Здоровье ребенка
Герляйн Елена Александровна
На сегодняшний день остается актуальной тема здоровья ребёнка. В связи с этим, здоровье детей в детском саду должно стать приоритетом в работе дошкольного учреждения. Но, речь не может идти только о том, чтобы обеспечить каждому ребенку здоровое питание и рациональный режим дня. Это обязательное и неоспоримое условие. Главным в работе воспитателей, родителей и педагогов должно стать формирование установки на здоровый образ жизни.
Весь распорядок дня в дошкольном учреждении должен быть направлен на то, чтобы сохранять и укреплять установку детей на то, что здоровье – это главное богатство человека и ценность. Только в этом случае подрастающий человек в будущем сможет отказываться от употребления психоактивных (алкоголь, никотин, наркотики и так далее) веществ, чтобы сберечь свое основное богатство – ЗДОРОВЬЕ.
Для достижения этой цели обязательно должны быть ежедневные физкультурные и познавательные мероприятия, чтобы ребенок понимал их ценность и значимость. В результате со временем сформируется мотивация и потребность в том, чтобы сохранить свое здоровье.
Главная задача детского сада — сформировать ребёнку привычку здорового образа жизни. Но, без совместной работы дошкольного учреждения, а именно воспитателя и семьи добиться этого будет достаточно сложно.
Начнём с распорядка дня: от режима зависит здоровье детей в саду, и вообще в будущем, когда ребёнок пойдёт в школу и далее. Это поможет распределять нагрузку, отдых, а так же разумное распределение времени в течении активного дня на всё жизнь.
Необходимо при составлении рационального режима соблюдать ряд обязательных принципов:
· своевременное и полное удовлетворение любой органической потребности растущего организма (питание, отдых, сон и так далее);
· соблюдение гигиенических условий и чистоты постели, одежды и тела;
· учет обязательно индивидуальных особенностей;
· развитие культурных и гигиенических навыков.
Родители должны помочь в достижении основной цели, стараясь дома моделировать порядок дня по модели детского сада, это очень важно, т.к. если родители не будут этого делать, все попытки привить режим, правильное питание и т. д. будет бесполезны.
Правильное питание. Здоровье ребенка в детском саду во многом будет определяться тем, что он кушает. Но дело даже не в том, что правильно организованное питание необходимо для организма. Просто в этом возрасте закладывается пищевой стереотип и основные предпочтения человека. Поэтому, рациональный режим питания должен базироваться на следующих принципах:
· удовлетворение потребности в базовых минералах, витаминах и питательных веществах;(т.е. здоровое питание, не должно быть ничего вредного для здоровья, тем самым мы вырабатываем привычку на правильное питание)
· соблюдение режима в питании и обеспечение в нем баланса.
Основной проблемой является то, что многие дети не едят в саду. Поэтому плохо спят, плохо себя чувствуют, что приводит к нарушению баланса в организме. Родители должны помочь своему ребенку адаптироваться к особенностям питания в детском саду, соблюдая следующие правила.
Дома необходимо подбирать правильное меню, схожее с питанием в детском саду, тем самым ребёнок легче адаптируется к детскому саду (режиму, питанию и т.д.) после длительного пребывания за его пределами. Т.к. если ребёнок отказывается кушать в дет саду, остаётся голодным, плохо спит и у него плохое самочувствие.
Но, здоровье детей в детском саду должно обеспечиваться заботой родителей в том случае, если у ребенка имеется аллергия на те или иные продукты. Об этом необходимо уведомить хотя бы воспитателя, какие продукты категорически запрещены для их малыша. В этом случае, персонал обязан следить за тем, чтобы ребенку эти продукты не достались.
Но также важный этап формирования правильного образа жизни, это работа с детьми на тему здоровья. Всевозможные беседы, игры и занятия, для более подробного понимания детьми, для чего необходимо делать так а не иначе.
Я предоставляю свою разработку занятия на тему: « Волшебная страна-Здоровье.»
Программные задачи:
Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Расширять знания о том, что полезно и что вредно для здоровья.
Уточнить представления о предметах личной гигиены, и о благотворном воздействии звуков на здоровье человека.
Развивать умение заботиться о своем здоровье.
Воспитывать у детей правильное отношение к здоровью.
Оборудование: Картинки: здоровый человек, больной человек, микроб, вирус; «Цветок здоровья»; картинки ; сундучок; письмо; плакат с правильными продуктами и вредными; зеркальце.
Ход занятия:
Воспитатель обращается к детям:
- Давайте встанем в круг - друзей (дети встают в круг). Сегодня нам предстоит необычное путешествие. Мы отправляемся путешествовать по Стране Здоровья. В этой стране живут одни здоровячки. Они здоровы, потому что каждый день говорят всем: «Здравствуйте!». Произносите и вы это удивительное русское слово вслух. Делайте это чаще, потому что от этого слова у всех поднимается настроение. Ведь оно особенное. Когда мы произносим его, то не только приветствуем человека, но и желаем ему здоровья. В слове «здравствуй», как и в слове «здоровье», много звонких звуков. Назовите их! (3,Д, Р, В). Правильно! Эти звуки дают нам заряд бодрости.
- А теперь ответьте на мои вопросы. Почему в Стране Здоровья все здоровы? С каким словом все дружат? (Здоровы, потому что друг другу желают здоровья и дружат с волшебным словом «здравствуй»). А также- соблюдают здоровый образ жизни.
- Ребята, я вижу на пенечке сундучок. Какой необычный! А что же в нем? (зеркальце и письмо). От кого? Да, это от Незнайки!
Воспитатель читает письмо: «Ребята! Я слушал радио и был невнимателен и все перепутал. А в волшебной Стране Здоровья загадывали такую загадку: «Что на свете всего дороже?»
- А вы ребята, как думаете, что на свете всего дороже? (Мебель, золото, или здоровье ) Правильно ребята -Здоровье.
Воспитатель:
- Вот сейчас мы с вами будем учиться беречь свое здоровье. Скажите, кто из вас болел в этом году? А чем вы болели? (ребята отвечают- кашлял, чихал, грипп, простуда) А знаете, почему болеют гриппом? Правильно! В наш организм попали микробы и вирусы. А если вы не закалялись и не принимали витамины- это называется «Профилактика гриппа», а так же нельзя во время эпидемии гриппа часто находиться в местах большого скопления людей.
А что- такое простуда? Это когда вы оделись не по погоде и промёрзли на улице. Или устроили сквозняк в комнате, переели холодного мороженного и т.д.
Игра.
- Давайте поиграем в игру, какими предметами можно пользоваться всем вместе, а какими - только по одному. Приготовьте ладошки, не забудьте, хлопать нужно тогда, когда услышите название личных предметов. И так, игра «можно – нельзя»:
полотенце... - карандаши...
кисточка... - носовой платок...
зубная щетка... - книга...
расческа... - игрушки...
- Молодцы, правильно! А теперь давайте ещё раз перечислим предметы гигиены, помогающие нам бороться с микробами (личные предметы гигиены: зубная щётка и паста, мыло).
Физминутка.
Мы к плечам прижали руки, Руки к плечам, вращение вперед и
Начинаем их вращать. назад.
Прочь усталость, лень и сука,
Будем мышцы разминать!
А теперь покрутим шеей, Приседания.
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем «Нет!» на всё на свете.
А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз, два, три, четыре, пять!
Напоследок пошагаем, Ходьба на месте.
Выше ноги поднимаем
Размялись, отдохнули. Вдохнули глубоко носом, выдохнули через рот. Ещё раз вдохнули - выдохнули.
А кто мне скажет, что значит здоровый образ жизни? (Правильное питание, ежедневная утренняя, гимнастика, закаливание, Прогулки, подвижные игры, занятия спортом и профилактика простудных и других заболеваний.)
Скажите мне пожалуйста- можно долго смотреть телевизор или играть в компьютерные игры? Конечно нет, глазки могут заболеть.
Смотрите, что у
- В Стране Здоровья растет полезный цветок. Он помогает людям быть здоровыми. Рассмотрим лепестки.
- моем овощи и фрукты;
- моем руки;
- пользуемся зубной щеткой, расческой, носовым платком и полотенцем - каждый своим;
- закаляемся, занимаемся физкультурой, делаем зарядку.
-правильно питаемся.
Оказывается, мы хорошо знакомы с Цветком здоровья. Скажите, ребята, а какие люди живут в Стране Здоровья? (Добрые, улыбающиеся, веселые, аккуратные).
А в Стране Болезней? (Больные, хмурые, злые) Правильно! В Стране Болезней люди ворчат, фыркают, любят жирную, острую, соленую пищу, едят много сладкого, часто болеют. А какие продукты любят в Стране Здоровья? (Овощи, фрукты, молочные продукты). Правильно! Молодцы!
- Давайте поиграем. Игра «полезно - вредно» (говорить полезно - вредно):
капуста - морковь...
конфеты… - торт...
молоко…-кефир,
яблоки... - жевательная резинка,
Макдональдс (гамбургеры, картошка фри,
Задание: Обведите мне пожалуйста правильные продукты, а вредные зачеркнём.
Наше путешествие закончилось и на последок ребята расскажут нам стихотворения про здоровье.
1ребёнок
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья
Должен быть режим у дня.
2ребёнок
Следует, ребята, знать
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
3 ребёнок
Чистить зубы, умываться,
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
4 ребёнок
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
5 ребёнок
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
6 ребёнок
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты —
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
7 ребёнок
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
8ребёнок
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
9ребёнок
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!
Занятие закончено.