Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Консультация для педагогов

Организация мини-музея в детском саду

Исмоилова Оксана Сергеевна
Цель: Повышение теоретического уровня педагогов по изучаемой теме.
 
Задачи:   1. Расширить представления педагогов о музейной педагогике.
        2.Познакомить с теоретическими основами организации мини-музеев в ДОУ.
 
«Музейная педагогика» - сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию юного поколения.
 Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место  в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. 
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
 Е. Б. Медведева, М.Ю. Юхневич дают следующее определение: «Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики . Предметом музейной педагогики  являются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея, с особенностями этого воздействия на различные категории населения, а также с определением музея в системе учреждения образования» . Таким образом, музейная педагогика формируется на  стыке музееведения, педагогики, психологии.
Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея.
 Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования  музейной педагогики. Интерактивность – основной  методологический прием в работе современного музея, когда он перестает быть только хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания. Это ставит перед образованием новые задачи:
Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
Гармонизация развития творческой личности,
Формирование национальной идеологии,
Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
 
Являясь инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей музейная педагогика, создает условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.
Музейно-педагогическая технология снабжает воспитателя  новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Одна из важных социальных функций детского сада и образовательной деятельности педагога в том и заключается, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и культурой человечества, передать ее в процессе образования не только теоретически, но и с помощью практического уклада жизни, традиций и духа культурного пространства школы, города, страны, мира. 
Роль музея в формировании личностных и метапредметных универсальных учебных действий качеств учащихся определяется его специфическими особенностями:
• музей как панорама человеческой жизни, раскрывающая общечеловеческие и личностные ценности (взаимопомощь, сочувствие, достоинство, самоуважение);
• экспонаты музея или музейный предмет рассматривается как продукты творческой деятельности человека, как результат его взаимодействия с окружающим миром, с другими, с самим собой в разных жизненных ситуациях;
• в музее ребенок осмысляет социальные явления и противоречия жизни, совершает внутренний акт самоопределения, изменения себя, соотнося свои взгляды, представления, ценности с нормами людей других эпох и культур, используя для этого социокультурный потенциал экспонатов, т.е. формируется музейная культура. 
 
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.
Результативность реализации технологии музейной педагогики в условиях ДОУ.
Заключается в следующем:
•         У ребенка появляется шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к культуре и к одному из ее замечательных проявлений - музею.
•         Дети, полюбив и освоив музейное пространство, станут в старшем возрасте наиболее благодарными и восприимчивыми посетителями музейных выставок и культурных событий, приобретут познавательный интерес к «настоящему» музею.
•         У детей формируется ценностное отношение к истории, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик. «Ребенок должен покидать музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
 
Чтобы воспользоваться музейной педагогикой, необходимо следовать определённым правилам:
Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.
Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям
 
1. Организация мини-музея в детском саду.
 
В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев.
Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.
Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.
1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада. Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:
- родительские собрания;
- консультации
- индивидуальная работа.
2 этап. Выбор помещения.
Необходимо учитывать количество посетителей и экспонатов.
3 этап. Сбор экспонатов и регистрация их в каталоге.
4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:
- оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;
- наличие детской мебели для проведения игр, занятий;
- соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.
5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.
6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки. Также материалы для проведения анкетирования, диагностики
7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.
8 этап. Открытие мини - музея с приглашением детей и их родителей.
 
2. Особенности месторасположения мини-музеев.
 
В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики. Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности.
 
3. Оформление мини-музеев.
 
Наиболее оптимальным размещения экспонатов мини-музея является на разных уровнях: вертикальном и горизонтальным. Решить эту задачу помогут стеллажи и настенные полочки, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
Расположение всех экспонатов только в горизонтальной плоскости (на столике) нецелесообразно. В одной плоскости лучше всего рассматривать коллекции (предметы одного наименования). Задача мини-музея показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. Во – вторых, в горизонтальной плоскости сложно объединить экспонаты по темам и разделить их визуально. Это усложняет задачу удерживания внимания ребенка в пределах одной группы предметов. При отсутствии подходящих уголков можно из строительных кубиков, цилиндров, кирпичиков на столике выстроить разноуровневые подставки, скрепив их между собой скотчем и красиво задрапировать легкой тканью. 
Также освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
•         Размещение материала на настенных полочках;
•         Использование ширм;
•         Использование стендов;
•         Использование флонелеграфа;
•         Размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
Очень удобны в использовании стенды. Их достоинство заключается в том, что они просты в изготовлении, легки и безопасны для детей. Стенды мобильны и позволяют легко и быстро перестроить композиционное решение музея. Стенды могут быть разными по форме, цвету, расположению. Эти преимущества стендов позволяют решать задачу привлечения и удержания внимания детей к экспонатам музея. Стенды используются для размещения иллюстративной информации, схем. К ним удобно крепить и легкие объемные предметы.
Если для музеев отведено определенное место, очень удобно прикрепить к потолку 2-3 небольших крючка. Это позволит разнообразить композицию музея вертикальными элементами.
 
4. Экскурсионная работа в мини-музее.
 
Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.
Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:
•         выявление творческих способностей детей;
•         расширение представлений о содержании музейной культуры;
•         развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
•         создание условий для творческого общения и сотрудничества.
Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.
В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей.
 
Литература:
1. Байдина Е.А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.
2. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11. - С. 24-29
3. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. Мини-музей в детском саду. М: Линка-Пресс, 2008
4. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4. - С. 38-42.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»