Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи детей раннего возраста посредством использования
малых фольклорных жанров

Ходневская Светлана Васильевна,
воспитатель ГБДОУ №113 Санкт-Петербурга
 
Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не сточки зрения его несовершенства. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Начинать следует с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Было бы ошибкой предполагать, что речевые и познавательные способности приходят к ребенку спонтанно, сами собой. Необходимы определенные условия. Общение взрослого с ребенком во всех сферах, видах деятельности и как следствие-доверие малыша к взрослому, готовность с ним говорить. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста. Высокая культура речи взрослых: родителей, близких людей. Содействие развитию слуха и речевого аппарата как основы развития речи детей. Обеспечение взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок. Каждый год ко мне в группу приходят новые дети. Эти крохи делают свои первые, неуверенные шаги в мир, где все новое, неизведанное, а потому таящее угрозу, где в первый раз происходит разлука с мамой. Перед педагогом стоит трудная задача: как добиться доверия, понимания, а потом и любви этого маленького человечка? И к нам на помощь приходят потешки, прибаутки, колыбельные, сказки, создававшиеся русским народом в течение веков и вобравшие в себя всю его мудрость, доброту, нежность и любовь к детям. Малыш еще и слов не знает или знает их мало-колыбельная песня завораживает его своей музыкальностью, образностью, ритмом, нежностью. Малыш делает первые шаги, агукает, потягивается, плачет, радуется - пестушка помогает ему осваиваться в мире, который ему еще совсем не понятен. Они развлекают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым, подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах деятельности, а главное в речевом развитии. В потешках и сказках и сказках отражена сущность раннего детства: видеть мир таким, каким он предстает перед взором малютки без лукавства и фальши. Малые фольклорные произведения-это удивительное ожидание радости, добра и только добра. В них заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи. Сами же тексты как бы оберегают ребенка, как бы говорят: ребенок мал, но не глуп, ребенок беспомощен, но в нем сила роста. Ненавязчиво, без грубого дидактизма потешки и сказки учат ребенка тому, что от него ожидают. В них без особого назидания даются нормы поведения, которые ребенок осваивает под влиянием собственных положительных эмоций, которыми пользуется в жизни. Использование потешек и сказок в процессе детской жизнедеятельности, включение их в разнообразные режимные моменты, благотворно влияют на общение взрослого и ребенка, понимание речи, произнесение отдельных звуков, слов, дальнейшее развитие речи. Детям уже хорошо известны такие потешки: «Водичка, водичка», «Расти коса до пояса», «Киска, брысь!» Старшие дети договаривают некоторые слова, младшие дети показывают героев потешек на картинках. Использование русского фольклора следует рассматривать как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Привнесение настроения затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чём приоритет фольклорного взаимодействия.   Именно поэтому можно утверждать: полноценное овладение методикой фольклора - это вершина педагогического мастерства. В группах раннего возраста необходимая образовательная деятельность решает несколько задач развития речи и познавательных способностей при одной ведущей. Например, основная задача знакомство с потешкой. Параллельно, по ходу ее осуществления, воспитатель сообщает детям новые сведения (зайцы едят капустку, а мыши грызут хлебные корочки), отрабатывают четкое произношение некоторых трудных слов. Неисчерпаема глубина воздействия на ребенка и его речь малых поэтических форм народного творчества. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»