Перспективное планирование образовательной деятельности
с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
воспитатель ГБОУ прогимназия № 677
Выборгского района Санкт-Петербурга
Цель работы: развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Актуальность разработки в том, что целенаправленная и систематическая работа по организации игровой деятельности ребенка, обогащение предметно-развивающей среды, будет способствовать развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Эффективной она будет лишь при условии систематического проведения с детьми, с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса и творческих проявления в игре и игрового общения со сверстниками
Практическая значимость в разработке перспективного планирования организации игровой деятельности в группах младшего дошкольного возраста, включающей в себя разнообразные игровые упражнения (проводимые на материале лексических тем, с использованием различных по фактуре материалов);
Материалы помогут педагогам обеспечить психолого-педагогическое сопровождение дошкольникам в соответствии с ФГОС ДО, активизировать познавательную и речевую деятельность каждого ребенка, развить коммуникативные умения, воспитать самостоятельность, усидчивость, решительность.
Обогащение родительского опыта в воспитании детей важно, чтобы у детей возникла мотивация к развитию самостоятельности, познанию в повседневной жизни, интерес к творчеству и саморазвитию.
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте посредством игры, осуществляется по нескольким направлениям:
различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых); перебирание круп, зёрен
игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
различные упражнения по лепке, изобразительной деятельности, игры с бумагой; рисование карандашом (фломастером, кистью и т. д.);
всевозможные шнуровки;
нанизывание колец на тесьму, собирание бус; игры с пуговицами;
- игры с мозаикой; сортировка мозаики по ячейкам;
- игры с конструктором;
Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
Очень хорошо себя зарекомендовала и разнообразная предметная деятельность, сочетающаяся в том числе с навыками самообслуживания, которая также способствует развитию мелкой моторики:
застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т.п.
Самые любимые и важные для развития руки и мозга игры – с песком, водой и глиной [27,28]. При этом важно прививать ребёнку необходимые гигиенические навыки (учить мыть руки с мылом, вытирать, поочерёдно массируя все пальцы), превращая каждую процедуру в радостную и полезную игру.
Развитие мелкой моторики, накопление и обогащение игрового опыта дошкольников при поддержке педагога происходит в разных видах игр:
- обучающие (дидактические) игры, где дети осваивают систему сенсорных эталонов, решают соответствующие возрасту мыслительные задачи, связанные со сравнением и анализом формы, величины, цвета предметов, их расположения в пространстве и т.д.
- игры с дидактическими материалами, которые обучают детей действовать в соответствии с простыми игровыми правилами, подчиняться очередности их выполнения при играх в парах и в подгруппе.
- игры и игровые упражнения с разными игрушками, природным и строительным материалом, которые способствуют развитию у детей интереса к окружающему, наблюдательность, стремление узнавать свойства предметов и природных материалов, побуждать сравнивать, различать, называть их.
- игры, развивающие основные движения, подвижные игры, с музыкальным сопровождением
Говоря об игровом взаимодействии и общении взрослого с детьми, необходимо иметь в виду, прежде всего их совместную игру, далее занятия, труд, осуществление правильного методического руководства взаимоотношениями детей, четкой организации и проведения всевозможных игр.