Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Методический материал рекомендации для родителей дошкольников

Как и чему учить ребенка до школы

Каукина Эмма Леонидовна
Нужна ли специальная подготовка детей к школе или достаточно того, что осваивает, узнает ребенок в общении с взрослыми и сверстниками, что наблюдает вокруг? Нужны ли специальные занятия, группы по подготовке к школе, прогимназии и т.д.? Все это не праздные вопросы, т.к. за последнее десятилетие появилось много пособий для детей и родителей, воспитателей и педагогов по подготовке к школе, создаются группы, студии, дошкольные классы. Появилось много преподавателей, предлагающих любые занятия: «Учу иностранному языку с 2-х лет», «Научу быстро читать и писать дошкольников», «Комплексная подготовка к школе за 3 месяца», «Ускоренное интеллектуальное развитие детей от 3 до 5 лет». Это реальные объявления, а спектр услуг еще разнообразнее. Но главный вопрос состоит в том, могут ли эти занятия дать гарантию того, что учиться в школе будет легко и просто, что не возникнут трудности и не будет никаких школьных проблем? К сожалению, такой гарантии нет, и многое зависит от того, как ведется подготовка к школе. Формы такой работы могут быть разными. Это может быть группа по подготовке к школе, работающая в школе или в детском саду, или частная группа (на дому у педагога), это может быть индивидуальная работа с ребенком, которую ведет гувернер, это могут быть занятия с мамой или папой, бабушкой или дедушкой. Занятия по подготовке к школе – это система общения, взаимодействия и развития ребенка, включающая чтение книг и прогулки, игры и специальные систематические развивающие занятия. Только такие занятия, содержание которых адекватно определенным задачам, а виды деятельности и требования к ребенку соответствуют возможностям детей, дадут удовлетворение и положительные эмоции, будут способствовать развитию ребенка. Специальные систематические занятия по подготовке к школе целесообразно начинать за год до школы в возрасте 5-6 лет. Это не значит, что до этого ребенок должен «расти как трава», сам по себе. Ребенку необходимо общение, ему нужно читать, рассказывать, объяснять, отвечать на его «почему?» и «зачем?», но не стоит превращать это в уроки, да и специальные занятия раньше 4-5 лет не имеют особого смысла. Специальные занятия нужны не только для того, чтобы дать ребенку какие-то знания, сведения, но и для того, чтобы научить его (именно это сложнее всего) не только играть, когда хочется и в то, что нравится или интересно, но и «заниматься» (хотя форма занятий может и должна быть игровой). Занятия требуют от ребенка определенной организации деятельности, концентрации внимания, учат его выстраивать определенный план своей деятельности, следить за качеством работы, оценивать ее. Но и специальные занятия не должны быть с жесткой структурой по принципу: объяснил – запомнил – отвечай. Если занятия по подготовке детей к школе проводит воспитатель в группе детского сада, то у него разработан календарный план, имеются методические разработки, где включены все образовательные занятия, включая и подготовку детей к школе, а когда занятия организованы дома родителями самостоятельно для индивидуальной подготовки ребенка к школе, то можно рекомендовать следующее: 1-2 занятия 2раза в неделю, продолжительностью каждого занятия до 20 минут, после каждого занятия необходима пауза (10- 15 минут). Во время паузы ребенок должен подвигаться (можно научить его выполнять простейшие упражнения для расслабления мышц туловища, рук, ног, упражнения, способствующие снятию напряжения глаз – так называемая «физкультминутка»). Самостоятельно родителям разработать систему занятий возможно, но довольно сложно. Для такой работы целесообразно использовать специальные комплекты пособий, включающие как методические рекомендации для взрослых, так и развивающие тетради для 2 самостоятельной работы детей, например таких как: Азбука (для подготовки к школе) Безруких М.М., Филиппова Т.А., «Рабочие тетради № 1-4» М.: Ювента, 2005; «Ступеньки к грамоте (тетради 1-5)» тех же авторов – М.:Дрофа, 2008, «Ступеньки к школе» тех же авторов – М.Дрофа, 2006. Лучше использовать комплекты, в которых есть система работы, а не разрозненные тетради. Но даже при отработанной системе подготовки, в работе с каждым ребенком будут свои нюансы, свои особенности. С одним нужно будет больше заниматься развитием речи, с другим – развитием движений, третьего учить самому элементарному – организации внимания. Единого рецепта занятий для всех нет, да и быть не может: с одним ребенком нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить «по минуточкам сидеть и внимательно работать. И конечно, нужно учить детей спрашивать, если что-то непонятно, не бояться просить помощи, если он не знает что делать, не стесняться обращаться к взрослому. Дети должны быть уверены, что их никто не будет стыдить, никто не рассердиться, не унизит обидным «сколько раз можно объяснять». Родителям необходимо об этом помнить и важно найти золотую середину при самостоятельной подготовке ребенка в школу: не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать непосильного только потому, что другие дети уже умеют, дать ему возможность получить удовлетворение от достигнутого, и лишь потом переходить к чему-то новому, более сложному. Родителям нужно усвоить, что у тех детей кто испытал неудачу однажды, снижается желание учиться, пропадает интерес к новому, незнакомому. «Натаскивание», неадекватные требования и нагрузки не просто убивают мотив учения, они провоцируют многие школьные проблемы. Например: курсивное письмо в прописях, которое практикуют многие родители, или связное чтение по слогам, из всего состава посещаемых детей в группу детского сада, могут легко освоить не более 20% детей, для остальных это создание комплекса проблем, с которыми в школе будут «бороться» педагоги, а страдать будет ребенок. Почему? «Каракули», которые закрепятся при письме курсивных букв у дошкольника, никакими уроками чистописания исправить нельзя. Заставляя ребенка читать, если у него не развито зрительно-пространственное восприятие, а оно не развито у большинства детей до 6 лет, вы формируете неэффективный механизм чтения, а иногда нарушение чтения, т.е. провоцируете возникновение школьных трудностей. Конечно, не один родитель не хочет навредить своему ребенку, просто неверная тактика подготовки к школе может привести к нежелательным результатам. Дети-дошкольники очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов. Порой на детские вопросы трудно ответить, порой нет настроения или сил, но, отмахнувшись от них, не ответив раз-два, не стоит удивляться, если ребенок замкнется и перестанет спрашивать. Необходимо найти время не только ответить на вопросы малыша, но и дать ему какое-нибудь задание. Например: в осенний день взрослые собираются с ребенком в лес. Стоит попросить малыша понаблюдать, что изменилось в лесу с лета. Обязательно нужно будет выслушать рассказ, обсудить, похвалить. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа, и в то же время будут расширяться знания об окружающем мире, совершенствоваться речь. При рассказе или ответе ребенком на вопросы, родителям необходимо закреплять правильное и четкое произношение слов, звуков, правильность построения предложений ребенком, причем ответы на поставленные родителем вопросы, которые требуют пространственного ответа, а не «да» или «нет» - все это способствует расширению запаса слов ребенка. Дети к 6-ти летнему возрасту уже имеют определенные понятия о положение предмета на плоскости, знают слова, обозначающие местоположение, и правильно понимают их значение: впереди, сзади, справа, слава, сверху, над, под, за, перед и т.п., но для того чтобы освоить эти понятия, не нужно проводить специальные занятия, гораздо лучше все это закреплять в игре. Играя, можно закрепить и проверить знания ребенка, например: положить игрушку на стол, под подушку, перед лампой, за лампой, у книги, под книгу и т.п. и 3 попросить ребенка сказать, где она находится. Если малыш что-то путает, необходимо спокойно объяснить и повторять время от времени подобные игры. Еще больше простора на прогулке: у дерева, за деревом, под деревом, на дереве. Стоит начать фантазировать вместе с ребенком, и остановиться будет невозможно. Игры с пуговицами (фишками, фигурами) разных цветов и размеров, раскладывания их на чистом листе бумаги, можно сформировать представление ребенка о расположении предметов на разных частях листа (верхний, нижний, правой, левой стороне, правом и левом, верхних и нижних углах, середине листа и т.п.), закрепить необходимые понятия как «верх», «низ», «середина», «справа», «слева». Эти занятия формируют зрительно-пространственное восприятие, необходимое для формирования навыков письма, чтения и счета при подготовке к школе. Вот например, задание-игра: можно разрезать прямоугольник на восемь частей и попробовать из разбросанных в беспорядке треугольников сложить маленькие прямоугольники, а затем сложить из них светофор, раскрасив круги, что пригодятся и для формирования понятий о геометрических фигурах, их сочетаниях и соотношениях. Еще одно задание: собери из треугольников кораблик. При выполнении этих заданий можно дать малышу понятие о целом и части: о круге и половинках круга, о четырехугольнике и его половинках и т.д. Задание можно сформулировать так: «Собери фигуры из деталей». Ребенок до школы должен различать и правильно называть основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, сравнивать и различать предметы по величине: больший, меньший, знать цвета, уметь их различать – эти названия ребенок может усвоить и в обыденной жизни. Так, малыши обычно любят накрывать на стол, расставлять посуду – это повод, чтобы спросить, что такое посуда, потренироваться в определении ее местоположения (тарелка в середине, вилка слева, нож справа, салфетка сбоку, хлебница впереди, солонка за хлебницей и т.п.), можно посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, салфетка прямоугольная или треугольная и т.п.), при этом можно учить ребенка вести диалог, использовать новые слова, сравнивать и классифицировать, запоминать и учиться концентрировать внимание. Для изучения чисел и цифр можно использовать и специальные занятия, и прогулки («Сколько ступенек, автобусов, деревьев?»), поход в лес. Важно сформировать понятие о числовом ряде, о значениях «больше», «меньше», «равно», но не стоит стремиться учить ребенка считать сотни, тысячи, вполне достаточно счета в пределах десяти, двадцати. Эти задания, как и многие другие, можно использовать для формирования представлений ребенка о числе (количестве) и цифрах, обозначающих количество. Считать можно все и везде. Умение правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные линии (отличать правый и левый наклон), соблюдать соотношение штрихов и положение фигур между собой будет необходимо ребенку при освоении навыка письма. Самый эффективный способ научить этому ребенка достаточно прост. Это копирование простых геометрических фигур и их сочетаний. При выполнении любых графических заданий (раскрашивание, штриховке, копировании) необходимо обратить внимание на правильное положение ручки, карандаша, тетради. Важно научить ребенка правильно сидеть во время выполнения работы, особенно при рисовании. Вот несколько правил, как правильно сидеть за столом: 1. Спина прямая; 2. Голова чуть-чуть наклонена; 3. Руки на столе; 4. Ноги согнуты под прямым углом и стоят на полу; 5. Свет у праворукого ребенка падает слева, у леворукого – справа; 6. У праворукого ребенка тетрадь наклонена влево и лежит перед ребенком. У леворукого тетрадь наклонена вправо и сдвинута к левой руке; 4 7. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не опирался о край стола грудью и не наклонялся низко, не подкладывал под себя ногу – это один из показателей утомления ребенка при работе с тетрадью, при чтении; 8. Очень важно еще до школы научить ребенка правильно держать ручку, карандаш, не сжимая крепко пальцы, тремя пальцами на расстоянии 1,5 - 2 см от кончика ручки или карандаша. При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность (качество) выполнения, необходимо соблюдать ряд правил: 1. Продолжительность работы – 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если ребенок не отказывается, еще 3-5 минут работы. 2. Не рекомендуется переходить к более сложным заданиям, если не освоены простые (линии должны быть четкими, ровными, движения уверенными). 3. Перед началом каждого занятия следует объяснить ребенку цель занятий: «Мы будем учиться рисовать фигуры определенной величины, формы (или печатные буквы)». 4. Прежде всего, ребенок должен научиться писать ровные прямые штрихи разной высоты, располагать их в строке (большой и маленькой), писать полуовалы и овалы, короткие и длинные линии при передвижении руки вдоль строки. Шести-семилетнему ребенку гораздо проще провести длинную линию, чем короткую, а тем более начать и закончить ее в определенной точке. Поэтому особое внимание следует обратить на точку начала движения («начинаем отсюда») и направление движения – стрелочку («ведем руку сюда») и точку окончания движения. 5. После завершения каждого движения нужно научить ребенка расслабить руку, пальцы. 6. Для таких занятий можно использовать специальные тетради: Азбука письма Безруких М.М. – М.: Дрофа, 2006; Учимся писать буквы того же автора – М.: Ювента, 2007. Многим дошкольникам очень хочется научиться писать буквы. Можно учить их писать печатные буквы в большой строке, четко, правильно, соблюдая размер и соотношение штрихов. Способность ребенка правильно писать печатные буквы – один из этапов подготовки к письму, который могут освоить дошкольники. Самым сложным при письме букв является выполнение правильных овалов. При письме овалов необходимо обратить внимание на завершенность этого элемента – точка начала и окончания движения – это одна точка. Но родителям следует помнить, если ваш ребенок не научился правильно держать ручку, не умеет писать четкие ровные штрихи разной величины, направление штрихов, полуовалы и овалы, не соблюдает пропорции, размеры, есть зеркальные варианты письма, а это - несформированность зрительно-пространственного восприятия, не следует начинать обучение письму букв и чисел. Словообразование – один из этапов речевого развития детей, они делают это интуитивно. Интересно обсудить: почему сахарница, мыльница или вешалка так называются. Любой поход в магазин или на рынок – повод для разговора об овощах, фруктах. Их можно сосчитать, определить цвета, форму, находить сходства и различия. Такие «занятия» можно проводить где угодно и с чем угодно, было бы желание. Имеет смысл объяснять ребенку только самое существенное и больше спрашивать. Дети очень любят, когда их спрашивают, как взрослых: «Как ты думаешь? Почему это так? Интересно, что это?». Сейчас издается много разнообразных альбомов для раскрашивания с изображениями овощей и фруктов, цветов и птиц, домашних и диких животных и многое другое, этот материал можно с успехом использовать не только для раскрашивания. Он пригодится и для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать предметы, находить их сходство и различия. Можно сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные и т.д.). А потом поиграть: «Кто быстрее 5 выберет фрукты?» или «Кто найдет больше диких зверей?» впрочем, вариантов игры может быть много. Все это способствует развитию внимания и восприятия, речи и памяти, мышления и воображения. Для развития ребенка-дошкольника в совершенствовании речи имеет смысл организовать игры «в слова», т.е. разбивать слова на звуки, складывать из звуков слова, выделять слова с определенными звуками, например: «Попробуй найти пять названий игрушек, в которых есть звук «Л» (ложка, лейка, кастрюлька, колечко, лото). Можно выделить любой звук, но чаще тот, который ребенок хуже узнает или произносит, или (это сложнее) какие-то звуки в начале, конце, середине слов. Важно научить ребенка подчеркивать нужный звук голосом, растягивая его. Старшие дошкольники внимательны к звуковой стороне мира, любят подражать жужжанию мухи, скрипу двери, кваканью лягушки – всему, что звучит, - живому и не живому. Это можно использовать для множества веселых и полезных забав, читая вслух стихи, сказки, рассказы. Например, следующее стихотворение показывает, как «играют» звуки, что даже один звук способен изменить смысл слова (в скобках правильная буква): Это дым. А это дом. В этом доме Мы живем. Рядом п(р)ечка, лес и поле. В п(р)ечке я купаюсь вволю. А на р(п)ечке баба Т(П)оля Варит кашу деду П(Т)оле Я еще вам расскажу. Нарисую, напишу. Но сейчас уже спешу. Ждет меня подруга К(О)оля И дружок мой верный (К)Оля. Деда П(Т)оля шлет привет. Баба Т(П)оля ждет ответ. Я целую п(м)аму, м(п)апу. Ну а Тиму жмите п(л)апу. Такое стихотворение учит ребенка не просто слушать, но быть внимательным, учит думать, анализировать, определять, в чем несоответствие, ошибка. Это стихотворение можно использовать не один раз, выделяя новые задачи, формируя речь и внимание, память и мышление. Трудные для произношения звуки обычно сразу «не поддаются», их надо повторять снова и снова. Родителям следует помнить, что эта работа требует терпения. Даже если ребенок правильно произносит все звуки, для дальнейшего обучения грамоте ему необходимо уметь выделять и различать звуки, проводить звуко-буквенный анализ. Внимание к звуковому анализу слов может предупредить многие трудности в процессе обучения и помогает выявить несформированность или нарушения фонетико-фонематического восприятия. Рекомендуется начинать с простых трехзвучных слов (дом, лес, год и т.д.), «играть», выделяя первый, второй, третий звук, подбирать слова, которые начинаются с определенного звука. Такие игры можно проводить на прогулке, во время поездки в транспорте и просто сидя на диване. Можно использовать для таких игр детское лото, книжки-раскраски, любую азбуку. В тех случаях, когда ребенок «путает» звонкие и глухие согласные, шипящие и свистящие, не «слышит» гласные звуки, необходимо обратиться к логопеду. Родители часто сетуют на то, что ребенок не умеет рассказывать – ни об интересной поездке, ни о вчера прочитанной сказке, ни о мультике. Способность рассказывать, умение рассказать самое главное, найти необходимые слова не возникают сами по себе. Этому также 6 нужно учить ребенка, больше беседовать на разные темы, учить подбирать нужные слова, фразы, предложения, выстраивать и удерживать в памяти логику рассказа, составлять связный короткий рассказ. Для развития координации движений пальцев, кисти, всей руки подходят любые игры с мелкими деталями (пуговицами, мозаикой, конструктором), хорошо развивают эти движения завязывание и развязывание узлов, бантов. Формирование зрительно-пространственного восприятия – не менее важная задача при подготовке к школе, чем развитие речи, моторики и других функций. Для этого также не обязательны специальные занятия, гораздо легче все формируется и закрепляется в процессе игры, на прогулке, в быту. Например, можно собрать во время прогулки веточки с листьями разных деревьев – клена, дуба, березы, тополя и др., а потом разобрать, какой они формы, как расположены листья на ветке. Можно разрезать лист на две части (вдоль и поперек) и наклеить каждую часть на лист бумаги, чтобы ребенок дорисовал правую или левую часть листа, верхнюю и нижнюю. Хорошо развивает пространственное восприятие складывание разрезных картинок, выкладывание узоров или фигур из мозаики. При этом важно разъяснить ребенку задание, удостовериться, что он его правильно понял, что-то подсказать на примере, чтобы ребенок работал осознано, а не методом «проб и ошибок». Пожалуй, самый дискутирующий вопрос при подготовке детей к школе – нужно ли учить читать? Важно отметить основное – чтение требует хорошего развития внимания, зрительно-пространственного восприятия, памяти, речи и других функций. Сам процесс чтения очень сложен, а навык чтения формируется медленно, долго и совсем не прост для большинства дошкольников. Ребенка-дошкольника нельзя заставить читать, если он не может, но нужно готовить к чтению. Подготовка к чтению должна быть многосторонней и включает: развитие речи, артикуляцию упражнения, тренировку внимания и памяти, зрительного и пространственного восприятия. Хороший эффект дают систематические занятия, на которых используются методические пособия с рекомендациями, см.выше. Нередко родители задают вопрос: «Как развивать внимание, память и мышление ребенка при подготовке к школе? Нужны ли для этого какие-то специальные упражнения, задания?». Фактически любые занятия помогают развивать и память, и мышление. Например, фиксируя внимание ребенка, когда необходимо запомнить изображение фигуры, а потом по памяти ее нарисовать, или запомнить схему, которую нужно выложить из деталей конструктора или мозаики (это примеры тренировки и внимания, и зрительной памяти, и организации деятельности). Восприятие, внимание, память – все эти познавательные процессы совершенствуются в ходе развития дошкольников, и вместе с ними совершенствуется мышление. В старшем дошкольном возрасте мышление переходит на новую ступень развития: наряду с расширением круга представлений об окружающем мире, явлениях и процессах, отношениях людей, событиях перестраивается умственная деятельность. Ребенок начинает осмысленно относиться к явлениям и событиям, анализирует причинно-следственные связи, учится рассуждать и делать правильные выводы. Десять советов родителям 1. Не следует заниматься, если ребенок активно отказывается от занятий (стоит отнестись внимательно к такому отказу и разобраться в причинах). 2. Важно помнить: ребенок не может сразу включиться в работу, поэтому стоит предусмотреть время (минут 10) для подготовки к занятиям. Можно использовать это время для подготовки того, что необходимо для занятия, организации рабочего места и т.д. Некоторые дети долго раскладывают тетради, карандаши, фломастеры и т.д., несколько раз все перекладывают. Взрослых это, как правило, раздражает, но ребенку такое «вырабатывание» необходимо. 7 3. Любое занятие нужно начинать с того, что ребенок уже знает, умеет, что у него хорошо получается. Необходимо создать положительный настрой, это помогает ребенку включиться в работу. 4. Любое задание необходимо не только объяснить, но и показать последовательность действий и весь ход их выполнения. В объяснении не должно быть ни одного непонятного слова. В этом возрасте любое слово, точный смысл которого ребенок не знает, может допустить ошибку. 5. Если задание не понятны ребенку, нужно спокойно, без раздражения, терпеливо объяснить и показать все еще раз. Не следует укорять, отчитывать, ругать ребенка за непонимание. Это вина не ребенка, а взрослых, не умеющих объяснять! 6. Переходить к более сложному заданию можно только после того, как без затруднений выполняется более простое задание. Усложнение должно быть постепенным, без скачков и резкого изменения сложности заданий. 7. Необходимо несколько раз закрепить полученные знания, практические действия в самостоятельных формах работ, а затем время от времени в ходе занятий возвращаться к тому, что уже освоено, используя другие виды деятельности. 8. Важно помнить, что занятия с ребенком – не уроки, поэтому не может быть занятий по письму или математике. Это должны быть комплексные, систематические занятия, на которых идет формирование познавательной активности и развитие интеллекта, совершенствование движения и речи, памяти и внимания и т.д. Таким образом, идет подготовка и к письму, и к чтению, и к математике. 9. Не следует заканчивать занятие в ситуации неудачи (ну, ладно, хватит на сегодня, все равно у тебя не получится). Найдите, за что похвалить ребенка на каждом занятии. 10. Разговаривайте с ребенком спокойно, доброжелательно, будьте терпеливы. Выработайте четкие требования и правила работы, следуйте им. Поощряйте вопросы ребенка, старайтесь отвечать на них. Играйте, шутите, смейтесь вместе с ребенком. Занятия должны быть радостью, а не тяжким трудом.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»