Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Конспект организованной образовательной деятельности
по познавательному развитию в старшей группе с использованием ИКТ

Сказочная Гжель

Козенко Ирина Александровна,
воспитатель 1 КК, ГБОУ школа №655 отделение ДОД
 
Цель: формирование  у детей интереса к народному декоративно-прикладному искусству, способствующего  развитию эстетического вкуса детей, пониманию  прекрасного.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи;
-учить выделять основные элементы гжельской росписи;
-продолжать знакомство с русскими народными промыслами;
-учить детей определять их сходство и различие;
-расширить и активизировать словарь по данной теме (фарфор, гипсовая форма, кобальтовый раствор, обжиг, шлифовка)
-учить работать в команде, в парах;
-развивать логическое мышление, сообразительность;
-способствовать развитию эстетического вкуса и фантазии;
-воспитывать чувство гордости за талант своего народа.
Необходимый материал: технические средства оснащения (ноутбук, проектор, диск со спокойной русской народной  музыкой), презентация «Сказочная Гжель», кисточка, белая и синяя краски, кусочек белой глины, вода, белая тарелка; кружка и тарелка (расписанные гжельской росписью), волшебный мешочек, разрезные картинки, часы.
Предварительная работа: знакомство с гжельским промыслом, складывание разрезных картинок «Гжельские узоры», «Дымковские игрушки», «Веселый Городец», разучивание детьми вместе с родителями небольших текстов для описания презентации «Сказочная гжель».
Ход занятия:
1. Приветствие.
Воспитатель говорит:
Ребята, подойдите все ко мне, становитесь в круг. У вас хорошее настроение? И у  меня отличное настроение! Давайте поприветствуем друг друга:
Собрались мы дружно в круг
Ты - мой друг и я твой друг.
Вместе  за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
2. Сюрпризный момент.
Воспитатель:
Представляете, я сегодня пришла в детский сад и обнаружила под дверью мешочек. Здесь  что-то написано. Может мне кто-то поможет прочитать? Еще почему-то на мешке ромашка и пчелка (детский сад «Ромашка», группа «Пчелки»). Ребята, а мешочек-то не пустой, в нем кажется что-то лежит. Хотите в него заглянуть? (ответы детей).
Разделитесь на две команды, организуйте два круга: команду девочек и команду мальчиков. Девочки по очереди будут вынимать предметы из мешка, а мальчики будут их называть.
Предметы: кисточка, белая краска, синяя краска, белая глина (глину дети могут потрогать), белая тарелка, чашка с гжельской росписью, салфетка гжель, вода.
Девочки по очереди достают предметы, кладут на стол. Мальчики называют эти предметы.
Воспитатель:
Как  вы думаете: о чем мы с вами сегодня будем разговаривать? (варианты детей - о гжельской росписи).
Правильно, ребята. Сегодня я вам предлагаю отправиться в необычное путешествие:  в мир доброты, красоты, в мир удивительных творений народных мастеров! Присаживайтесь на свои места.
Дети садятся за свои столы (по 4 человека - одна пара напротив другой).
Дети (имена) вместе со своими родителями подготовили для вас интересный рассказ о  гжельской росписи. Выходите, ребята, ко мне. Мы начинаем!
3. Презентация «Сказочная гжель»: дети описывают слайды.
Недалеко от Москвы протекает удивительно красивая речка под названием Гжелка. А на берегу этой речки располагается деревушка, которая так и называется - Гжель. Деревня эта знаменита на весь мир (слайд №1 – изображение деревушки Гжель).
Давным-давно жили там смелые да умелые веселые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им людей порадовать, край свой прославить. Думали-думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из нее разную посуду , украшая  узорами   цвета синего неба. Прошло много лет, а гжельская роспись и сейчас притягивает наш взор (слайд №2 – изделия мастеров).
Прошло много времени с того момента, когда была придумана гжельская роспись. Мир изменился: появились новые технологии, новое оборудование. Как же сейчас рождается гжель?
Глину смешивают  с водой и получают   раствор (жидкую фарфоровую массу). На специальном гончарном круге изготавливают  гипсовую форму, и этот раствор заливают  в форму. Постепенно раствор застывает.  Изделие достают  из формы и шлифуют. Затем его отправляют в печь на обжиг
(слайд 3- поэтапный процесс изготовления изделий).
Затем изделие расписывают. Это делают вручную, поэтому все изделия уникальны, неповторимы. На каждом изделии мастер ставит свою подпись. Так тарелка или кувшин становятся авторским произведением искусства (слайд 4- мастера за работой).
Интересно, что рисунок на изделие наносится специальным раствором (кобальтовым раствором) темно-серого цвета. Затем изделие повторно отправляют в печь. После этого рисунок становится насыщенно-синим. Каждый мастер старается всех порадовать и чем-то удивить. Изделия получаются  очень разнообразными: чашки, сахарницы, самовары, статуэтки, игрушки, часы, вазы (слайд 5 - изделия).
Чтобы изделия еще ярче были, мастера рисуют  на них узоры из цветов, капелек, сеточек, точек и бордюров. Самым любимым узором мастеров является гжельская роза. Они даже название ей придумали – Агашка (слайд 6 – элементы росписи).
4. Физкультминутка.
Теперь, ребята, предлагаю вам немного отдохнуть. Задвигайте стульчики и становитесь рядом со своими столами.
Вот большой стеклянный чайник,
Очень важный как начальник.
(дети одну руку поставили на пояс, другую изогнули)
 
Вот фарфоровые чашки,
Очень хрупкие, бедняжки.
(руки прижали к щекам, наклоняем голову вправо, влево)
 
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни – разобьются.
(дети кружатся, рисуя руками круг, топают ногами)
 
Вот серебряные ложки,
Голова на тонкой ножке.
(потянулись, сомкнули руки над головой)
 
Вот пластмассовый поднос,
Он посуду нам принес.
(вытянули руки вперед, походили на месте)
 
5. Игра «Собери узор».
Воспитатель:
Предлагаю вам еще немного поиграть. Сядьте ровно на стульях, я включу музыку и раздам вам конверты с разрезными картинками. Собирать их вы будете с товарищем, который сидит рядом. По моему сигналу вы достанете из конвертов картинку и начнете ее собирать. На это я даю вам две минуты. Время пошло.
Дети открывают конверты, собирают картинки под музыку.
У пар, которые сидят за одним столом, картинки разных народных промыслов.
6. Усложнение ситуации.
Картинка не собирается. Один элемент в каждой паре не подходит, так как это другой народный  промысел.
Воспитатель:
Почему же вы не смогли собрать картинки?
Как вы догадались? (цвет, элементы росписи, материалы). Посмотрите внимательно на картинки, которые у ваших противоположных пар? Может недостающий вам элемент у них? (Дети собирают картинку и описывают характерные особенности своего промысла).
Посмотрите, какая красота у нас получилась.
7. Рефлексия.
Ребята, вам понравилось играть? А что больше всего понравилось? Посмотрите, сколько мы всего с вами успели: и волшебный мешочек открыли, и поиграли, и музыку послушали.
Кто молодцы? Мы молодцы!

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»