Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка

Обогащение словарного запаса детей посредством организации дидактических игр

Скворцова Ольга Николаевна
Актуальность
Дидактические игры - эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.             Дидактическая игра как одна из форм обучения проводится в то время, которое отводится в режиме на непосредственную образовательную деятельность.
     Важно установить правильное соотношение между этими двумя формами обучения, определить их взаимосвязь и место в едином педагогическом процессе. Дидактические игры иногда предшествуют непосредственной образовательной деятельности; в таких случаях целью их является привлечение интереса детей к тому, что будет содержанием непрерывной образовательной деятельности.
     Общеизвестно, что дошкольный возраст является наиболее сензитивным периодом для развития речи детей, в том числе и для овладения словарем родного языка, поэтому так важно уделять внимание развитию речи ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. Изучение теоретических основ развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
2. Рассмотрение роли  дидактической игры в процессе словарной работы.
3. Подбор диагностической  методики и выявление уровеня усвоения словаря детьми 2-ой младшей группы.
4. Проведение работы по развитию словаря с использованием дидактических игр.
5. Выявление эффективность проведенной работы.
     Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. Развивающая среда – это естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
Каждый ребенок имеет самостоятельный выбор: с кем, где, как, во что играть. Созданные развивающие зоны содержат разнообразные материалы для развивающих игр свободно занимались, не мешая друг другу, разными видами деятельности.
     В группе выделены такие зоны как: зона сюжетно - ролевых игр, театрализованная зона, зона для игр со строительным материалом, конструкторами, дидактическими играми,  физкультурно-оздоровительная зона; литературная зона; экологическая зона, зона  художественно-творческой деятельности детей.
       Подбор игрушек осуществляется в соответствии с основной тематикой детской игры. Для детей младшего дошкольного возраста это игрушки, позволяющие развернуть игру в семью, магазин и т. д.
     «Уголок книги» - это особо, специально выделенное место, где ребенок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» ее. Здесь ребенок впервые видит книгу не в руках воспитателя, а остается с ней один на один. Он внимательно и сосредоточенно рассматривает иллюстрации, вспоминает содержание.
 Определение уровня освоения словаря детьми группы
Диагностика  уровня сформированности активного словаря у детей 4-го года жизни.
"Диагностика речевого развития дошкольников" под редакцией О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной
Задание № 1 "Кукла".
1. Кто это? Как зовут куколку? Придумай ей имя.
1) именует в предложении: ( "Я назову её Маша") – 3 балла
2) даёт имя только одним словом – 2 балла
3) никак не называет (говорит "кукла") – 1 балл
2.Назови, какая Маша?
1) именует два слова и более ("хорошая, добрая") – 3 балла
2) именует одно слово ("маленькая") – 2 балла
3) не именует свойства, признаки (говорит "куколка") – 1 балл
3. Что на Маше надето?
1) без помощи называет более 2-хвидов одежды ("в белом платье, жёлтых носочках и т.п.") – 3 балла 
2) с поддержкой воспитателя: "Что это? Покажи". (Это – шапочка, это – курточка) – 2 балла
3) может показать предметы одежды, но не называет словом – 1 балл
4. Как именно возможно отметить одним словом? ( называю предметы одежды: шапочка, пальто, и т.п.).
1) именует обобщающие слова ("одежда, наряд") – 3 балла
2) именует иные виды одежды (маечка, штаны, футболка и т.д.) – 2 балла
3) воспроизводит слова за педагогом (шапочка, пальто) – 1 балл
5.Что выполняет Маша? (выполняет движения: куколка садится, встаёт, поднимает руку, машет рукой)
1) ребёнок именует каждое действие – 3 балла
2) именует 2 действия ("встала, подняла руку") – 2 балла
3) именует один глагол ("стоит" или "сидит") – 1 балл
6. Что возможно сделать с куколкой?
1) более 2-х слов ("одевать на прогулку, петь колыбельную, умывать") – 3балла
2) именует два действия ("качать в кроватке", "кормить обедом") – 2балла
3) одно слово "играть" – 1 балл
7. Что можно делать с куклой?
1) Называет более двух слов (укладывать спать, качать ее, играть);
2) называет два действия (катать в коляске, кормить куклу);
3) называет одно слово (играть).
Задание № 2 "Мяч".
1. Что это? Какой мячик? (дать подержать мячик). 
1) 2 признака и более ("резиновый, красный") – 3 балла
2) именует только1 признак– 2 балла
3) не именует признаки, а иное слово "играть" – 1 балл
2. Что с ним можно делать?
1) именует больше 2-х слов (глаголов), ("бросать, катать")
– 3 балла
2) два глагола ("играть, крутить") – 2 балла
3) только одно слово ("играть") – 1 балл
3. Спрашиваю после совершенного действия. Бросаю малышу мячик и произношу:
– Что я сделала (кидаю мячик, кинула мячик).
– А ты что сделал? – Словил. – Теперь ты кидай. Что ты сделал? – Кинул.
– А я что сделала? – Словила.
1) именует все без исключения действия в необходимой форме – 3 балла
2) именует 2-3 действия верно – 2 балла
3) именует лишь один глагол – 1балл
Задание № 3.
1. Как одним словом назвать куклу, мяч?
1) Ребенок дает обобщающее слово (игрушки);
2) перечисляет названия (Катя, мяч);
3) говорит одно слово (кукла).
2. Расскажи, какие игрушки есть у тебя дома, как ты с ними играешь, с кем?
1) Составляет рассказ из личного опыта (У меня дома есть машинки. Их много, все машинки разные.  Я ставлю их в гараж);
2) перечисляет игрушки;
3) называет одну игрушку.
Критерии оценки ответов:
1 вариант ответа (полный) – 2 балла
2 вариант ответа (не полный) – 1 балла
3 вариант ответа (отсутствие ответа или повторение слова) – 0 баллов
Отвечая на вопросы 3-х заданий, ребенок суммарно дает 12 ответов, в результате чего можно определить уровень развития активного словаря.
Критерии определение уровня
Высокий уровень – 20 - 24 балла
Средний уровень - 19 - 12 баллов
Низкий  - 11 баллов и менее
Практическая работа с детьми по развитию словаря
с использованием дидактических игр
 Задачи:
1.         Разработать комплекс мероприятий по развитию словаря детей четвертого года жизни на основе использования дидактических игр.
2.         Апробировать разработанный комплекс в совместной деятельности воспитателя и детей.
3.         Осуществлять индивидуальную работу с детьми с учетом данных констатирующего эксперимента.        
Были отобраны дидактические игры, нацеленные на активизацию словаря дошкольников. Выбор использованного материала для дидактических игр складывался за счёт задач словарной работы, с учётом активизации у детей глаголов и прилагательных. 
            В своей работе мы использовали дидактические игры для развития словаря дошкольников, разработанные А.К. Бондаренко и О. С. Ушаковой.
Комплекс дидактических игр:
Игры по теме "Игрушки":
"Чудесный мешочек"
"Найди игрушку"
"Чего не стало?"
 Игры по теме  "Одежда":
"Кукла Маша проснулась"
"Кукла Маша идёт на прогулку"
"Найди пару"
 Игры по теме "Посуда":
 "Кукла Маша обедает"
"Подбери посуду для куклы"  
"Узнай посуду по описанию" 
Тема " Одежда"
Дидактическая игра "Кукла Маша проснулась"
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: майка, трусики, футболка, колготки, юбка, пижама.
2. Игровая задача: Выбрать одежду и одеть куклу после сна.
3. Оборудование: Куклы. Одежда кукол.
4. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть и раздеть куклу, называет предметы одежды. Дети упражняются в одевании куклы.
 
Дидактическая игра "Найди пару"
1. Дидактическая задача: Активизация словаря за счет слов: красная, зеленая, синяя, юбка, платок, кофта.
2. Игровая задача: Найти предмет одежды, который назвал воспитатель.
3. Оборудование: Кукольная одежда разных цветов.
4. Ход игры:  Воспитатель называет предмет одежды, нарисованный на его карточке (кофта синяя) и предлагает детям показать предмет.
 
Дидактическая  игра: "Кукла Маша идёт на прогулку"
1. Дидактическая задача:  Активизировать в речи детей существительные  (названия предметов одежды) и прилагательные (тёплая, меховая, тонкая и т.д.)
 2. Игровая задача: Подобрать правильно одежду и одеть куклу.
 3. Оборудование: Кукла. Одежда для куклы.
 4. Ход игры: Воспитатель предлагает одеть куклу на прогулку осенью, зимой, весной, летом.
Тема   "Игрушки"
 Дидактическая игра "Чудесный мешочек"
(может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
1. Дидактические задачи: Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
2. Игровая задача: На ощупь определить какая игрушка и описать её.
3. Оборудование: Мешочек, игрушки.
4. Ход игры: Обыгрывание мешочка. Доставание предметов и их рассматривание, сопровождающееся характеристикой их внешнего вида, частей, назначения, признаков.
Определение предметов (помещены снова в мешочек) на ощупь, их называние и описание.
 
Дидактическая  игра: "Найди игрушку".
1. Дидактическая задача: развивать умение детей узнавать предметы характерным признакам; закреплять умения употреблять имена    существительные, глаголы, прилагательные.
2. Игровая задача: Узнать игрушку по описанию.
3. Оборудование: Игрушки.
4. Ход игры: Воспитатель называет характерные признаки игрушки, а ребёнок должен узнать эту игрушку.
   
Дидактическая  игра: "Чего не стало?".
1.  Дидактическая задача: Упражнять в образовании существительных в форме родительного падежа, единственного числа; активизировать словарь; развитие памяти и внимания.
2. Игровая задача: Отгадать, какую игрушку убрал воспитатель.
 3. Оборудование: Игрушки.
 4. Ход игры: На столе выставляются игрушки (до 5). Дети вместе с воспитателем рассматривают их, называют каждую игрушку. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза и убирает одну игрушку. Дети открывают глаза и отгадывают игрушку которой, которой нет на столе.
 
Тема "Посуда"
Дидактическая игра "Накроем стол к чаю".
1. Дидактическая задача:  Активизация словаря за счет слов: хлебница, чашки, блюдца, чайные ложки.
2.  Игровая задача: Накрыть стол к чаю для гостей.
3. Оборудование: Кукольная посуда, кукольный стол, кукла, мишка, зайка.
4. Ход игры:  Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?
Дидактическая игра "Чего не стало?"
1. Дидактическая задача:  Активизация словаря за счет слов: большая, маленькая ( чашка), красное, синее (блюдце).
2. Игровая задача: Определить и назвать, какой посуды нет.
3. Оборудование. Картинки с изображением больших и маленьких предметов посуды.
4. Ход игры.  Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров.
Дидактическая игра  "Подбери посуду для куклы"
1. Дидактические задачи: Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).
2. Игровая задача: Подобрать правильно посуду.
3. Оборудование: Куклы: повар, няня, девочка. Посуда для кукол.
4.Ход игры: Дети рассматривают кукол: повара, няню и девочку. Беседуют о том, какая посуда нужна для работы повару, няне, и какая девочке для угощения чаем. Затем дети отбирают посуду и относят на «кухню», в «столовую».
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.  
Проверка эффективности проделанной работы
Для определения эффективности проделанной работы нами был использован тот же диагностический материал.
Анализ результатов обследования состояния развития словаря показал, что после целенаправленной и систематической работы в группе возросло количество детей с высоким и среднем уровнем состояния словаря.
            Сопоставляя итоги, можно сделать вывод, что дидактические игры оказывают воздействие на развитие словаря у детей младшего дошкольного возраста.
            При сопоставлении очевидно, что лексикон дошкольников существенно повысился и обогатился. Дети больше начали применять в своей речи существительные, прилагательные и глаголы.
            Ребенок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»