Познавательно-исследовательская деятельность
как направление развития личности дошкольника
Козенко Ирина Александровна,
воспитатель 1 КК, ГБОУ
воспитатель 1 КК, ГБОУ
школа № 655 отделение ДОД
Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В.А.
Мир природы удивителен. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами разных загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Василий Александрович Сухомлинский справедливо считал необходимым вводить малышей в окружающий мир, чтобы они каждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был « путешествием к истокам мышления и речи – к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.
Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось
еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал.
Сухомлинский В.А.
К 5-7 годам у детей складываются определенные представления о физических явлениях: о движении, электричестве, теплоте, магнитах, некоторых явлениях оптики и т.д. Это не удивительно. Компьютер, телевидение, технические игры и игрушки – вот источники этих представлений. Но если взрослым не ставится задача объяснить физические явления, дать им истолкование, понятия детей о них не могут быть достаточно правдивыми и точными.
Сегодня с введением и реализацией ФГОС дошкольного образования особое внимание обращается на развитие личности ребенка, его способностей, умение самостоятельно усваивать знания в процессе деятельности и применять их в жизни. Значительную роль в этом играет познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, проходящая в форме экспериментов: дети преобразуют объекты, выявляя скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие действия превращаются в формы поисковой деятельности. Но как развить поисковую активность и познавательную мотивацию дошкольников? На мой взгляд, более эффективно они развиваются, когда экспериментирование основано на принципах проблемного обучения
В том году в начале учебного года я провела мониторинг развития познавательной деятельности у детей своей группы и выявила следующие проблемы: дети не проявляют достаточной активности в самостоятельном поиске ответов, испытывают затруднения в умении строить догадки, рассуждать и делать предположения. Поняла, что невозможно внедрить новую форму организации детей без предварительной работы, то есть без проведения исследовательской деятельности. Мною были определены следующие задачи:
- изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
- выявить педагогические приемы, определяющие эффективность исследовательской деятельности дошкольников;
- развивать умение детей действовать в соответствии со структурой организации эксперимента: ставить цель, выявлять проблему, выдвигать гипотезы, обнаруживать несоответствие результата и цели, координировать свою деятельность.
Главное – увлечь, «заразить» детей и показать им значимость их деятельности, вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в делах своего ребенка. Спланировала совместную работу с родителями. Объяснила им важность этой работы для развития детей, познакомила с типами исследования, содержанием и приемами работы в процессе семейного воспитания. Совместно с детьми провела ряд экспериментов, в результате которых мы выяснили причины возникновения статического электричества, его проявления. Также изучили свойства магнитов (магнитные силы проходят через воду, металлические предметы притягиваются к магниту), свойства воздуха, песка, глины, воды, снега и льда. Родители прошли посвящение в главных помощников юных исследователей, познакомились со структурой проведения эксперимента. Для них было проведено занятие «мастер-класс» по теме: «Мы - исследователи».
Второй этап складывался из самостоятельной исследовательской деятельности детей с целью стимулировать познавательные интересы через пополнение предметно-пространственной среды, формировать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, затем и самостоятельно. Развивать умение мотивировать свою деятельность. Для реализации этих задач в группе оборудовали уголок «Хочу все знать» и «Клуб Почемучек», сделали подборку энциклопедической и научно-популярной литературы. Предметная среда доступна для самостоятельной деятельности. В группе находится коллекция семян, плодов, сухих листьев и почвы (чернозем, глина, камни, песок). Есть картинки растений, животных, видов транспорта, видов профессий, видов строительных сооружений и иллюстраций пейзажей времен года. В группе есть необходимое для исследований оборудование: пластмассовые колбочки, пипетки, мерные ложки, емкости для воды, магниты, фильтры и др. Совместно с детьми мы стали создавать папку «Это интересно». В нее дети самостоятельно вкладывают занимательный материал из детских журналов, свои фотографии с комментариями, сделанные с помощь родителей, рисунки. Каждый ребенок старается внести что-то интересное, нужное для своих сверстников. Повысилась самостоятельность, а главное – интерес к познавательной деятельности. Вместе с детьми мы определили основные правила организации исследовательской деятельности:
1.Проблема выявляется и ставится детьми самостоятельно («Почему снег не замерзает?», «Что будет, если?..» и т.д.).
2.Гипотезу, а также способы ее проверки, дети формулируют и выбирают сами.
3.Экспериментирование организуется как активная деятельность детей.
4 Результаты эксперимента фиксируются в рисунках, схемах, моделях.
В этом году результаты мониторинга познавательного развития детей подтвердили успешность проведенной работы: они отвечают на разнообразные вопросы, умеют рассуждать, объяснять свои действия. Для решения проблемных задач используют разные типы исследования (путешествие по карте, во времени, коллекционирование, опыты). Опытом своей работы я делилась с педагогами своего сада и района. Проводила «мастер-класс» по данной теме «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников».