепка с использованием природного материала.
Развитие графической моторики.
В группе, кроме пальчиковой гимнастики, используем графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Особое место здесь занимает штриховка, обведение по трафарету с использованием карандашей. Для штрихования используем раскраски, трафареты разной тематики. При выполнении штриховки решаются следующие задачи: развитие мелких мышц пальцев и кистей рук, развивается глазомер.  Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.
Дети с большим удовольствием дорисовывают картинки по точкам, соединяя их, а также симметрические дорисовки.
Развитие моторики рук невозможно без наполнения развивающей среды соответствующими играми: мозаика; пазлы; различные виды шнуровки; пальчиковый театр; мелкий конструктор ЛЕГО; Конструктор ТИКО; и т.д.
Надо помнить, что эффективной будет работа только тогда, когда она ведется планомерно с осознанием ее значения. Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.
 Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»