Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методическое пособие

Заучивание стихотворений с детьми средней группы
с
использованием приемов мнемотехники

Муртазина Любовь Александровна,
воспитатель логопедической группы ГБДОУ
детский сад №2 компенсирующего вида

Кировского района Санкт-Петербурга
Аннотация
В детском саду педагогами ведется огромная работа по речевому развитию детей.
В методике развития речи особое внимание уделяется  воспитанию у детей любви к поэзии, ознакомлению с поэтическими произведениями, развитию умений воспринимать и выразительно воспроизводить поэтические тексты.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
1. Добиваться хорошего запоминания стихов.
2. Учить детей читать стихи выразительно.
Выразительное чтение требует дословного знания текста, потому что пропуск или изменение порядка слов нарушает музыку произведения, его художественную форму.
Для упрощения запоминания стихов педагоги используют различные приемы, один из них, очень эффективный – мнемотехника.
Дело в том, что у  дошкольников непроизвольное запоминание происходит гораздо успешнее чем произвольное.  Дети запоминают просто потому, что какой-то предмет или явление попали в их поле зрения. Ребенку тяжело запомнить что-то абстрактное, поэтому информацию для запоминания необходимо подкреплять наглядной картинкой (мнемотаблицей).
      Мнемотаблицы облегчают процесс запоминания текстов, стихотворений. Смысл заключается в том в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.  Ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
      На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
      Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы.
      Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание ребенка  на яркость символических изображений.
      Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается своя мнемотаблица. Далее педагог эмоционально, выразительно читает текст произведения,  опираясь на мнемотаблицу. Затем проводится словарная работа по произведению, беседа по смыслу прочитанного. После этого,педагог эмоционально, выразительно читает произведение еще раз. Далее предоставляется возможность воспроизвести текст детьми с опорой на рисунки.
      Предлагаю мнемотаблицы для заучивания наизусть стихотворений, рекомендованных основной образовательной программой     « От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, для детей средней группы.
 
 
З.Александрова «Елочка»
 
Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш сад,
И березки и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она.
Рис.Ни листочка

 


 
З. АлександроваМаленькой елочке
Холодно зимой,
Из лесу елочку
Взяли мы домой.

Сколько на елочке
Шариков цветных,
Розовых пряников,
Шишек золотых!


Сколько под елочкой
Маленьких ребят!
Топают, хлопают,
Весело кричат:

Встанем под елочкой
В дружный хоровод.
Весело, весело
Встретим Новый год!"
Рис.Елочка
 
А.Барто  «Я знаю, что надо придумать»
Я знаю, что надо придумать,
Чтоб не было больше зимы,
Чтоб вместо высоких сугробов
Вокруг зеленели холмы.
Смотрю я в стекляшку
Зеленого цвета,
И сразу зима
Превращается в лето
Рис.Я знаю, что надо придумать
В.Орлов  «С базара»
 
 -Откуда идёшь ты,
Лягушка-квакушка?
-С базара домой,
Дорогая подружка!
- а что ты купила?
- Всего понемножку:
Купила КВАпусту.
КВАсоль
И КВАртошку.
Рис.С базара
 
В.Орлов  «Почему медведь зимой спит»
 
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому, что снег и лёд –
Не малина и не мёд!
Рис.Почему медведь зимой спит
 
Е.Серова  «Одуванчик»
 
 
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
 
Рис.Одуванчик
 
В.Серова   «Кошачьи лапки»
 
В самый жар кошачьи  лапки
Носят бархатные шапки.
У кошачьих лапок нет
Острых коготочков,
Смело делайте букет
Из таких цветочков.
Рис.Кошачьи лапки
 
«Купите лук»  Шотландская народная песенка, перевод  И. Токмаковой
 
Купите лук, зеленый лук,
Петрушку и морковку.
Купите нашу девочку
Шалунью и плутовку.
Рис.Купите лук1
 
Не нужен нам зеленый лук
Петрушка и морковка,
Нужна нам только девочка,
Шалунья и плутовка.
Рис.Купите лу2
 
 
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время запоминания текста произведения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания текста, сопровождающегося про­смотром рисунков, позволяет надолго запомнить произведение.
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»