Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Дидактическая игра лото-паззл «Русские росписи»

Свиридова Наталья Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад № 9
Выборгского района Санкт-Петербурга

Постановка проблемы:
Декоративно-прикладное искусство – уникальный мир духовных ценностей. Это тот корень, который питает все дерево культуры общества. Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им освоить обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Воспитывающее влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно.
Знакомство с мастерством народных умельцев и с фольклором позволяет детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. По мнению О.А. Скорлуповой,
 
Главными для осуществления данного знакомства являются задачи:
1. Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства; понимание его особенностей; желания знать искусство местного края.
2. Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование обобщённых знаний и умений:
- умение различать стили наиболее известных видов декоративной росписи (хохломской, дымковской, Городецкой, жостовской, знать виды декоративно-прикладного искусства своего региона.);
- освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции.
4. Умение создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
5. Воспитание активности. Самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров.
Первая, вторая и третья задачи предусматривают ознакомление детей с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства, его характерными признаками – материалом, особенностями росписи, историей промысла.С этой целью устраиваются выставки, проводятся занятия, детям предлагаются дидактические игры.
Четвёртая и пятая задачи предусматривают обучение детей приёмам декоративного рисования. Задача воспитателя приобщение ребёнка к истокам народного искусства, в результате которого дети, усвоив некоторые навыки, могут составить узор и почувствовать радость народного творчества.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Я предлагаю в качестве одного из элементов ознакомления детей с видами народного декоративно-прикладного искусства с дидактическую  игру, поскольку дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения дошкольников, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка.
Сейчас в продаже появляются различные игры, пособия по декоративно-прикладному искусству, однако не все они полностью соответствуют поставленным задачам и не включают в себя региональный компонент. Поэтому я изготовила и использовала в работе с детьми данную игру. Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но отдельные элементы можно вводить и в младшем возрасте.
Цель игры: уточнить и закрепить представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве и художественных элементах отдельных его видов.
Материалы: 11 фанерных листов формата А4, распечатки, акриловые краски, грунт, морилки, лак паркетный матовый, лак акриловый с воском.
Для лото-пазлов использованы мотивы русских росписей: филимоновская, дымковская, городецкая, гжель, хохлома (в соответствии с программой "От рождения до школы"); мезенская, ракульская, борецкая, Полохов-майдан (дополнительно); санкт-петербургская, волховская (региональный компонент).
Изготовление: составление мотивов в фотошопе, изготовление "поля" в технике декупаж (наклеивание изображения на лак лицом вниз, после высыхания скатывание бумаги, закрепление акриловым лаком, обратная сторона окрашена морилками по дереву и покрыта акриловым лаком, лазерная резка.
Листы лото с мотивом вводятся по мере освоения детьми видов росписей в комплексе с проведением НОД по отдельным видам декоративно-прикладного искусства, организацией выставок, рассматриванием альбомов, другими дидактическими играми и т. д.
Начинаем знакомство с народной игрушкой с первой младшей группы. Дети учатся собирать матрешку. Узнают филимоновскую игрушку. Малыши могут расписать филимоновского коня или котика полосками. Это можно сделать не только кистью, но и пальчиками, и ватной палочкой. А так же собрать пазл с элементами росписи.
Во второй младшей группе дети хорошо воспринимают дымковскую игрушку, с удовольствием рассматривают, свободно определяют предметы и выделяют элементы росписи: полосы, круги, точки и кольца. Мы вводим пазл с дымковской росписью.
 
В средней группе начинается непосредственное обучение декоративному рисованию. Для игры можно дать филимоновскую, дымковскую роспись и Полохов-майдан.
В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету.
В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Мы знакомим детей с  городецкой росписью, гжелью, дополнительно можно познакомить с мезенской росписью,  и в качестве регионального компонента показать санкт-петербургскую роспись. Пазлы с этими видами росписи вводятся в игры детей.
В подготовительной группе детям предлагаются новые формы - прямоугольник и многоугольник и различные плоскостные формы предметов - вазы, кувшины, чашки, рукавички, шапки и т. п. Усложняется и понятие о симметрии. Кроме расположения одинаковых форм направо и налево, дети знакомятся с зеркальным отражением, где части узора соответственно меняют свое положение. Мы знакомим детей с видами хохломской росписи, дополнительно с северодвинскими росписями( ракульская, борецкая) и, в качестве регионального компонента,  с волховской росписью. Кроме того дети уже овладели приемами разных видов настольных игр и могут как с воспитателем, так  впоследствии и самостоятельно использовать игру как лото.

Литература:
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. - М : Скрипторий, 2003.
 



You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»